© Пэт Кливленд в «Студии 54», 1977; Guy Marineau/Shutterstock

Искусство

Выставки 2020 года, ради которых стоит путешествовать

Крупные персональные выставки художниц от Яёи Кусамы и Марины Абрамович до Элис Нил и Цао Фэй, биеннале и многое другое

Долгие годы мы призывали к лучшей репрезентации женщин-художниц; в 2020 году музеи наконец набирают обороты. На очереди — Яёи Кусама, Элис Нил, Занеле Мухоли, Артемизия Джентилески, Цао Фэй, Марина Абрамович: провести год в путешествиях между великолепными выставками, запоздавшими на десятилетия (а в некоторых случаях и на века), — не самая плохая идея.

Современной маскулинности в различных ее проявлениях также посвящены важные выставки в Берлине и Лондоне, нью-йоркский музей Гуггенхайма тем временем исследует искусственную и естественную среды.

Из числа новых пространств, которые откроются в 2020-м, выделим монументальный ГЭС-2 по проекту Ренцо Пьяно в Москве и Фонд современного искусства Франсуа Пино в Париже, который разместится в отреставрированном Тадао Андо здании Торговой биржи. В этом году международные биеннале ожидаются в Сиднее, Сан-Паулу, Хельсинки и Марселе, триеннале — в Иокогаме и Новом Орлеане. Марракеш же встречает год на заре новой традиции — теперь это африканская культурная столица номер один. Вот наш личный шорт-лист самых значимых выставок 2020 года, ради которых можно смело брать билет на самолет (в том числе в Москву).

1. Бети Саар

до 5 апреля, LACMA, Лос-Анджелес; 22 апреля – 26 июля, Музей Людвига, Кельн; 1 декабря – 14 марта 2021, Институт современного искусства Майами

«Я больше не могу разделять свои работы, говоря, что одни связаны с оккультизмом, другие с шаманизмом, третьи — с чем-то еще и так далее… В них есть все и сразу, это просто то, чем я занимаюсь», — говорит Бети Саар. Художница, которой сейчас уже за 90, была свидетельницей движений за гражданские права в США. Ее ассамбляжи полны магии и мистицизма, но Саар может быть и прямолинейной: в узнаваемо карикатурной работе The Liberation of Aunt Jemima 1972 года главная героиня «вооружена» метлой и автоматом.

Бети Саар. The Edge of Ethics, 2010

© Museum Associates/LACMA

2. Год Яна ван Эйка

1 февраля — 30 апреля, Van Eyck. An Optical Revolution, Музей изящных искусств, Гент, Бельгия

На деле годом нидерландского живописца Яна ван Эйка стоит считать скорее 1432-й, когда он вместе со своим братом Губертом представил «Поклонение агнцу» — 24-створчатый алтарь, ставший революционным для своего времени произведением искусства. Эту работу ждала нелегкая судьба: ее критиковали, поджигали, ломали, перепродавали, за нее боролись, ее пытались украсть. Алтарь хотели заполучить и Адольф Гитлер, и Герман Геринг — в результате он почти всю Вторую мировую войну был спрятан в соляной шахте. В 2012 году реликвию начали реставрировать, створку за створкой, — теперь в первый и единственный раз покажут на выставке «Ван Эйк. Оптическая революция». Затем работа вернется на прежнее место, в собор Святого Бавона в Генте. В честь этого на различных площадках по всему городу будут показывать произведения искусства позднего Средневековья.

Ян ван Эйк. «Поклонение агнцу», 1432

© Foto: Dominique Provost

3. Марракеш — столица африканской культуры

22–-23 февраля (VIP-превью 20–21 февраля), ярмарка 1-54, отель La Mamounia; 25 февраля — 19 июля 2020, Have You Seen A Horizon Lately?, MACAAL; 19-–23 февраля, Her Eyes, They Never Lie, Black Shade Projects, Марракеш, Марокко

С февраля, одновременно с ярмаркой современного африканского искусства 1-54, в разных точках этого тысячелетнего города будут проводить многочисленные выставки и мероприятия. В числе главных — экспозиция Have You Seen A Horizon Lately? в музее современного африканского искусства Аль-Маден (MACAAL), а также новый проект местной фотоплатформы Black Shade Projects — Her Eyes, They Never Lie.

