Ролевые игры

26-летняя Екатерина Вилкова любит казаться простой девчонкой с берегов Волги. Но Максим Семеляк разглядел за этой маской актрису по призванию.
Екатерина Вилкова фото и интервью с актрисой фильмов «Тиски» «Свадьба по обмену» | VOGUE

Хлопковое бюстье с кружевом и бархатная юбка, все Dolce & Gabbana; перчатки, Bottega Veneta; золотое колье с жемчугом, Mikimoto.

Катя изучает меню долго, как будто сценарий: «Я вот читаю и даже примерно не представляю, что имеется в виду, как это выглядит. К тому же сегодня пятница, постный день, и я хочу найти что-нибудь рыбное и без соусов».

Мы сидим с ней в по-московски дорогом и бессмысленном ресторане. В конце концов в меню обнаруживается бизнес-ланч с барабулькой. Сделав заказ, Катя с облегчением закуривает серый Kent: «Вообще, чем дальше, тем меньше ты становишься сама себе интересна как актриса. Когда начинала, казалось, что мир сейчас перевернется, а потом понимаешь, что, по большому счету, людям нет друг до друга дела».

Я вспоминаю, как три года назад моя добрая приятельница Дуня Смирнова расписывала мне новую актрису, снимающуюся у нее в телесериале «Отцы и дети», как красавицу и будущую звезду. Мы даже все вместе поужинали в очередном московском бессмысленном заведении, но, как справедливо замечает Вилкова, людям нет друг до друга дела — и в будущую звезду я тогда не слишком поверил. Год спустя я опять увидел Вилкову — на церемонии вручения «Золотого орла». Она профессионально расточала улыбки в восхитительном вечернем платье, и репортеров вокруг нее моталось не сильно меньше, чем подле Михалкова Н. С. До меня дошло, что Дуня не ошиблась, но было уже поздно.

Катя делает глоток американо и продолжает: «Ты стараешься делать свое дело хорошо — но не то чтобы идешь «творить». Просто работа. Ты, безусловно, пытаешься что-то сказать. Однако, если тебя при этом не слышат — это нормально. Приходишь, получаешь денежку».

Хлопковое бюстье с кружевом и бархатная юбка, все Dolce & Gabbana; перчатки, Bottega Veneta; бархатный ремень, Louis Vuitton; колготки, Calzedonia; золотое колье с жемчугом, Mikimoto.

Катя, надо сказать, вообще изъясняется достаточно непринужденно: «денежка», «шибко», «вкусно» в значении «хорошо», etc.

Я перебиваю — ну какая у скромной русской актрисы может быть «денежка»? Катя поясняет: «Я не деньги как таковые имею в виду. Просто вот, например, мой папа ходит каждый день на работу. И я со временем начинаю относиться к своей работе примерно так же. Я нервничаю перед каждой ролью, не сплю, этого не отнять, включается психофизика, невозможно с холодным носом подходить к тому, что ты делаешь. Но я не думаю о том, что я хочу сказать той или иной ролью. Не умею выстраивать образ от начала до конца, как это, например, делает Женя Миронов».

Катин папа, который каждый день ходит на работу, — электрик. Она родилась и выросла в Нижнем Новгороде, в квартире жили две семьи. Я никак не могу взять в толк — коммуналка, что ли? Катя: «Да нет, просто трехкомнатная квартира на две семьи. Две комнаты наши, а третья — другая семья. Давным-давно дали такую квартиру. У соседки телевизор надо было плоскогубцами переключать, а у нас кнопочный — можно спичкой. Меня очень любили в детстве. Нижний Новгород — прекрасный город, он у меня ассоциируется с ощущением счастья. У меня не было супервелосипеда и суперроликовых коньков, я носила джинсы брата, но зависти ни к кому не было. Вообще не замечала, что было страшное время, что горел Белый дом. Не помню, чтобы ощущалась острая нехватка денег, хотя их вообще не было. И зависти ни к кому не было. Раньше я бы, наверное, постеснялась войти в подобный ресторан. Я бы и сейчас не вошла, просто так зайти сюда пообедать — на фиг надо? У меня есть места, где мне спокойнее и удобнее, и я понимаю, что написано в меню, и могу попросить сделать то, что я хочу. Иногда, конечно, хочется в красивом платье и туфлях сходить на ужин. Но мне просто нравится в это играть — а в жизни мне хочется сутулиться. Потому что я сутулая!»

Она окончила Нижегородское театральное училище и поступила в Школу-студию МХАТ. В 2005 году случилось первое кино — «Сатисфакция» Михаила Шевчука. «Я тогда впервые почувствовала вкус — пресная учеба может быть интересной, если начать развиваться в этом ключе». Потом были «Стиляги», «Черная молния» и статус одной из самых интересных новых актрис.

Накидка из меха норки, Louis Vuitton; шелковое бюстье, Obsidian; колье из белого золота с бриллиантами, ChanelJoaillerie; кольцо из белого золота с жемчугом и бриллиантами, Mikimoto.

