Кино

София Коппола и Рашида Джонс о комедии «Последняя капля», отцах и дочерях, Билле Мюррее

Новый фильм о шпионаже за мужем, заподозренным в неверности, можно посмотреть на платформе Apple TV+ уже сегодня
София Коппола
София Коппола

23 октября на платформе Apple TV+ вышла комедия Софии Копполы «Последняя капля». В центре сюжета — отец Феликс (Билл Мюррей) и дочь Лора (Рашида Джонс), вместе они решают пошпионить за супругом Лоры, заподозрив его в неверности. Мы встретились с режиссером картины и с исполнительницей главной роли — Рашидой Джонс, чтобы поговорить о фильме, об отцах и дочерях и, конечно же, чтобы обсудить Билла Мюррея «за глаза».

София, Рашида, расскажите, как вы познакомились и как решили поработать вместе?

София Я встречала Рашиду несколько раз на протяжении нескольких лет, но мы никогда не проводили много времени вместе. Удивительно, но много лет назад, работая над «Трудностями перевода», я вела воркшоп, где Рашида была актрисой, что само по себе довольно забавное совпадение. Я рада, что в этот раз нам удалось как следует пообщаться, пока мы работали над этим фильмом. Конечно, помог и тот факт, что Рашида сама сценарист, так что я отправляла ей свои наработки — мне было интересно услышать ее мнение!

Рашида Я не могу поверить в это, но мы познакомились 17–18 лет назад! Работа с Софией, с таким потрясающим молодым режиссером, тогда во многом меня сформировала. Кажется, что теперь круг замкнулся: мы смогли поработать вместе, причем на гораздо более серьезном и глубоком уровне — словом, моя мечта сбылась. Теперь мне, как начинающему режиссеру, довелось наблюдать за Софией в работе, а это бесценный опыт. То, как она снимает, как ведет себя, как руководит съемочной площадкой — все это так вдохновляет и мотивирует!

Я всегда восхищалась фильмами Софии, но тут вдруг она без предупреждения сообщила мне, что работает над сценарием в расчете на меня! Я была польщена. Как только я прочитала сценарий, у нас сразу возникло много тем для обсуждения. Мы начали говорить о том, кто такие эти персонажи и обо всех деталях, это заняло примерно год!

Марлон Уайанс и Рашида Джонс в фильме «Последняя капля» Софии Копполы

София, как появилась идея фильма, почему вы решили именно сейчас сконцентрироваться на отношениях отцов и дочерей и почему выбрали жанр комедии?

София Подруга рассказала мне, как она вместе с отцом шпионила за своим супругом. Я подумала, что хотела бы увидеть эту историю на экране в ключе этакой шаловливой комедии, бадди-муви. Меня тянуло сделать смешную, остроумную нью-йоркскую комедию, которая запечатлела бы энергию этого города. Мне хотелось показать, насколько расходятся взгляды отцов и дочерей на отношения между мужчинами и женщинами, насколько они различны в своих суждениях и мировоззрениях. Мне хотелось соединить все воедино, снять легкий и веселый фильм, который при этом будет глубоким настолько, что сможет передать сложность этих тем. 

Говоря о разнице поколений, почему именно сейчас вы решили снять фильм об этом?

София Мы говорили об этом с Рашидой. Любопытно, конечно, как все эти разговоры ведутся сегодня в нашем обществе, как эти темы поднимаются в современной культуре. Мне было интересно пропустить это через призму отношений отцов и дочерей... В каком-то смысле написание этого сценария позволило мне разложить по полочкам все те вещи, которые нам вдалбливались в детстве относительно мужских и женских ролей. Мне кажется, наше поколение в какой-то степени было рождено, чтобы с этим бороться… Отношения отцов и дочерей уникальны. К примеру, Марлон (Марлон Уайанс — исполнитель роли супруга Лоры. — Прим. Vogue) — у него практически взрослые дочери, и мы говорили о том, насколько важны отношения отцов и дочерей и какое влияние они оказывают на отношения, которые формируются в будущем.

Рашида Джонс и Марлон Уайанс в фильме «Последняя капля» Софии Копполы

Персонаж Феликса, которого играет Билл Мюррей, он не просто отец, он больше, чем жизнь, грандиозная фигура. Как вы прорабатывали образ такого человека в фильме и, главное, как вы воссоединились с Биллом Мюрреем 17 лет спустя после «Трудностей перевода»? Говорят же, что у него нет ни агента, ни менеджера!

Рашида Я наконец-то нашла ему агента! Я подумала, что время пришло, он сделал достаточно в своей карьере, пора бы ему и агентом обзавестись. Конечно, мне было трудно, но все же я смогла! (Смеется.)

