© Тина Тернер за кулисам шоу Radio City Music Hall в Нью-Йорке, 1993

Lifestyle

«Время над ней не властно»: Джорджо Армани, Лайонел Ричи, Донателла Версаче и другие звезды — о своей подруге Тине Тернер

По случаю выхода новой документальной ленты HBO «Тина» Vogue вспоминает самые яркие моменты блестящей шестидесятилетней карьеры суперзвезды с теми, кто знал ее лучше всех

Анна Мэй Буллок, впоследствии ставшая Тиной Тернер, одной из самых востребованных артисток всех времен (на сегодняшний день в мире продано более 200 миллионов копий дисков с записями песен в ее исполнении), называла себя «девушкой с хлопковых полей» и выросла в Натбуше, штат Теннесси. Новый документальный фильм HBO «Тина», снятый режиссерами оскароносной ленты «Непобежденные» (2011) Дэниэлом Линдси и Т. Дж. Мартином, рассказывает историю певицы с помощью архивных кадров и интервью с теми, кто знал ее лично. 

Тина уверенно восходила на звездный олимп, несмотря на довольно мрачный период в ее личной жизни. В начале 1970-х она блистала на сцене рядом с мужем Айком Тернером, с которым познакомилась в 1956 году. Вместе они создали такие хиты, как Proud Mary (1971) и Nutbush City Limits (1973). Но с начала 1960-х партнер подвергал певицу физическому и эмоциональному насилию. Ее пытки закончились лишь в День независимости в 1976 году, когда она сбежала из гостиничного номера в Далласе с 36 центами в кармане, пока Айк спал.

С выходом в 1984 году альбома What’s Love Got to Do with It Тернер не просто вернулась на сцену, она переродилась. «То был дебют Тины, — объясняет она в документальном фильме. — Мой первый альбом». Она стала носить короткие платья, волосы тоже подстригла короче, а еще у нее была мечта: «стать лучшей темнокожей исполнительницей рок-н-ролла, которая будет собирать стадионы, как The Rolling Stones». Она сумела преодолеть давление со стороны расистски настроенных музыкальных продюсеров и выступала перед 180-тысячной аудиторией, сыграла тетушку Энтити в блокбастере «Безумный Макс 3: Под куполом грома» (1985), выпустила мемуары «Я, Тина» (1986) и биографический фильм, а также провела девять сольных туров.

Тернер завершила сценическую деятельность в 2009 году в возрасте 69 лет, но это никак не сказалось на ее способности очаровывать мировую аудиторию. После выхода на пенсию она осела в Швейцарии со своим вторым мужем, музыкальным продюсером Эрвином Бахом, за которого вышла замуж в 2013-м, опубликовала еще одну автобиографию «Тина Тернер. Моя история любви» (2018) и получила «Грэмми» за особые заслуги в музыкальной индустрии.

Фанаты говорят, что «Тина» — лебединая песня 81-летней иконы. Vogue поговорил о самых запоминающихся моментах блестящей карьеры суперзвезды с близкими ей людьми.

Донателла Версаче

«Мы с братом Джанни одевали Тину, когда она выступала в Милане в мае 1997 года. Создали мини-платье в бельевом стиле, очень короткое. Увидев его, она сказала: «Короче». Когда же она облачилась в него и посмотрела на себя в зеркало, ее настроение резко изменилось: львица вышла в свет. Тина действительно понимает и умеет использовать силу одежды. За кулисами перед выступлением она танцевала с Джанни, это было волшебно, никогда не забуду тот момент. На сцене чувствовалась ее невероятная энергетика».

Донателла Версаче, Джанни Версаче и Тина Тернер, 1997

© Gian Paolo Barbieri

Лайонел Ричи

«Когда я думаю о своей дорогой подруге Тине, первое, что приходит в голову — это решимость, сила и невероятная трудовая этика. Есть артисты, есть певцы, есть шоумены. Тина объединяет в себе все три эти образа.

Тина выпускала свой новый альбом Private Dancer и только оправилась от ужасного развода, когда согласилась выступить на разогреве в моем мировом турне 1984 года. Помню, как она шла на репетицию — была тихоней, даже застенчивой, с этой удивительной улыбкой и яркой индивидуальностью. Потом заиграла музыка, и она превратилась в Тину Тернер! Я даже не мог выступать — просто сидел и смотрел, что она делает.

Быть ​​поклонником Тины — неплохая перспектива, но, находясь с ней на одной сцене, я испытал самые невероятные чувства в моей жизни. Ни одного скучного мгновения, все — огонь. Что мне нравится в Тине, так это то, что она завораживает своим пением, своей игрой, своей энергией. Когда подошла моя очередь выступать, она все время говорила со мной, и я не мог сосредоточиться на том, что делаю. Она приободряла меня, приговаривая: «Давай, Лайонел! Давай!», и в какой-то момент я сказал: «Если ты просто прекратишь говорить, я, возможно, смогу сконцентрироваться».