Акира Икезо. Coconut Heads around the Ceramic Studio, 2019; Have You Seen The Horizon Lately?, MACAAL

© Akira Ikezoe; Proyectos Ultravioleta

4. Masculinities: Liberation through Photography

20 февраля — 17 мая, Центр искусств Барбикан, Лондон; 16 октября — 10 января 2021 года, музей Гропиус-Бау, Берлин

Эта крупная во всех смыслах выставка посредством кино и фотографии исследует феномен современной маскулинности (с 1960-х годов до наших дней) и поднимает широкий спектр тем: квиридентичности, силы и патриархальности, женского восприятия мужественности, токсичной маскулинности, отцовства и взаимоотношений в семье. Под одной крышей соберут 300 работ 50 авторов, среди которых Ричард Аведон, Питер Худжар, Исаак Жюльен, Ротими Фани-Кайоде, Роберт Мэпплторп и Кэтрин Опи.

Ади Нез. Без названия, из серии «Солдаты», 1999

© Adi Nes & Praz-Delavallade Paris, Los Angeles

5. Countryside, The Future

20 февраля — 14 августа, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Рем Колхас вместе со своим бюро архитекторов-философов OMA устремил внимание на 98 процентов Земли, не занятых городами, и задался вопросом: какое будущее ждет эти пространства, а заодно и всех нас? В новом проекте об окружающей среде и обществе участвовали исследователи из США, Китая, Нидерландов и Кении: Колхас изучил вопрос вместе со студентами местных университетов.

Countryside, The Future

© AMO

6. Цао Фэй

4 марта — 17 мая, галерея Серпентайн, Лондон; 26 сентября — 27 декабря, Центр современного искусства UCCA, Пекин

Художница Цао Фэй исследует социальные изменения и показывает, как преображается современный Китай, работая с кино, фотографией и онлайн-средой. Фильм Haze and Fog, например, это интерпретация типичного зомби-хоррора с позиции социальной критики, в RMB City Фэй посредством своего аватара Чайны Трэйси рассказывает о виртуальном сообществе онлайн-мира под названием «Вторая жизнь», а для Rumba II: Nomad Фэй запускает роботов-пылесосов на стройплощадку в Пекине. Все работы посвящены насущному вопросу о месте технологий в нашей жизни.

Цао Фэй. Nova, 2019

© Cao Fei; Vitamin Creative Space; Sprüth Magers

7. Обри Бердслей

4 марта — 25 мая, Tate Britain, Лондон; 15 июня — 13 сентября, музей Орсе, Париж

Британский иллюстратор умер в возрасте всего 25 лет, но работы, выполненные Бердслеем за короткую жизнь, были безошибочны в плане стиля: причудливые узоры, смелые линии, пышность и декоративность стали отражением декадентской эпохи fin de siècle и обеспечили вечную славу автору.

Обри Бердслей на снимке Фредерика Эванса, 1893

© Frederick Evans/Wilson Centre for Photograph

8. Карл Крейг. Party/Afterparty

6 марта — 7 сентября, Dia: Beacon, Бикон, штат Нью-Йорк, США

Последние пять лет легендарный техно-диджей Карл Крейг провел за работой над совместным проектом с музеем Dia: Beacon, расположенным на берегу реки Гудзон. Результат — инсталляция, которая разместится в подвальном помещении здания, — передаст дух вечеринки и того, что происходит после.

Карл Крейг в Dia: Beacon

© Eva Deitch

9. Сесил Битон. Bright Young Things

2 марта – 7 июня, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания

Фотограф Сесил Битон был главным хроникером жизни лондонского высшего общества 1920-х – 1930-х годов. Будучи сам близок этим кругам, Битон стал прародителем жанра светской фотографии, которому журналы во главе с Vogue остаются верны до сих пор.

Баба Битон на снимке Сесила Битона, 1925

© National Portrait Gallery London

10. Studio 54: Night Magic

13 марта — 5 июля, Бруклинский музей, Нью-Йорк, США

В 1977 году Нью-Йорк нуждался в громких вечеринках — город оказался на пороге банкротства, — и «Студия 54» ответила на этот запрос. С первых же дней ночной клуб получил статус культового: достаточно вспомнить знаменитое фото Бьянки Джаггер, приехавшей на одну из тусовок верхом на коне. К слову, то была вечеринка, которую организовал Рой Халстон специально в честь Бьянки. «Ключ к успеху «Студии 54» заключался в диктатуре на входе и демократии на танцполе», — говорил Энди Уорхол. Впрочем, из-за проблем с налогами клуб пришлось закрыть — он прекратил существование в 1980 году, отметив это бурной вечеринкой под названием The End of Modern-day Gomorrah.

