You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Позиция миссионера

У русской Мельпомены в этом сезоне — сплошь иностранные женихи: почти все наши театральные премьеры поставлены режиссерами с Запада

15 Января 2011 Юлия Ковальская

Позиция миссионера
В нынешнем году, который называется еще Годом Франции в России, по стране разъезжали французские режиссеры и хореографы, легкие на подъем и чрезвычайно плодовитые. Я приехала в Саратов, в ТЮЗ им. Киселева, на премьеру «Сирано де Бержерака» в чрезвычайно достойной постановке Жан-Клода Фаля — а за кулисами столкнулась с человеком, похожим на знаменитого американского авангардиста Ли Бруера. Сперва я не поверила своим глазам, но оказалось — правда. Ли Бруер выпускает с саратовскими артистами пьесу живого классика Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса». 

«Как вам в России?» — спросила я Бруера вежливо, как «How do you do?», не рассчитывая на ответ. Но как бы не так. Семидесятилетний мэтр в смешной зеленой шапочке схватил меня за пуговицу и минут двадцать воспевал русский репертуарный театр (это когда зритель имеет возможность увидеть одного и того же актера сегодня в роли Гамлета, а завтра — Подколесина), втолковывая, каким неоценимым кладом мы, русские, обладаем. 

Что правда, то правда: в Америке Бруер не имеет возможности ставить с актерами, обращенными им в свою веру, когда ему этого захочется. То же и у англичанина Деклана Доннеллана. Теоретически у него есть своя труппа Cheek by Jowl, но лишь теоретически. Практически его актеры — это люди, работающие кто где и собирающиеся пару раз в год на проект, на который Доннеллану удалось найти деньги. 

RIA-609891-Original.jpg

Зато Россия по количеству репертуарных театров — первая на планете. За что спасибо советской власти. Она справедливо считала театр идеологическим инструментом, поэтому в социалистических странах театр насаждали ровно так же, как это делали римляне: взяли страну, посадили правительство, построили театр. И теперь западным режиссерам есть где ставить. Что они и делают, причем в этом сезоне количество таких постановок достигло пиковых значений.

Литовский режиссер Римас Туминас оставил собственный театр в Вильнюсе, чтобы руководить Вахтанговским. Это был первый случай, когда западный легионер не просто ставит в России, а возглавил академический театр. Результат — грандиозный «Дядя Ваня» с Сергеем Маковецким в главной роли, у которого в этом сезоне большие шансы на «Золотую маску» (конкуренцию ему составит другой «Дядя Ваня» — тоже поставленный легионером, американцем Андреем Щербаном в питерской Александринке). 

К летнему Чеховскому фестивалю англичанин Деклан Доннеллан поставит с московскими актерами шекспировскую «Бурю». Как и в предыдущей его работе, «Двенадцатой ночи», все роли будут играть мужчины. Доннеллан в Москве уже как родной. 

Однако самым весомым будет «Калигула» Эймунтаса Някрошюса. В пьесе Альбера Камю императора, которому целого мира мало, играет Евгений Миронов; его партнеры — Мария Миронова, Алексей Девотченко, Игорь Гордин, Авангард Леонтьев. Литовскому гению метафоры и первому русскому артисту несложно будет найти общий язык — Миронов уже играл Лопахина в «Вишневом саде» у Някрошюса. 

Поначалу российский театр рекрутировал на Западе режиссеров старой, надежной гвардии, а вслед за ними пришли бодрые отчаянные новички, и в авангарде процесса оказался Театр Наций — с тех пор, как его возглавил Евгений Миронов. Уже первый их международный проект, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса, собрал все мыслимые театральные премии в России и объединил в любви к себе традиционалистов и новаторов, средний класс и деклассированную интеллигенцию.

Если литовца Херманиса и до «Рассказов Шукшина» отлично знали в России, то имя болгарина Явора Гырдева до его московского дебюта было знакомо только киноманам — его «Дзифт» на ММКФ 2008 взял приз за лучшую режиссуру. В прошлом сезоне Гырдев выпустил с Сергеем Чонишвили, Игорем Гординым и Викторией Толстогановой в Театре Наций психотриллер «Метод Грёнхольма». Невозможно было предположить, что интеллектуальная пьеса может иметь успех у московской публики, но факт есть факт: аншлаги сопровождают спектакль со дня премьеры уже более полугода. Евгений Миронов пригласил Гырдева на постановку во второй раз, и в середине января он выпускает черную комедию «Киллер Джо» американца Трейси Леттса, с 1998 года ураганом прошедшую по сценам двадцати шести стран. 

«Киллер Джо» — прозвище детектива, распутывающего историю, в которую влипла вывихнутая американская семья — отмороженный папа, запутавшийся в долгах молодой драгдилер, решивший убить собственную мать ради ее страховки, и дочь Дотти. Эта Дотти, лунатичка и прорицательница, — порождение американского Запада и античного мифа — один из удивительнейших персонажей, созданных западной драмой. В спектакле Гырдева ее играет Юлия Пересильд. Самая яркая актриса поколения двадцатилетних, она все настойчивей выходит из тени своих именитых партнеров по сцене и экрану — Владимира Машкова в фильме «Край», Евгения Миронова в «Фигаро», Даниила Страхова в «Варшавской мелодии». Даром что выросла в эпоху, когда разделение людей и театров на «отечественные» и «зарубежные» выглядит все более условным.

Премьеры месяца

RIA-146896-Original.jpg

31 января, 1 февраля
Театр Наций на сцене Дворца на Яузе
Спектакль «Калигула» в постановке Эймунтаса Някрошюса. В ролях: Евгений Миронов (на фото — в роли Лопахина в спектакле Някрошюса «Вишневый сад», 2004), Мария Миронова, Авангард Леонтьев. 
www.theatreofnations.ru

26 января 
Театр «Ле Жемо» (Париж) 
Спектакль «Буря» в постановке Деклана Доннеллана (на фото) в Москве покажут в мае, но самые нетерпеливые смогут посмотреть его уже в январе — правда, в Париже. 
www.lesgemeaux.com

13, 14 января 
Театр Наций на сцене Драмтеатра им. Станиславского 
Спектакль «Киллер Джо» в постановке Явора Гырдева, чей прошлогодний спектакль «Метод Грёнхольма» (на фото) с Викторией Толстогановой и Сергеем Чонишвили потряс Москву до основания.
www.theatreofnations.ru

Текст: Юлия Ковальская/«Афиша». Фото: Глеб Косоруков; «РИА Новости»; Архив Vogue. Стиль: Ольга Дунина. Прически: Анастасия Тихонова. Макияж: Наталия Малова. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова

еще в разделе Журнал

Конец каменного века

Конец каменного века

Дизайнеры главных ювелирных марок рассказали Vogue, почему измельчали бриллианты, отчего пластик теперь ничуть не уступает золоту и означает ли это закат их империй

Морозко

Морозко

Что согреет русскую красавицу в лютый мороз? Рубины, бриллианты и жемчуг — узорчатые, как павловопосадский платок

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Prada помочь
Новости

Prada помочь

В честь открытия флагманского магазина в Турине Миучча Прада подарит городскому Королевскому театру новый занавес

Еще!
Новости

Еще!

В ноябре в Москве откроется второй бутик Stella McCartney

Гости открытия бутика Versace
Выход в свет

Гости открытия бутика Versace

Вечером 10 сентября состоялась вечеринка по случаю появления еще одной точки на модной карте Москвы



подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru