Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.
Электро-фолк, инди-поп, перформанс и современное искусство — эти столичные группы больше не хотят вписывать себя в рамки жанра и превращают концерты в настоящий спектакль.
«Вещь»
В 2010 году Антон Комаров и Анастасия Климова в составе группы Silver Pills выступали на разогреве у 30 Seconds to Mars в Москве и Киеве. Тогда журнал Rolling Stone назвал инди-поп-дуэт из Иваново уникальным коктейлем из электроники 1980-х и гаражного рока 1960-х. Silver Pills больше не выступают; вместо них в 2018 году Комаров и Климова запустили проект «Вещь», жанровое определение которого пока под вопросом. «Жанров и нет, — отмечает Климова. — Я поклонница старых радиоспектаклей, могу послушать «Поп-механику» Курехина, фри-джазовые импровизации Брецмана, The Beatles, «Мэри Поппинс», а потом группу из японской новой волны Plastics. Часто у нас нет понимания того, что мы делаем. Просто делаем».
Название группы было найдено в журнале о художнике Тимуре Новикове: на одном из снимков на его футболке было написано «Вещь». Позже музыканты узнали, что это логотип журнала о совриске, издававшегося Эль Лисицким и Ильей Эренбургом в Германии. «А тогда нам просто понравилось слово, — вспоминает Настя. — И графически оно выглядело здорово». «В какой-то момент мы с Настей погрузились в живопись, перформанс, акционизм, много читали об этом, — добавляет Комаров. — И это привело к появлению группы». «Вещь» создавалась не столько как музыкальный, сколько как арт-проект. Вместо песен — декламация новостных заметок (как в треке «Ситуация 3» из альбома «По-прежнему и даже лучше»), вместо клипов — видео-арт (в ролике на песню «Пластмассовый взор» Боуи и Гаркуша пьют водку и смотрят японскую рекламу 1990-х), а вместо концертов — спектакли («Вещь» — по мотивам сорокинской «Метели» и «Счет-фактура» — о «пути одного офисного работника»). «Нам нравится быть внезапными, — заключает Климова. — Вызывать отторжение, возмущение. Доставать из людей эмоции. А иначе какова функция искусства? Оно создано для таких вот вещей».
«Залпом»
«В «Современник» я попал в 14 лет и тогда же от местных великих стариков узнал, как в Советском Союзе создавался этот свободолюбивый театр, — вспоминает актер Сергей Аполлонов. — С первого дня меня не покидало желание создать свой собственный». Этим театром и стала арт-группировка «Залпом», основанная Аполлоновым и музыкантом Степаном Привезенцевым в 2017 году. В ДНК группы — новый русский фольклор (мемы с согражданами-баламутами), современная драматургия (хит «Тяжело быть п*****м на заводе» — оммаж пьесе Михаила Дурненкова «Синий слесарь») и перформанс: так, перед одним из концертов зрители попадали сначала в кафе «Фиалка», где их встречала буфетчица Варвара Шмыкова, и лишь потом оказывались у сцены.
«Раннее творчество «Залпом» — оно о созерцании и насмешке, — говорит Привезенцев о дебютном альбоме «Товарищ Дура». — Это был просто угар. Мы смотрели ролики, где чуваки прыгают из окон, и видели в этом неофольклор. Но скоро созерцание нам заменила потребность в исследовании». В 2018 году «Залпом» давали концерт на Алтае и, «вынырнув из мистики природы», решили на время отложить вирусный фольклор и пуститься в изучение классического. В 2019 году группа вместе с Хаски и Zavet отправилась в этнографическую экспедицию в Кировскую область, откуда привезла часть песен для альбома «Лес видит» и музыкальный спектакль-лекцию «Деревня Московская». Последний был поставлен в Москве — Аполлоновым и приглашенным драматургом Кариной Бесолти (оба — выпускники мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ). На весну у «Залпом» запланирован концерт, а на ближайшее время — новые песни. Следите за афишей.
Lucidvox
Песни Lucidvox могли бы быть саундтреками к балету «Весна священная». Их мелодика хорошо накладывается на работы Александра Дейнеки. Есть в них что-то и от иллюстраций Ивана Билибина: под эту музыку могли бы оживать русалки и кикиморы» — так пишет о квартете из Москвы британский критик и автор The Quietus Ричард Фостер. Lucidvox — это четыре девушки: Алина Евсеева (вокал, синтезатор и флейта), Галла Гинтовт (гитара), Надя Самодурова (барабаны) и Элла Байысбаева (бас). «Мы с Глашей учились в институте, ходили в поход с нашими друзьями-музыкантами, — вспоминает Алина, — и решили, что тоже можем собрать группу, почему бы и нет». Дело было в 2013-м. С тех пор психоделический рок с фольклорными напевами побывал на международных фестивалях, где Lucidvox делили сцену с гуру экспериментальной музыки вроде St. Vincent, Yves Tumor и другими. На концерте в Любляне группу заметил немецкий лейбл Glitterbeat, на нем в 2020 году вышел «Мы есть» — первый альбом группы.
Из-за пандемии тур в Европе подвис, но трек «Ты есть» с этого альбома попал в «Вечерний Ургант», клип на песню «Звездочка» стал лучшим на Moscow Shorts Film Festival, а саму пластинку представили в Mutabor и на фестивалях «Форма» и Awaz. Но Lucidvox — это уже не только экспериментальный электро-фолк. «Мы давно обсуждаем перформативные элементы в контексте живого выступления. Надя в прошлом году посещала группу по акционизму в «Гараже», мы с Алиной вышли из стен ГИТИСа, — говорит Галла. — Моя мечта — сделать мистериальное действо в настоящем театре». Первые концерты-перформансы уже позади: на сцене казанского Awaz вместе с квартетом выступала пластическая арт-группа «Ониоколотут». «Мы всегда несем образ какой-то женской силы, которая может и очаровывать, и пугать одновременно», — продолжает Галла. «И сейчас нам интересно показывать то, что мы чувствуем, через другие медиаторы, — добавляет Надя. — Не только при помощи музыки».