С тех самых пор, как она вышла со мной на сцену после возвращения в роли Тины Тернер и до записи альбома We Are the World (1985), а также ее тура Twenty Four Seven (2000), в который она пригласила меня после моего перерыва в музыкальной карьере, мы разделили множество счастливых моментов. Моя подруга — звезда и живая легенда, уникальная личность, озарившая своим появлением мир».

Тина Тернер и Лайонел Ричи на премии «Грэмми», 1985

© Lennox Mclendon/AP/Shutterstock

Джорджо Армани

«Мы давно знакомы с Тиной, и с годами взаимное уважение и признание переросли в прекрасную дружбу. Она была рядом во время некоторых из самых знаковых моментов в моей профессиональной и личной жизни, например, когда я был удостоен ордена Почетного легиона (высшей награды Франции) в 2008 году.

Я был польщен, когда в 2013-м Тина попросила меня создать для нее свадебное платье. Она невероятно в нем выглядела, со свойственным ей взрывным шармом. Я был на ее живом концерте в Лондоне в 2009-м, ее голос — это идеальное сочетание харизмы, магнетизма и силы, как и она сама.

Что меня больше всего восхищает, так это ее неуемная энергия, упорство, которое она проявляет на протяжении многих лет, и то, как она меняется, вернее, остается вечно молодой. Каждый раз, когда мы встречаемся, я смотрю на нее и понимаю, что время над ней не властно».

Тина Тернер и Джорджо Армани, 2010

© Stefano Guindani / Courtesy Giorgio Armani

Гейл Кинг

«Я впервые встретила Тину в 1996 году за кулисами во время ее тура Wildest Dreams и пришла в восторг. Она была именно такой, какой я ее представляла: великолепной, доброй, крутой. Я хорошо знала ее биографию и была поражена тем, как она никогда не сдавалась. Пусть она больше не выступает на сцене, приятно знать, что вот уже много лет люди по всему миру по-настоящему ее любят». 

Кит Ричардс

«Я познакомился с Тиной в 1964 году. The Rolling Stones только начинали тур по Великобритании, вдруг распахнулась дверь гримерки, и перед нами предстала Тина Тернер. Преодолев первоначальный шок, я увидел красивую, изящную женщину, полную тепла, обаяния и юмора. С тех пор она словно стала для нас старшей сестрой. Помню, как она предложила Мику нанести ментоловой мази ему на грудь, потому что у него был немного хриплый голос. После этого мы много раз работали вместе. Тина заводила публику каждую ночь, и способна на это до сих пор. Какая женщина!»

Тина Тернер и Кит Ричардс, 1985-е

© Time & Life Pictures

Боб Маки

«Я начал работать с Тиной вскоре после ее развода с Айком. Она возвращалась в шоу-бизнес — давала представление в Лас-Вегасе и выступала на телевидении с Шер. Это я сделал для них идентичные платья с пламенем из блесток. Они были одеты совершенно одинаково — поистине потрясающее зрелище! У Тины невероятное тело и ноги, поэтому было бы скучно надевать на нее вечернее платье. Она покупала одежду в недорогих бутиках Парижа, приносила мне наряды и говорила: «Сделай так, чтобы я стала похожа на пещерную женщину!»

Спустя много лет, в 2008-м, я одевал ее для тура к 50-летию музыкальной карьеры. Ездил к ней домой в Швейцарию. Все ее костюмы аккуратно хранились в гараже — она ​​настоящий перфекционист.

Тине тогда было под семьдесят. Во время выступлений она прыгала высоко над аудиторией на механической руке, которую мы называли «когтем», в туфлях Louboutin на высоких каблуках и без какой-либо страховки. Эта женщина — воплощение сила природы, и я ее обожаю».

Тина Тернер в платье Bob Mackie, 1977

© Harry Langdon / courtesy Bob Mackie

Род Стюарт

«Мне ни разу не представилась возможность спеть с кем-то, чье творчество я обожал в детстве. К сожалению, все они ушли — Сэм Кук, Отис Реддинг, Мадди Уотерс. Но в далеком 1990 году я шел по многолюдному бульвару в Ницце на юге Франции и пел It Takes Two для рекламы Pepsi с богиней Тиной Тернер. Еще у нас тогда были похожие стрижки!

Пусть Тина и пела с Боуи и Джаггером, но одно из моих самых любимых воспоминаний — наше исполнение Hot Legs на форуме в Лос-Анджелесе в 1981 году — чистая, искрящаяся магия. Какая легенда! Какой вокал! Абсолютное воплощение сексуальности... Тина тоже была ничего».

Род Стюарт и Тина Тернер, 1980-е

© Christian Simon Pietri / Sygma via Getty Images

«Тину» уже можно посмотреть на платформе HBO, Sky и Foxtel в Австралии, а международная премьера фильма запланирована на июнь.