Бьянка Джаггер в «Студии 54», 1977

© Rose Hartman/The Artists Company

11. Nirin: 22-я Сиднейская биеннале

14 марта — 8 июня, Сидней, Австралия

На языке народа вираджури, к которому принадлежит куратор 22-й Сиднейской биеннале — австралийский художник Брук Эндрю, слово nirin означает «край». Эндрю руководит программой, которую «возглавляют художники и коренные народы» и углубляется в прошлые тревоги насчет верований, что «художники и представители творческих профессий способны решать трудные задачи, исцелять, делить все на части, воображать себе будущее грядущие изменения, чтобы перезагрузить этот мир». Состав из 98 участников — жгучий мультинациональный коктейль, куда среди прочих попали Анна Богигуян, Мохамед Буруисса, Лоуренс Абу Хамдан и Артур Джафа.

Лор Пруво. Lick in the Past, 2016 в пространстве Fahrenheit (Лос-Анджелес)

© Jeff McLane

12. Югетт Калан

24 марта — 26 августа, арабский музей современного искусства Матхаф, Доха, Катар

В поздние годы своей карьеры Югетт Калан создавала дикую и чувственную живопись, объединяющую изображения частей тела крупным планом и плоти, а также стала работать над дизайном одежды. Калан ушла из жизни в сентябре прошлого года, этой весной арабский музей современного искусства Матхаф в Дохе чествует ливанскую художницу большой выставкой.

13. Ники де Сен-Фалль

5 апреля — 7 сентября, MoMA PS1, Нью-Йорк, США

Ярая противница доминирующего в арт-мире мачизма Ники де Сен-Фалль стреляла в холсты и скульптуры, содержавшие воздушные шарики с краской, — так что они буквально истекали цветом. Поздние работы Ники из серии Nana посвящены радостным беременным женщинам: самая большая из этих скульптур достигала такого размера, что зрители могли пройти сквозь вагину прямиком в молочный бар, расположенный в груди.

Ники де Сен-Фалль. Photo de la Hon repeinte, 1979

© 2019 Niki Charitable Art Foundation. Photo: Katrin Baumann

14. Артемизия Джентилески

6 апреля — 26 июля, Национальная галерея, Лондон

Самая известная художница XVII века Артемизия Джентилески родилась в Риме и обучалась ремеслу живописи у своего отца Орацио. Она стала первой женщиной, которую приняли в члены Академии живописного искусства во Флоренции, и всю жизнь боролась с пренебрежительным отношением к себе со стороны коллег, в конечном итоге сумев построить успешную карьеру. Artemisia — первая в Великобритании масштабная выставка работ Джентилески, последовавшая за тем, что ее картину «Автопортрет в образе святой Екатерины» ранее приобрела лондонская Национальная галерея.

Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе Святой Екатерины Александрийской», 1615-1617

15. Занеле Мухоли

29 апреля — 18 октября, Tate Modern, Лондон; 4 ноября — 14 февраля 2021 года, Европейский дом фотографии, Париж; март — июль 2021 года, музей Гропиус-Бау, Берлин; октябрь 2021 года — март 2022 года, Музей картин, Умео, Швеция

Многие годы Занеле Мухоли фотографировала представителей ЛГБТК+ сообщества в Южной Африке. Глядя на снимки этих прекрасных людей, можно забыть, какую сложную и зачастую жестокую жизнь им приходится вести. В одном из последних своих проектов, серии автопортретов Somnayama Ngonyama, Hail the Dark Lioness Мухоли изображает себя в коронах и массивных украшениях, говоря об идентичности темнокожих женщин в Южной Африке. «Я хотела, чтобы мое лицо напоминало людям о том, насколько важен темный цвет кожи, когда вы имеете с ним дело, — говорит Мухоли. — Чтобы к нему относились с уважением и принимали его таким, какой он есть».

Занеле Мухоли. Julie I, Parktown, Johannesburg, 2016

© Zanele Muholi

16. Музей Мунка, Осло, Норвегия

Открытие в мае

Один из крупнейших музейных фондов, посвященных одному художнику, насчитывает более 28 тысяч работ Эдварда Мунка и скоро представит свои архивы в новом музее в Осло. Здание с перфорированным фасадом из алюминия, спроектированное архитектурным бюро Estudio Herreros, насчитывает 13 этажей, где будут показывать также временные выставки других художников. Первой героиней станет большая поклонница Мунка — Трейси Эмин, чьи работы сначала покажут здесь, в залах для временных экспозиций, а в конце года британская художница представит свои работы бок о бок с картинами норвежского экспрессиониста — в лондонской Королевской академии художеств.

