Город золотой

Новая коллекция Max Mara взбудоражила мир моды: вместо привычных пальто и брючных костюмов в ней оказались золотые платья. Наташа Фрейзер-Кавассони выяснила, что во всем виноват граф Макс.
Max Mara история Дома и создания коллекции с золотыми платьями

Платье из шелка и вискозы, Max Mara; металлическое колье, Ben-Amun.

На миланской Неделе моды разорвалась бомба. На показе Max Mara главными стали не бежевые пальто и деловые костюмы, а золотые платья и юбки из шелка. На подиум одна за другой выходили модели в блестящих шароварах, выглядывающих из-под свитера крупной вязки, шерстяных пальто-халатах с вышивкой золотыми нитями. А вот знаменитых пальто из верблюжьей шерсти песочного цвета в коллекции оказалось крайне мало, а точнее, одно. Для сравнения: в прошлом году показ открывала супермодель Саша Пивоварова в хитовом двубортном пальто фирменного оттенка марки. Тогда бежевый стал основным цветом коллекции, а затем и сезона. А сейчас?

И вот мы уже сидим за круглым столом в библиотеке ателье Max Mara в Реджо-Эмилии, что под Болоньей. Перед главой дизайн-бюро марки Лаурой Лусуарди — кипа черных альбомов, и в каждом — десятилетие существования компании в фотографиях. «У нас тут четыре тысячи книг по моде, кино, декоративному искусству и архитектуре, — говорит Лаура. Ей за шестьдесят, и она похожа на женщину из фильмов про крестного отца, только моднее. Лусуарди часто носит черные костюмы, но всегда добавляет к ним металлические колье или разноцветные бусы. — Без книг творчество немыслимо». Еще на стеллажах бессчетное количество журналов. Все тщательно классифицировано. «Мы получаем триста пятьдесят номеров периодических изданий в месяц, это не считая десятка электронных изданий, на которые мы подписаны, — продолжает Лаура. — Знаем, что происходит в любой точке земного шара».

В соседнем зале — студия. Стены сверху донизу завешаны эскизами и образцами тканей. Лусуарди подчеркивает, что все эскизы, которые разрабатывают дизайнеры компании, пересылаются сюда, в эти мастерские, где по ним шьют модели. «Каждый прототип изготавливается здесь», — не устает повторять она. Это позволяет вовремя исправлять ошибки и контролировать качество вещей.

Шерстяные пальто и берет, все Max Mara, коллекция осень–зима 1992/1993; платье из шелка и вискозы, кожаный ремень, все Max Mara.

Возвращаемся к альбомам. Лаура рассказывает историю за историей — как основатель марки Акилле Марамотти уже в шестидесятые стал привлекать к работе над коллекциями стилистов со стороны — например, фэшн-директора французского Elle. В семидесятых Марамотти позвал Карла Лагерфельда и Жан-Шарля Кастельбажака, которые тогда работали на него анонимно. «Мистер Марамотти всегда выбирал дизайнеров, достойных имиджа Max Mara», — говорит Лусуарди. Именно поэтому он нанял француженку Анну-Мари Беретту, которая прославилась своими пальто с рукавом реглан. С ее помощью Max Mara совершила прорыв в восьмидесятых. Тогда было модно работать и зарабатывать, а деловым женщинам были нужны брючные костюмы, скроенные женственно.

А началось все в 1951 году, когда 24-летний Марамотти решил, что он будет делать элегантную и качественную одежду для женщин по разумным ценам. Напомним: только-только кончилась война, итальянки копили лиры, чтобы одеваться у портных, а те, что побогаче, ездили к ним в Рим. Марамотти повезло: его мать знала толк в портняжном деле. Овдовев, она принялась обшивать местных модниц и даже открыла школу кройки и шитья. Акилле пригласил трех ее лучших учениц поработать с ним, посадил их в тесной комнатенке, и... бинго! — на свет появились пальто верблюжьего цвета и красный костюм — две ключевые, базовые модели Max Mara.

Название Дом моды получил составное — от фамилии Марамотти и имени местного бонвивана. Его звали граф Макс. Он давно прокутил все семейное состояние, но выглядел всегда безукоризненно, несмотря ни на какие удары судьбы. «Название Max Mara должно было хорошо звучать на любом языке», — подчеркивает Лусуарди.

