Театр у микрофона. 3 молодые российские группы, которые ни в чем себя не ограничивают

«Залпом», «Вещь» и Lucidvox
Молодые российские группы «Залпом» «Вещь» и Lucidvox не хотят вписывать себя в рамки жанров и превращают каждое...
Фото: Алексей Дунаев. Стиль: Ольга Дунина, Дарья Баскова. Прически: Марина Рой/TIGI. Макияж: Ксения Виноградова. Ассистент фотографа: Артем Бирюков/Mayak. Ассистенты стилиста: Анна Мелкозерова, Павел Турчин. Ассистенты визажиста: Екатерина Никитина, Влада Томилко. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Анастасия Певунова, Анна Кормышенкова

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

Электро-фолк, инди-поп, перформанс и современное искусство — эти столичные группы больше не хотят вписывать себя в рамки жанра и превращают концерты в настоящий спектакль.

«Вещь»

На Антоне Ярославе и Саше хлопковые рубашки Kiton шерстяные брюки Giorgio Armani кожаные ботинки Dr. Martens

На Антоне, Ярославе и Саше: хлопковые рубашки, Kiton; шерстяные брюки, Giorgio Armani; кожаные ботинки, Dr. Martens

В 2010 году Антон Комаров и Анастасия Климова в составе группы Silver Pills выступали на разогреве у 30 Seconds to Mars в Москве и Киеве. Тогда журнал Rolling Stone назвал инди-поп-дуэт из Иваново уникальным коктейлем из электроники 1980-х и гаражного рока 1960-х. Silver Pills больше не выступают; вместо них в 2018 году Комаров и Климова запустили проект «Вещь», жанровое определение которого пока под вопросом. «Жанров и нет, — отмечает Климова. — Я поклонница старых радиоспектаклей, могу послушать «Поп-механику» Курехина, фри-джазовые импровизации Брецмана, The Beatles, «Мэри Поппинс», а потом группу из японской новой волны Plastics. Часто у нас нет понимания того, что мы делаем. Просто делаем».

На Насте хлопковый воротник шерстяной жакет все Gucci

На Насте: хлопковый воротник, шерстяной жакет, все Gucci

Название группы было найдено в журнале о художнике Тимуре Новикове: на одном из снимков на его футболке было написано «Вещь». Позже музыканты узнали, что это логотип журнала о совриске, издававшегося Эль Лисицким и Ильей Эренбургом в Германии. «А тогда нам просто понравилось слово, — вспоминает Настя. — И графически оно выглядело здорово». «В какой-то момент мы с Настей погрузились в живопись, перформанс, акционизм, много читали об этом, — добавляет Комаров. — И это привело к появлению группы». «Вещь» создавалась не столько как музыкальный, сколько как арт-проект. Вместо песен — декламация новостных заметок (как в треке «Ситуация 3» из альбома «По-прежнему и даже лучше»), вместо клипов — видео-арт (в ролике на песню «Пластмассовый взор» Боуи и Гаркуша пьют водку и смотрят японскую рекламу 1990-х), а вместо концертов — спектакли («Вещь» — по мотивам сорокинской «Метели» и «Счет-фактура» — о «пути одного офисного работника»). «Нам нравится быть внезапными, — заключает Климова. — Вызывать отторжение, возмущение. Доставать из людей эмоции. А иначе какова функция искусства? Оно создано для таких вот вещей».

«Залпом»

По часовой стрелке. На Мише хлопковый костюм кожаная портупея кожаные лоферы все Gucci. На Сергее пиджак из бархата и...

По часовой стрелке. На Мише: хлопковый костюм, кожаная портупея, кожаные лоферы, все Gucci. На Сергее: пиджак из бархата и кожи, Spin4Spin; хлопковые брюки, Sashaverse; кожаные ботинки, Dr. Martens. На Илье: хлопковая рубашка, Roma Uvarov. На Степане: жилет из перьев, замшевый пиджак, шелковая рубашка, шерстяные брюки, все Gucci. На Ксюше: шерстяное платье, кожаные сапоги, все Louis Vuitton

«В «Современник» я попал в 14 лет и тогда же от местных великих стариков узнал, как в Советском Союзе создавался этот свободолюбивый театр, — вспоминает актер Сергей Аполлонов. — С первого дня меня не покидало желание создать свой собственный». Этим театром и стала арт-группировка «Залпом», основанная Аполлоновым и музыкантом Степаном Привезенцевым в 2017 году. В ДНК группы — новый русский фольклор (мемы с согражданами-баламутами), современная драматургия (хит «Тяжело быть п*****м на заводе» — оммаж пьесе Михаила Дурненкова «Синий слесарь») и перформанс: так, перед одним из концертов зрители попадали сначала в кафе «Фиалка», где их встречала буфетчица Варвара Шмыкова, и лишь потом оказывались у сцены.