17. Линетт Ядом-Боакье

19 мая — 31 августа, Tate Britain, Лондон, Великобритания

Британская художница создает яркие и эмоциональные картины, чаще всего в жанре портрета, и запечатлевает на них темнокожих героев в моменты встреч, размышлений или интимной близости. Персонажи зачастую кочуют из работы в работу, Линетт будто сталкивается с ними вновь и вновь в разные моменты их жизни. Эта выставка в Tate Britain станет для Ядом-Боакье самой большой на данный момент и включит в себя 80 картин, датируемых с 2003 года по сегодняшний день.

Линетт Ядом-Боакье. Tie the Temptress to the Trojan, 2018

© Lynette Yiadom-Boakye

18. Manifesta 13

7 июня — 1 ноября, Марсель, Франция

В основу тематики кочующей Европейской биеннале, которая в этом году пройдет в Марселе, легла биография Зинедина Зидана и сложный вопрос самоидентификации, с которыми ему пришлось столкнуться. «Каждый день думаю о том, откуда я родом, но продолжаю испытывать гордость за самого себя: прежде всего, я кабил из Ла-Кастеллана, во вторую очередь — алжирец из Марселя, и уже потом — гражданин Франции», — признается Зидан. Участники биеннале исследуют такие темы, как идентичность и солидарность, а их работы можно будет увидеть в самых разных точках этого исторического портового города.

Manifesta 13

19. Элис Нил

10 июня — 24 августа, Центр Помпиду, Париж, Франция

Безустанно работая в своей студии в Гарлеме, в середине XX века Элис Нил документировала все, что происходило вокруг: детей, которые стучались к ней в дверь, интеллектуалов, писателей, танцоров, гангстеров, активистов, беременных женщин. Все картины Нил наполнены нежностью и юмором: созданные ею портреты стали отпечатком места и времени, но также того драйва, с которым художница общалась со всеми, кто ее окружал.

20. Хельсинская биеннале 2020

12 июня – 27 сентября, Хельсинки, Финляндия

«Одна из особенностей Хельсинской биеннале — место, где она проводится, остров Валлисаари, до которого можно быстро добраться из города на лодке, — говорит директор Майя Таннинен-Маттила. — Военное прошлое острова, его прекрасная флора и фауна создают дополнительный контекст, в который помещаются произведения искусства. Благодаря сочетанию двух этих компонентов — дикой природы и урбанистического наследия — мы надеемся, что наша биеннале укрепит связь людей не только с искусством, но и с окружающей средой». Выбирая между количеством и качеством, Таннинен-Маттила сделала выбор в пользу последнего: в шортлист участников вошли среди прочих Катарина Гроссе, Ханна Тууликки и Павел Альтхамер.

21. Парижская биржа: коллекция Франсуа Пино

Открытие в середине июня, Париж, Франция

«Я бы хотел, чтобы Торговая биржа стала местом, где будут выставляться произведения современного искусства», — сказал как-то Франсуа Пино. Основатель модного конгломерата Kering собрал впечатляющую личную коллекцию из 5000 работ и 20 лет подыскивал в Париже подходящий для нее дом. Перед японским архитектором Тадао Андо стояла непростая задача — превратить ротонду XIX века в храм искусства века XXI.

22. Afterglow: триеннале в Иокогаме

3 июля — 11 октября, Музей искусств Иокогамы, Иокогама, Япония

Дословно afterglow переводится как «послесвечение» — вроде белой точки на экране старого телевизора, мерцание статичного, фосфоресценция на морском дне или токсическое излучение после взрыва. На этот раз триеннале в Иокогаме курирует Raqs Media Collective — группа художников, основанная в Нью-Дели в 1992 году. Пока в нескольких километрах от города, в Токио, будут проходить Олимпийские игры, здесь, в Иокогаме, участники триеннале успеют сразиться на интеллектуальном поле битвы.

