You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Росчерком пера

Почти сто лет назад фотография задушила рисунки в модных журналах. И что же? Они возвращаются, еще более желанные, чем раньше.

17 Ноября 2010

Росчерком пера
Сразу две выставки модной иллюстрации открылись сейчас в Лондоне. В Музее дизайна показывают коллекцию Drawing Fashion, которую 30 лет собирала Жоэль Шарьо. Никаких временных ограничений — здесь есть и довоенные рисунки Поля Пуаре, самопровозглашенного короля французской моды, и эскизы современных Виктора и Рольфа. Выставка в Сомерсет-хаусе рассказывает о почти вековой карьере рисовальщика Дома Dior Рене Грюо (1909–2004). А на лондонской Fashion Night Out публике представили антологию Masters of Fashion Illustration. Ее составил Дэвид Даунтон — тот самый, который год назад нарисовал Кейт Бланшетт для обложки австралийского Vogue.

Послание издателей и кураторов легко прочитать: фэшн-иллюстрацию не стоит сбрасывать со счетов, скорее всего, ей предстоит триумфальное возвращение. Фотографам придется потесниться. 

В конце концов, Vogue — «библия моды» — существует без малого 120 лет. Когда он родился, уже существовала фотография — как сложный, серьезный, оптико-химический процесс, за который стоило браться разве что для того, чтобы запечатлеть стоящего как глыба кайзера Вильгельма или сидящего как глыба писателя Гюго. Фотография моды как иллюстрация появилась гораздо позже, уже в 1930-х, что ничуть не мешало модным журналам быть модными. 

Каким был Vogue рубежа прошлых веков? Не менее популярным, чем нынешний, а для искусствоведа — и просто графическим шедевром, потому что он был нарисован с первой и до последней страницы, от головы и до хвоста. И как нарисован! Номера до сих пор продаются на аукционах, потому что делали их не просто самые знаменитые рисовальщики своего времени, но и великие художники. В 1939-м обложку Vogue выполнил Сальвадор Дали, тогда уже знаменитый живописец, а Энди Уорхол никогда не забывал, что начинал карьеру как рисовальщик в журналах.

198_RV_11_10_01.jpg

Конечно, последние десятилетия были нескончаемым триумфом модной фотографии. Она стала настоящим искусством, потеснив художников на поля маловажных размышлительных статей. Когда теперь мы говорим «мода», мы говорим именно о журнальных фотосессиях. Но сталкиваясь на них с модой как с результатом, с вещью, мы теряем замечательную возможность — следить за самым интересным в моде: идеей.

В истоке моды всегда лежит рисунок. Именно на языке рисунка кутюрье объяснялись с исполнителями, рассказывая им о задуманных коллекциях. Нет и особой тайны в том, что кутюрье за редким исключением — не великие графики, их наброски часто напоминают принцесс из дневника мечтательной школьницы. Оно и понятно, это задание для закройщицы, портнихи и кружевницы. Не зря говорят, что хорошая графика портному только помеха. Но пусть они несовершенны, именно в этих эскизах видно главное: линия, цвет, идея коллекции. 

Эту идею легче всего подхватить иллюстратору, художнику. Почему не фотографу? Да потому что фотографу свойственно увлекаться. И понятно чем. «Надо быть честным, — объяснял мне Хельмут Ньютон. — Ты все-таки должен показать платье!» И в этом «все-таки» было признание того, что все-таки более всего его интересовали бедра и грудь, а не пуговицы и рукава. Именно с появлением фотографии женщина заняла почетное место модели — в этом огромная заслуга фотографов, давших моде имена: Наоми, Карла, Линда — но и огромный их недостаток.

Камера видит только то, что стоит перед ней. А вот художников никогда не учат передавать «в лоб» то, что они видят. Их учат смотреть, запоминать и рассказывать истории. В любой женщине, изображенной художником, есть еще множество других, известных ему женщин, как бы ни было точно портретное сходство. В фотографии есть только одна модель — та, которая в данный момент позирует фотографу. 