София Билла все еще трудно найти, даже сегодня, он поэтому и не присоединился к нашему разговору. Он очень загадочен, никогда не знаешь, когда и где он объявится, но в этом и есть свое очарование: всегда так радуешься, когда он вдруг появляется! Работать с ним всегда так приятно, потому что вместе с собой он приносит магию. Билл всегда удивляет всех: что бы он ни делал, это всегда что-то неожиданное…

Что до «Трудностей перевода», Билла так полюбили в этой роли, что мне не хотелось даже касаться этого... Но теперь, когда наши жизни так переменились, мне показалось, что здорово будет снова поработать вместе... За основу персонажа Феликса мы не брали одного конкретного человека, в его персонаже есть черты от многих людей, но именно Билл сделал этого героя таким, какой он есть, вдохнул в него жизнь... Билл взялся за дело и сразу раскусил этого персонажа. Конечно же, надо было, чтобы Феликса сыграл человек, который очень любим многими, потому что в нем есть мрачная, темная сторона, и да, порой он говорит вещи, с которыми я не согласна, но именно Билл сыграл этого героя так, что мы смогли переварить то, что он порой говорил.

София Коппола, Рашида Джонс и Билл Мюррей

Рашида Сейчас все так быстро меняется — кажется, что за последние пять лет прошло по крайней мере 60, если думать о больших переменах. Людям поколения Феликса это трудно пережить. Я не забывала, что Феликс наверняка видит себя этаким дамским угодником и любителем женщин, а Лора тем временем приходит в ужас от того, как он это выражает, и она совершенно права… В то же самое время мне кажется, что Лоре нравится греться в лучах харизмы своего отца. Ей комфортно проводить с ним время, особенно сейчас, когда она так беспокоится о будущем. Ей это приключение так же нужно, как и ему.

София Я раньше не видела, как Билл играет отца. Мне было интересно представить его в роли этого искрометного, но непростого персонажа. Это как раз такой человек, с которым хочется броситься в безумную авантюру…

Билл берет все, что для него пишут, и переносит это на другой уровень. В одной сцене он ждет Лору, чтобы отвезти ее в ресторан обедать, и я попросила его понюхать розы, которые он ей принес. Но Билл не просто понюхал цветы. Он обнял этот букет всем своим существом и практически вобрал его в себя. В этом персонаже есть очень много от Билла.

Билл Мюррей и Лианна Мускат в фильме «Последняя капля» Софии Копполы

Вы упоминали, что поколение отцов — это поколение мартини, что вы имеете в виду?

София Я много думала о собственном отце и том поколении мужчин, так называемом поколении мартини, представители которого — крайне колоритные личности, но тем не менее принадлежат к культуре объективации. Мужчины, которые пьют и курят сигары, они связаны со «старым» миром, со стилем жизни и мышлением того времени, этого практически нет в нашем современном мире. Конечно же, у них совершенно другие взгляды на жизнь, это мужчины определенной породы и класса, у них есть веселые черты, но как показать это? Особенно когда появляются противоречия между новым поколением и поколением родителей... Я задумалась над тем, как отношения с отцом влияют на отношения с противоположным полом, на брак. Какие отношения сложились с мужчинами в нашей жизни, которых мы искренне любим, но с которыми не всегда соглашаемся, когда дело доходит до взаимоотношений между полами? 

Рашида У нас с Софией это общее... и я думаю, что у нас есть определенные общие сценарии поведения, которые вырабатываются, если ты дочь такой масштабной фигуры (отец Рашиды Джонс — Куинси Джонс, известный композитор, лауреат ЭГОТ (обладатель премий «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони»), продюсер альбома Thriller Майкла Джексона. — Прим. Vogue). Это неизбежно до какой-то степени повлияет на формирование твоей личности и на твое поведение с мужчинами определенного типа, похожими на твоего отца, которые могут быть великодушными, завораживающими, затмевать все вокруг себя, но с ними надо держать ухо востро.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

София, в ваших фильмах героини — всегда волевые женщины, начиная еще с «Девственниц-самоубийц». Вам не кажется, что только сейчас Голливуд начал нагонять вас и ваши идеи, которые вы транслировали в кино больше 20 лет?

София Я очень рада, что появляется все больше и больше историй, рассказанных с женской точки зрения. Когда я только начинала свою карьеру, было очень трудно получить зеленый свет на такие проекты, но сегодня они становятся нормой. Это те истории, которые интересуют меня лично и рассказаны с моей точки зрения, и я думаю, что чем больше точек зрения мы будем видеть в кино, тем лучше. Важно, чтобы истории были рассказаны самыми разными голосами.

Рашида, я читала, что съемки этого фильма пришлись на не самое простое время в вашей жизни, что вы привнесли в персонажа Лоры, который изначально кажется очень копполовским? Как вы так красиво вошли в эту роль?