23. ГЭС-2

Открытие в сентябре, Москва, Россия

«Я была одержима идеей открыть ГЭС-2 на протяжении последних двух лет», — признается Тереза Иароччи Мавика, директор и соосновательница (на пару с Леонидом Михельсоном) фонда современного искусства V-A-C. Его новым домом станет ГЭС-2 — выведенная из эксплуатации электростанция в самом центре Москвы. «Мне казалось неправильным думать, что однажды мы «откроем здание», — это звучит слишком старомодно и приватно. Пространство становится публичным, когда вы приглашаете людей стать его частью, и ему следует быть тем местом, где каждый может выразить свои эмоции. Было очевидно, что нам не стоит первыми занимать здание: нужно было доверить это художнику, который сделает его своим». Таким стал исландец Рагнар Кьяртанссон, которого Мавика называет «самым русским из всех нерусских художников». Он станет автором инсталляции, равной по ширине самому зданию, как говорит Кьяртанссон, «такой масштаб достоин самого Толстого».

Рагнар Кьяртанссон. «Печаль победит счастье», 2019

24. Яёи Кусама

4 сентября 2020 года — 17 января 2021 года, Гропиус-Бау, Берлин; c апреля 2021 года — Музей Людвига, Кельн, Германия; c октября 2021 года — Фонд Бейлер, Базель, Швейцария

Крупнейшая выставка японской художницы начнет свои гастроли с Берлина уже этой осенью. Ждите ранние скульптуры и зеркальные среды тех дней, что Кусама прожила в окружении нью-йоркского авангарда, а также масштабные картины с сетчатым узором — и, разумеется, с точками.

25. Though It's Dark, Still I Sing: 34-я биеннале в Сан-Паулу

5 сентября — 6 декабря (основная программа), расширенная — с февраля, Сан-Паулу, Бразилия

«Биеннале начнется с серии выставок и мероприятий — вводной части к темам, которые будут глубоко рассмотрены в основной программе, намеченной на сентябрь», — отмечает куратор Якопо Кривелли Висконти. С февраля в Павильоне биеннале, спроектированном архитектором Оскаром Нимейером, начнут проводить персональные экспозиции и перформансы, особый акцент сделан на художников из Бразилии и других стран Латинской Америки, а также на авторов из обширной африканской диаспоры. «В целом, задача 34-й биеннале — пролить свет на те работы, которые требуют повышенного внимания, например, на современное искусство коренных народов — Бразилии и других уголков мира, — и на то, что создано на Карибах», — говорит Кривелли Висконти. По его словам, дух биеннале противоречит «жесткому антагонизму, который мы наблюдаем в политической и социальной сферах в последние годы».

26. Марина Абрамович

26 сентября — 8 декабря, Королевская академия художеств, Лондон, Великобритания

«Публика — мое зеркало, я тоже зеркало своей публики, — говорит Марина Абрамович. — У каждого есть травмы, все чувствуют одиночество, боятся смерти, все испытывают боль». Другими словами, Марина чувствует каждого из нас. Протеже Абрамович заново покажут некоторые из самых известных ее перформансов. Например, «Дом с видом на океан» 2002 года, когда художница молча и без еды провела 12 дней на специально построенных в галерее платформах. Или Imponderabilia 1977 года, для которого Абрамович со своим возлюбленным и партнером Улаем стояли обнаженными в дверном проеме галереи.

Марина Абрамович и Улай. «Энергия покоя», 1980

© Ulay / Marina Abramović

27. Prospect.5: Yesterday we said tomorrow

24 октября — 24 января, Новый Орлеан, США

Название пятой триеннале Prospect происходит от альбома нью-орлеанского джазового музыканта Кристиана Скотта — Yesterday We Said Tomorrow 2010 года. Участвующие в ней художники съедутся в Новый Орлеан из стран Карибского бассейна, Африки и Европы, а также из разных городов США. Триеннале наделена «луизианским духом», то есть рассматривает «историю как форму преследования», по словам кураторов Наимы Кит и Дайаны Нави. Локации, где будут проходить выставки и мероприятия, разбросаны по всему городу, и многие из них свободны для посещения.

28. «Многообразие. Единство»

11 ноября 2020 — 21 февраля 2021 года, Третьяковская галерея, Москва. В планах — показ выставки в Берлине и Париже в 2021 году

«Крайне важно повторять свои ошибки для того, чтобы будущие поколения помнили, насколько глупыми они были», — говорится в работе Mystical Protest 2011 года художественного коллектива Slavs and Tatars. Спустя 75 лет после окончания Второй мировой войны и 30 лет после объединения Германии и падения Советского союза, эта масштабная передвижная выставка затронет проевропейские темы и представит работы, созданные впечатляющим списком художников после падения железного занавеса.

Читайте также

Мода

Главные тренды Недели моды в Лондоне

Мода

Как прошла выставка детской моды Pitti Bimbo