Молодые российские группы «Залпом» «Вещь» и Lucidvox не хотят вписывать себя в рамки жанров и превращают каждое...

«Раннее творчество «Залпом» — оно о созерцании и насмешке, — говорит Привезенцев о дебютном альбоме «Товарищ Дура». — Это был просто угар. Мы смотрели ролики, где чуваки прыгают из окон, и видели в этом неофольклор. Но скоро созерцание нам заменила потребность в исследовании». В 2018 году «Залпом» давали концерт на Алтае и, «вынырнув из мистики природы», решили на время отложить вирусный фольклор и пуститься в изучение классического. В 2019 году группа вместе с Хаски и Zavet отправилась в этнографическую экспедицию в Кировскую область, откуда привезла часть песен для альбома «Лес видит» и музыкальный спектакль-лекцию «Деревня Московская». Последний был поставлен в Москве — Аполлоновым и приглашенным драматургом Кариной Бесолти (оба — выпускники мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ). На весну у «Залпом» запланирован концерт, а на ближайшее время — новые песни. Следите за афишей. 

Lucidvox

Сле­ва на­пра­во. На Алине хлоп­ко­вые топ и бри­джи голь­фы бо­со­нож­ки все Acne Studios ме­тал­ли­че­ское ко­лье...

Сле­ва на­пра­во. На Алине: хлоп­ко­вые топ и бри­джи, голь­фы, бо­со­нож­ки, все Acne Studios; ме­тал­ли­че­ское ко­лье с кри­стал­ла­ми, Vetements. На На­де: ко­жа­ный топ, юб­ка из тю­ля, все Alexander McQueen. На Гал­ле: хлоп­ко­вая блу­за, Ли­за Ли­си­ци­на × LNVL; ко­жа­ные брю­ки с вы­шив­кой, Dolce & Gabbana. На Эл­ле: шел­ковое пла­тье, Cecilie Bahnsen

Песни Lucidvox могли бы быть саундтреками к балету «Весна священная». Их мелодика хорошо накладывается на работы Александра Дейнеки. Есть в них что-то и от иллюстраций Ивана Билибина: под эту музыку могли бы оживать русалки и кикиморы» — так пишет о квартете из Москвы британский критик и автор The Quietus Ричард Фостер. Lucidvox — это четыре девушки: Алина Евсеева (вокал, синтезатор и флейта), Галла Гинтовт (гитара), Надя Самодурова (барабаны) и Элла Байысбаева (бас). «Мы с Глашей учились в институте, ходили в поход с нашими друзьями-музыкантами, — вспоминает Алина, — и решили, что тоже можем собрать группу, почему бы и нет». Дело было в 2013-м. С тех пор психоделический рок с фольклорными напевами побывал на международных фестивалях, где Lucidvox делили сцену с гуру экспериментальной музыки вроде St. Vincent, Yves Tumor и другими. На концерте в Любляне группу заметил немецкий лейбл Glitterbeat, на нем в 2020 году вышел «Мы есть» — первый альбом группы. 

Из-за пандемии тур в Европе подвис, но трек «Ты есть» с этого альбома попал в «Вечерний Ургант», клип на песню «Звездочка» стал лучшим на Moscow Shorts Film Festival, а саму пластинку представили в Mutabor и на фестивалях «Форма» и Awaz. Но Lucidvox — это уже не только экспериментальный электро-фолк. «Мы давно обсуждаем перформативные элементы в контексте живого выступления. Надя в прошлом году посещала группу по акционизму в «Гараже», мы с Алиной вышли из стен ГИТИСа, — говорит Галла. — Моя мечта — сделать мистериальное действо в настоящем театре». Первые концерты-перформансы уже позади: на сцене казанского Awaz вместе с квартетом выступала пластическая арт-группа «Ониоколотут». «Мы всегда несем образ какой-то женской силы, которая может и очаровывать, и пугать одновременно», — продолжает Галла. «И сейчас нам интересно показывать то, что мы чувствуем, через другие медиаторы, — добавляет Надя. — Не только при помощи музыки».

Сле­ва на­пра­во. На Алине ко­жа­ный кор­сет хлоп­ко­вый кэт­сьют все Acne Studios. На Гал­ле топ и бра из тю­ля...

Сле­ва на­пра­во. На Алине: ко­жа­ный кор­сет, хлоп­ко­вый кэт­сьют, все Acne Studios. На Гал­ле: топ и бра из тю­ля, хлоп­ко­вые брю­ки, сан­да­лии из ат­ла­са, все Sportmax