«Max Mara исполняется шестьдесят, и мы решили добавить торжественности. Отсюда и золото, и вышивка».

Сегодня в компании работает около 5000 сотрудников, ей принадлежит более 2200 бутиков по всему миру. Однако, несмотря на блестящие показатели и всемирный успех, итальянский Дом моды не спешит открывать душу нараспашку. Как, впрочем, и любая зажиточная, крепкая апеннинская семья.

«Основу этой философии заложил еще мистер Марамотти. Он и ко мне относился как к дочери», — вспоминает Лусуарди. Она начала работать в Max Mara в 1964 году. В мире моды перед ней преклоняются. Элегантная, седоволосая, в шелковом платье цвета ночного неба, эта женщина могла бы быть надменной и высокомерной. Ничуть. Ни малейшей претенциозности, даже когда она произносит: «Я прожила с этим Домом почти всю его жизнь».

На рекламном фронте Марамотти тоже проявил чудеса прозорливости. Для продвижения Max Mara он выбирал лучших фотографов. Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Сара Мун, Питер Линдберг, Паоло Роверси, Марио Сорренти и Стивен Майзел — вот далеко не полный список мастеров, работавших с ним. Столь же придирчиво в Max Mara подходили к подбору моделей. Компания работала с супермоделями Кристи Терлингтон, Линдой Евангелистой и Карлой Бруни. Последняя снялась в культовой рекламе Майзела для Max Mara в 1993 году. «Это была одна из наших самых продаваемых коллекций», — признается Лусуарди. В этом сезоне лицо марки — датчанка-брюнетка Фрея Эриксен Беха.

Шерстяное пальто, Max Mara, коллекция осень–зима 1993/1994; платье из шелка и вискозы, Max Mara; металлическое колье и серьги, все Ben-Amun.

Гордится она и тем, что в пору, когда большинство модных Домов давно не стесняются ставить на вещи ярлык Made in China, Max Mara шьет свою одежду только на территории Италии. Снобизм? Нет, фирменный почерк: пока вокруг дизайнеры запускают дешевые вторые линии и сотрудничают с массовыми брендами вроде H&M и TopShop, марка оттачивает навыки Haute Couture. Последняя сенсация — линия пальто Atelier. «Это эксклюзивная мини-коллекция пальто для женщин, которые хотят проявить свою индивидуальность и даже на улицу выходить в том, чего нет ни у кого другого», — объясняет Лусуарди. Предельно женственные, подчеркивающие талию, отороченные мехом или отделанные тканью с рисунком под шкуру животных, они выполнены в разных, но всегда узнаваемых стилях Max Mara: пальто овального силуэта или платье-пальто. Правда, не бежевые, а темно-серые, коричневые, с принтом леопарда.

Новая линия пользуется таким же спросом у клиенток Max Mara, как и пальто модели 101801, сконструированное дизайнером Береттой еще в 1981 году. Яйцевидный силуэт, мягкие накладные плечи, двубортное, на шести пуговицах, с рукавом кимоно... «Это самое знаменитое наше пальто, — утверждает Лаура. — Стоит ли говорить, что его копировали множество раз? Но последняя коллекция — юбилейная, Max Mara исполняется 60 лет, поэтому мы решили добавить торжественности. Отсюда и золотые наряды, и вышивка».

Шерстяные пальто и берет, все Max Mara, коллекция осень–зима 1992/1993; блузка из шелка и вискозы, шелковая юбка, кожаный ремень, все Max Mara; металлические серьги, Ben-Amun.

Ах вот оно что. «Русским девушкам золото наверняка понравится», — сказали нам в Max Mara, и мы сняли моделей, разгуливающих в золотых платьях по ночной Москве. Но еще больше нам нравится то, что золото в этой коллекции не то, что у Роберто Кавалли или Майкла Корса. Здесь нет соблазнительных платьев в пол со шлицей выше колена для выхода в ночной клуб. Дизайнеры марки смешали блестящий шелк с элементами военного стиля и получили блузки с пуговицами в два ряда на груди, ремни с начищенными бляхами, рубахи с погонами и сдержанные юбки ниже колена.

Так что взорвалась не бомба сенсации, а гирлянда праздничного салюта. Как бы ни волновались критики, золото и прочие драгоценные металлы в крови у этой марки. Граф Макс был бы доволен.

Фото: Nacho Alegre. Стиль: Ольга Дунина.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.