Рашида У меня как раз закончился очень насыщенный событиями год: умерла моя мама, и у меня самой появился ребенок... Даже в обычных обстоятельствах всегда надеешься, что сможешь привнести в роль самую честную полноценную версию себя и пытаешься не бояться провалить эту роль. Но когда все становится сложнее и приходится одновременно справляться с обстоятельствами личной жизни, тогда надеешься, что можешь довериться людям, что они привнесут все необходимое на съемочную площадку и смогут вдохнуть все это в персонажа. Мне очень повезло — оказаться в руках Софии и работать с теми людьми, с которыми я работала на «Последней капле», рядом с ними я ощущала себя в безопасности, понимала, что они поддерживают меня, когда чувствовала себя уязвимой. Рядом с ними я могла быть самой собой, такой, какая я есть в этот день, что бы я ни испытывала! Порой я была в замешательстве, но даже это, будем надеяться, передалось и в моем персонаже и, может, даже добавило ему глубины.

Если говорить о материнском аспекте фильма, вы брали за основу какие-либо книги или идеи о материнстве?

София Нет, я говорила с друзьями из творческой среды, у кого есть дети. Мы обсуждали с ними то, как они со всем справляются, как работают после появления детей. 

София, если взять ваши предыдущие работы, будь то «Трудности перевода», «Где-то», и теперь «Последнюю каплю», что объединяет ваших героинь и что отличает?

София Думаю, все они часть меня, такой, какая я была в разные периоды своей жизни. В этих историях были небезразличные мне элементы, мысли, которые я обдумывала. Конечно, есть мотив отношений отцов и дочерей — и в «Где-то» с Эль Фэннинг, и в «Последней капле» с Рашидой Джонс, — но это разные моменты жизни, истории из разного времени, размышления о том, каким человеком ты будешь и какие роли будешь играть по жизни. Кто-то из моих друзей посмотрел «Последнюю каплю» и сказал: «О, Рашида замечательно транслирует твою энергию». Но я вижу Рашиду в этом фильме как свое альтер эго, улучшенную версию того человека, которым мне хотелось бы стать... Рашида похожа на Лору — она стоит обеими ногами на земле. Она крайне ответственно подошла к роли «серьезного партнера», от которого отталкивается неуемная энергия Билла. 

Рашида Мне было непросто порой — София, а значит, и Лора — гораздо более сдержанные личности. Я намного более откровенна и уверена в себе. Лора просто может закатывать глаза и держать все в себе до последнего момента, а потом уже высказывать все напрямую. Она так сильно любит Феликса, что придумывает оправдания для всяческих глупых поступков, пока совсем не накипело. В этом она похожа на Софию. Я видела, как София тушит пожары без воды, исключительно молчанием, тактом и терпением. Ей не надо быть резкой, чтобы быть сильной. Я восхищаюсь этой ее чертой, так что постаралась придать Лоре той же элегантности. Мне очень нравится, что Лора носит кроссовки Vans и одновременно сумку Chanel — смешивает стиль даунтауна и аптауна (более консервативного, классического района Нью-Йорка. — Прим. Vogue).

Рашида Джонс и Билл Мюррей в фильме «Последняя капля» Софии Копполы

София, а во время съемок вы что-то меняли в сценарии? Может быть, Рашида и Билл что-то сымпровизировали и это было так хорошо, что вы решили оставить это в фильме?

Рашида Насвистывание!

София Да, это появилось на этапе репетиций!

Рашида Билл — потрясающий свистун, но не я. Мне кажется, что в прошлом мне лучше удавалось насвистывать мелодии. У меня есть друг, его мама до рождения детей была оперной певицей, но после появления ребенка больше не смогла петь — такой странный грустный символизм, будто она отдала свой дар и свою карьеру в обмен на материнство. Так что мы решили внести этот элемент в фильм и рассказать об этом через призму отношений отца и дочери. 

София Да, и мы подумали, что это может быть метафорой того, как она может вернуться к самой себе, вернуть себе свой дух. И конечно, были элементы импровизации и в сценах засады, но это то, над чем Билл и Рашида работали вдвоем!

Рашида С момента, как я познакомилась с Биллом, мне показалось, мы нашли какой-то общий ритм, и, может быть, именно это и увидела София. Я даже не знаю, как описать то, что есть у нас с Биллом, это такая странная штука: иногда я его обожаю, а иногда он меня доводит до белого каления... Он икона, но он сочетает юмор с искренностью и реализмом… Билл вносит глубину в каждое мгновение, и играть с ним — это чистое удовольствие, потому что он поднимает тебя на уровень выше. Он из людей, которые подобны целой вселенной. После того как вы попадете в его пространство, вы оказываетесь в другом космосе, в космосе Билла.