Вилкова немного похожа на Аманду Сейфрид. Разница только в том, что Сейфрид дают возможность сыграть нечто стоящее (как в «Хлое» Эгояна, например) и ей не приходится произносить откровенной ахинеи, как это порой бывает с Вилковой по воле сценаристов. Как пелось в песне — разве не обидно? Выясняется, что нет, не обидно: «Да-да, я иногда видела Сейфрид на обложке и принимала ее за себя — думаю, для чего это я снималась? Я периодически ругала и нашу страну, и наш кинематограф. А потом поняла — ну да, здесь не снимают «Хлою». Зато здесь снимают что-то другое. Будь я в Голливуде, не факт, что я вообще давала бы сейчас интервью. У меня нет стремлений покорить мир, получить «Оскар», я хочу просто работать. Конечно, хочется, чтобы тебя знали. Но не более того. Мне кажется, важнее иметь семью, детей, чтобы с родителями было все в порядке. Хочется зарабатывать столько денег, чтобы иметь возможность отправить их за границу отдыхать. Хочется иногда, чтобы нашелся режиссер, который бы вытащил из меня что-то такое, о чем бы я даже не подозревала. А вдруг там внутри ничего больше нет? У меня достаточное количество работы — слава Богу, я могу пока выбирать из трех картин, бывает. Или от жадности хватаешь все три, сходишь с ума, перестаешь спать, кидаешься на людей».

Словно бы в подтверждение этих слов звонит телефон, и я слышу, как Катя отвечает кому-то: «Ох, прости меня, сейчас у меня пока совсем нет сил на театр и в ближайшее время не будет».

Вилковой, очевидно, повезло — в свои двадцать шесть она может выбирать, и будущее ее представляется вполне венценосным. А если б не повезло? «Ну, могла бы стать тренером по художественной гимнастике, я же ею занималась. Или пошла бы в рекламный бизнес. Я ж так зарабатывала, когда училась, — была промоутером, то есть приглашения в магазинах раздавала. Или в торговлю пошла бы. У меня вон подруга стала продавцом, я б тоже могла. В Mango, это было круто для Нижнего. Была бы продавец-кассир, потом старший кассир, потом кто там еще есть… менеджер, администратор? Я всегда хотела петь, но вот петь не смогла, ну где-то рядышком — актрисой вот стала. Сейчас катаюсь на коньках — пошла в проект «Звезды на льду». Зачем? Победить себя — научиться стоять на коньках, взять пару песен Пугачевой и прокатиться под них красиво».

У Вилковой какой-то очень несовременный подход к жизни — у нее нет ни ЖЖ, ни фейсбука, она не умеет скачать фильм или альбом, предпочитая взамен полдня ездить по магазинам в поисках нужного носителя (машину она, кстати, водит, и неплохо). «Мне интересно было учиться в Нижнем Новгороде — как дети рождаются недоношенными, так и мы все поступили туда немножко недоношенными. И нас в тепличных условиях пытались взрастить. В Москве не так — тут ты либо совсем ломаешься, либо вырастаешь скособоченной».

*Хлопковый корсет, Louis Vuitton; шелковая юбка, Dolce & Gabbana; кожаные туфли, Christian Louboutin; ремень из шкуры пони, Balmain; чулки, Calzedonia; серьги из белого золота с бриллиантами, Harry Winston; колье из желтого жемчуга, Mikimoto; кольцо из белого золота с бриллиантами, **Chanel Joaillerie.***Автомобиль: Mercedes Benz 540К, 1936.

Катя, конечно, лукавит. Вилкова, если одним словом, уживчивая. Она принимает жизненные обстоятельства, как роли. Нижний, экранизация «Бесов» (где она сыграла Дашу), раздача флаеров, посиделки в ресторане, Сейфрид-стайл — все это не более чем мизансцены, в которых она находится до поры до времени.

Чтобы как-то разбередить эту уживчивость, я ставлю вопрос ребром: «Вы, Катя, сейчас молоды и красивы, но это же не вечно будет продолжаться. Не боитесь, что будете потом локти кусать, что не успели сняться, например, в эротических триллерах, ну и вообще?» Катя улыбается: «Начнем с того, что я сама не умею сниматься в эротических сценах». «Ну как же, — говорю, — а вот в «Тисках» Тодоровского вы появляетесь совершенно голая». Катя: «А это не я. Это дублер».

Я, вероятно, в этот момент не сумел скрыть разочарования, и Вилкова засмеялась: «Столько раз я уже делаю открытие для всех!»

Смотрите два новых фильма с Екатериной Вилковой в главной роли: «Елки» в прокате с 16 декабря и «Свадьба по обмену» – с 10 февраля.

Редакция благодарит Культурный центр «Автовилль» на Фрунзенской за помощь в организации съемки. (интерьеры музея ретроавтомобилей и ресторана «Москвич»)

Фото: James White. Стиль: Людмила Заичкина. Прически: Roberto Pagnini/Freelancer. Макияж: Tatiana Makarova/Marie-France Thavonekha. Маникюр: Orly. Ассистенты фотографа: Neal Jackson, Linus Morales, Юрий Болденко, Дмитрий Коломиец. Ассистент визажиста: Алена Моисеева. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.