© Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», 2020 © Музей современного искусства «Гараж». Фото: Юрий Пальмин

Искусство

Вторая Триеннале в «Гараже»: что такое «Красивая ночь всех людей» и при чем здесь Томас Сарасено

Коротко о наставничестве, любви и «высшей степени коррупции» в российском актуальном искусстве, а также о парящих воздушных сферах, где люди должны жить

11 сентября в Музее «Гараж» открывается вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», объединившая 75 художников, исследователей, образовательных и благотворительных организаций со всей страны. Состав нового выпуска сложился экспериментально: кураторы Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина предложили участникам первой Триеннале, состоявшейся в 2017-м, выдвинуть кандидатуры для участия во втором выпуске. Основы этих рекомендаций озвучены и прозрачны — как отмечают организаторы, задача Триеннале 2020 в том, чтобы показать разнообразие и крепость личных связей в мире актуального искусства России.

Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», 2020

© Музей современного искусства «Гараж»; Фото: Юрий Пальмин

Наставничество, дружба, любовь, «высшая степень коррупции» — лишь часть того, что связывает участников из 2020-го с предшественниками. В числе других вариантов — «гуру — член секты», с такой формулировкой Андрей Монастырский выдвинул на триеннале Андрея Кузькина с его «хлебными» человечками, «сообщник — сообщник» в лице Юли Шафаростовой с проектом о Бачикистане и «попкорновым фонтаном» (художницу выбрала и изобразила на выставленном здесь же портрете группировка ЗИП), «забота» — ею активистка Катрин Ненашева руководствовалась, предложив для смотра Штаб городского самовыражения.

Юрий Васильев. «Северная гора — поселок Южный», 2020

© Музей современного искусства «Гараж»; Фото: Юрий Пальмин

Название триеннале позаимствовано у математика Романа Михайлова, в 2017-м написавшего книгу на особом языке — не символьном, а процессуальном, со своевольными маршрутами чтения, без определенного сюжета. Темой формулировка «Красивая ночь всех людей», впрочем, не является — взаимодействовать с книгой или нет, участники решали сами. Концепция смотра, отмечают в «Гараже», тоже не претендует на уникальность — среди идейно близких проектов прошлых лет называют «Экспериментальное исследование» Виктора Мизиано в римском Музее фольклора (1992) и проект Андрея Паршикова «Интимный капитал», в 2010-м развернувшийся на разных московских площадках. 

Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», 2020

© Музей современного искусства «Гараж». Фото: Юрий Пальмин

Продолжая изучать в «Гараже» характеры межхудожественных отношений из 2020-го, дойдите до «любви и кумовства» Павла Пепперштейна и выбранной им Ксении Драныш, посмотрите на проект «Ковчега» для Парка Горького — такую скульптуру придумала группа «Сан-Донато» (рекомендатель — Евгения Лаптева из арт-группы «Нежные бабы»; отношения: «талант — поклонники»). 

Во многих случаях действовал формат «дружбы» — в том числе для базирующегося в Нью-Йорке Сани Кантаровского, представившего на триеннале проект «Два солнца» по рекомендации Анны Паркиной, а вышеупомянутая «высшая степень коррупции» проявилась между Анастасией Потемкиной и Александром Образумовым. На триеннале он представляет «cовременную версию» легендарного перформанса музыканта Брайана Ино, в 1990-м поместившего некоторое количество собственной урины в «Фонтан» Марселя Дюшана в нью-йоркском Музее современного искусства. Образумов проигрывает новаторскую запись Ино 1978 года, положившую название стилю эмбиент, в действующем туалете «Гаража», давно ставшем селфи-спотом.

Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», 2020

© Музей современного искусства «Гараж». Фото: Юрий Пальмин

Кроме небезызвестных сегодня авторов — Ивана Горшкова, Владимира Логутова, Аси Маракулиной или напоминающей в новой видеоработе, что «искусство — не бессмыслица», группы «Синие носы», — на триеннале появляются и совсем молодые художники и недавние выпускники (платформа «Хайдеггер», рекомендатель — Агентство сингулярных исследований (АСИ), отношения: «учитель — ученики»), а также авторы, казалось бы, далекие от настоящего момента. В разделе «Плато предков» (вся триеннале выстроена наподобие карты вымышленного мира) Аслан Гойсум выдвигает Петра Захарова, художника первой половины XIX века — и его «Портрет А. П. Ермолова» 1843 года. «Может ли память о Петре Захарове помочь нам понять, как колониальное унижение, продолжающееся и в наши дни, воспринималось, представлялось и осмыслялось на протяжении двух столетий?» — вопрошает рекомендатель, определяя характер отношений набором символов <~#*^//: +=>#: _ _ _ #~<||. 

Альбина Мохрякова. Кадр из видео Maybe Therapy?, 2020

Другие примеры связей между художниками, определившие повестку триеннале в этом году, и работы всех причастных стоит изучить неоднократно — до 17 января 2021-го.

«Красивая ночь всех людей» простирается практически на весь музей, не считая Атриума — до 14 февраля в нем выставлен десятый проект Garage Atrium Commissions, инсталляция «Движущие атмосферы» Томаса Сарасено. Этот аргентинский художник, учившийся на архитектора, работает на стыке искусства, технологий и экологической повестки. Томас много лет «осваивает» небо, проектирует воздухоплавательные аппараты, увлечен созданием нового мира — «мира без капитализма, патриархата, выбросов углекислого газа и потребительского отношения к планете, мира новых отношений с окружающей средой, без ископаемого и сжигаемого топлива, гелия, водорода, солнечных панелей и батарей». 

Ныне парящая при входе в «Гараж» полузеркальная сфера — образ того, как, по мнению Сарасено, может выглядеть одна из сотен воздушных сред обитания будущего. Такие, считает художник, должны заполнить небо, а человек — в них переселиться. 

Томас Сарасено. «Аэродинамическое воображаемое», 2018. Вид инсталляции на выставке Томаса Сарасено ON AIR в Пале де Токио, Париж

© Studio Tomás Saraceno, 2018. Предоставлено художником, галереей Pinksummer contemporary art, Генуя

Читайте также