200_RV_11_10_01.jpg

Этим пользуется, например, такое старинное искусство как порнографический комикс. Рисунок оставляет куда больше возможностей для воображения, чем конкретная девушка на четвереньках. Чем больше фантазии требует иллюстрация, тем больше удовольствия от нее получаешь.

Современные модные фотографы — главы огромных предприятий с внушительными бюджетами. Они выезжают на съемку с ассистентами и чемоданами, как будто бы собираются снимать «Аватар». Иллюстратор — кустарь, человек с блокнотом. Он и сейчас остался тем, кем был в 1930-е годы, — индивидуалистом, одиноким волком. Вострящим карандаш в кафе, как знаменитый Карл Эриксон, который поддерживал свои творческие силы ежедневными порциями бренди. И пусть никто не говорит, что предельная искренность его жизни не имела никакого отношения к искренности его продукта. Как раз наоборот.

Знаменитые рисовальщики прошлого века оставили нам изумительное наследство. В их листах виден отзвук то парижских афиш Тулуз-Лотрека, то рекламной графики Кассандра, то бакстовских эскизов к «Русским сезонам». Они следовали своему времени, но вот что любопытно. Фотографии столетней давности не воспроизведешь в нынешнем журнале, разве что в каких-то сугубо ностальгических целях, а графика пережила свое время и до сих пор способна украсить журнальные полосы.

Вероятно, сейчас мы начнем переживать то же, что переживали читатели в 1930-х, когда на страницы модных журналов стала вторгаться фотография — как же это необычно и свежо, дайте разглядеть получше. К этому идут с двух сторон — и фотографы и рисовальщики, ведь компьютерные программы обработки изображения стирают границы между двумя когда-то конфликтовавшими ремеслами. 

Я не знаю, вернется ли иллюстрация в журналы в виде полноценных модных сессий, но к этому есть основания, особенно теперь, когда бумажные издания должны акцентировать свою «ручную работу» перед электронными страницами. Сейчас рисунок на полосе выглядит так необычно и дорого, что у меня нет никаких сомнений: рисованная иллюстрация снова мощно войдет в моду. А если не войдет сама — ее приведут с почетным караулом.

Фото: Mats Gustafson; David Downton; Antonio; Salvador Dali; R. S. Grafström; Rene Gruau; Joseph Sydney; Pierre Mourgue; Архив Vogue

еще в разделе Журнал

Не заходит солнце

Не заходит солнце

Английскую косметику Molton Brown, с которой мы привыкли встречаться в лучших отелях мира, теперь продают и в Москве

Золотая внучка

Золотая внучка

Наследница косметического гиганта Эрин Лаудер рассказала Vogue о том, как в 40 лет выглядеть на 20, о фамильных секретах красоты и вреде ничегонеделанья.

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Твердо стоять на ногах
Выбор VOGUE

Твердо стоять на ногах

Мы выбрали лучшую модель босоножек из весенне-летней коллекции Jimmy Choo будущего года

Гости юбилейной вечеринки VOGUE Италия
Выход в свет

Гости юбилейной вечеринки VOGUE Италия

В честь пятидесятого дня рождения итальянский VOGUE открыл свои архивы и устроил грандиозный праздник

Экранизируй это
Афиша

Экранизируй это

26 сентября в рамках VOGUE Film Festival состоится показ фильма «Модель» Фредерика Уайзмена


самое популярное

Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд
Новости Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд

Парикмахер-стилист Алексей Нагорский создает клубничную красоту с помощью красителя #Colorfulhair

Из пены морской — новая ювелирная мода
Украшения Из пены морской — новая ювелирная мода

Сады на дне океана, фонтаны и озера, русалки и ихтиандры — украшения haute joaillerie этого года вдохновлены водным миром. Разбираемся по брендам


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru