You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Позиция миссионера

У русской Мельпомены в этом сезоне — сплошь иностранные женихи: почти все наши театральные премьеры поставлены режиссерами с Запада

15 Января 2011 Юлия Ковальская

Позиция миссионера
В нынешнем году, который называется еще Годом Франции в России, по стране разъезжали французские режиссеры и хореографы, легкие на подъем и чрезвычайно плодовитые. Я приехала в Саратов, в ТЮЗ им. Киселева, на премьеру «Сирано де Бержерака» в чрезвычайно достойной постановке Жан-Клода Фаля — а за кулисами столкнулась с человеком, похожим на знаменитого американского авангардиста Ли Бруера. Сперва я не поверила своим глазам, но оказалось — правда. Ли Бруер выпускает с саратовскими артистами пьесу живого классика Сэма Шепарда «Проклятье голодающего класса». 

«Как вам в России?» — спросила я Бруера вежливо, как «How do you do?», не рассчитывая на ответ. Но как бы не так. Семидесятилетний мэтр в смешной зеленой шапочке схватил меня за пуговицу и минут двадцать воспевал русский репертуарный театр (это когда зритель имеет возможность увидеть одного и того же актера сегодня в роли Гамлета, а завтра — Подколесина), втолковывая, каким неоценимым кладом мы, русские, обладаем. 

Что правда, то правда: в Америке Бруер не имеет возможности ставить с актерами, обращенными им в свою веру, когда ему этого захочется. То же и у англичанина Деклана Доннеллана. Теоретически у него есть своя труппа Cheek by Jowl, но лишь теоретически. Практически его актеры — это люди, работающие кто где и собирающиеся пару раз в год на проект, на который Доннеллану удалось найти деньги. 

RIA-609891-Original.jpg

Зато Россия по количеству репертуарных театров — первая на планете. За что спасибо советской власти. Она справедливо считала театр идеологическим инструментом, поэтому в социалистических странах театр насаждали ровно так же, как это делали римляне: взяли страну, посадили правительство, построили театр. И теперь западным режиссерам есть где ставить. Что они и делают, причем в этом сезоне количество таких постановок достигло пиковых значений.

Литовский режиссер Римас Туминас оставил собственный театр в Вильнюсе, чтобы руководить Вахтанговским. Это был первый случай, когда западный легионер не просто ставит в России, а возглавил академический театр. Результат — грандиозный «Дядя Ваня» с Сергеем Маковецким в главной роли, у которого в этом сезоне большие шансы на «Золотую маску» (конкуренцию ему составит другой «Дядя Ваня» — тоже поставленный легионером, американцем Андреем Щербаном в питерской Александринке). 

К летнему Чеховскому фестивалю англичанин Деклан Доннеллан поставит с московскими актерами шекспировскую «Бурю». Как и в предыдущей его работе, «Двенадцатой ночи», все роли будут играть мужчины. Доннеллан в Москве уже как родной. 

Однако самым весомым будет «Калигула» Эймунтаса Някрошюса. В пьесе Альбера Камю императора, которому целого мира мало, играет Евгений Миронов; его партнеры — Мария Миронова, Алексей Девотченко, Игорь Гордин, Авангард Леонтьев. Литовскому гению метафоры и первому русскому артисту несложно будет найти общий язык — Миронов уже играл Лопахина в «Вишневом саде» у Някрошюса. 

Поначалу российский театр рекрутировал на Западе режиссеров старой, надежной гвардии, а вслед за ними пришли бодрые отчаянные новички, и в авангарде процесса оказался Театр Наций — с тех пор, как его возглавил Евгений Миронов. Уже первый их международный проект, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса, собрал все мыслимые театральные премии в России и объединил в любви к себе традиционалистов и новаторов, средний класс и деклассированную интеллигенцию.

Если литовца Херманиса и до «Рассказов Шукшина» отлично знали в России, то имя болгарина Явора Гырдева до его московского дебюта было знакомо только киноманам — его «Дзифт» на ММКФ 2008 взял приз за лучшую режиссуру. В прошлом сезоне Гырдев выпустил с Сергеем Чонишвили, Игорем Гординым и Викторией Толстогановой в Театре Наций психотриллер «Метод Грёнхольма». Невозможно было предположить, что интеллектуальная пьеса может иметь успех у московской публики, но факт есть факт: аншлаги сопровождают спектакль со дня премьеры уже более полугода. Евгений Миронов пригласил Гырдева на постановку во второй раз, и в середине января он выпускает черную комедию «Киллер Джо» американца Трейси Леттса, с 1998 года ураганом прошедшую по сценам двадцати шести стран. 

«Киллер Джо» — прозвище детектива, распутывающего историю, в которую влипла вывихнутая американская семья — отмороженный папа, запутавшийся в долгах молодой драгдилер, решивший убить собственную мать ради ее страховки, и дочь Дотти. Эта Дотти, лунатичка и прорицательница, — порождение американского Запада и античного мифа — один из удивительнейших персонажей, созданных западной драмой. В спектакле Гырдева ее играет Юлия Пересильд. Самая яркая актриса поколения двадцатилетних, она все настойчивей выходит из тени своих именитых партнеров по сцене и экрану — Владимира Машкова в фильме «Край», Евгения Миронова в «Фигаро», Даниила Страхова в «Варшавской мелодии». Даром что выросла в эпоху, когда разделение людей и театров на «отечественные» и «зарубежные» выглядит все более условным.

Премьеры месяца

RIA-146896-Original.jpg

31 января, 1 февраля
Театр Наций на сцене Дворца на Яузе
Спектакль «Калигула» в постановке Эймунтаса Някрошюса. В ролях: Евгений Миронов (на фото — в роли Лопахина в спектакле Някрошюса «Вишневый сад», 2004), Мария Миронова, Авангард Леонтьев. 
www.theatreofnations.ru

26 января 
Театр «Ле Жемо» (Париж) 
Спектакль «Буря» в постановке Деклана Доннеллана (на фото) в Москве покажут в мае, но самые нетерпеливые смогут посмотреть его уже в январе — правда, в Париже. 
www.lesgemeaux.com

13, 14 января 
Театр Наций на сцене Драмтеатра им. Станиславского 
Спектакль «Киллер Джо» в постановке Явора Гырдева, чей прошлогодний спектакль «Метод Грёнхольма» (на фото) с Викторией Толстогановой и Сергеем Чонишвили потряс Москву до основания.
www.theatreofnations.ru

Текст: Юлия Ковальская/«Афиша». Фото: Глеб Косоруков; «РИА Новости»; Архив Vogue. Стиль: Ольга Дунина. Прически: Анастасия Тихонова. Макияж: Наталия Малова. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова

еще в разделе Журнал

Конец каменного века

Конец каменного века

Дизайнеры главных ювелирных марок рассказали Vogue, почему измельчали бриллианты, отчего пластик теперь ничуть не уступает золоту и означает ли это закат их империй

Морозко

Морозко

Что согреет русскую красавицу в лютый мороз? Рубины, бриллианты и жемчуг — узорчатые, как павловопосадский платок

комментарии / 0

оставить комментарий

смотрите ТАКЖЕ

Prada помочь
Новости

Prada помочь

В честь открытия флагманского магазина в Турине Миучча Прада подарит городскому Королевскому театру новый занавес

Еще!
Новости

Еще!

В ноябре в Москве откроется второй бутик Stella McCartney

Гости открытия бутика Versace
Выход в свет

Гости открытия бутика Versace

Вечером 10 сентября состоялась вечеринка по случаю появления еще одной точки на модной карте Москвы


самое популярное

Вероника Хейлбрюннер выбирает новогодние подарки
Новости Вероника Хейлбрюннер выбирает новогодние подарки

Бархатное платье, бриллианты и настоящая лошадь — волшебной ночью сбываются любые мечты


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru