You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Журнал

Конец каменного века

Дизайнеры главных ювелирных марок рассказали Vogue, почему измельчали бриллианты, отчего пластик теперь ничуть не уступает золоту и означает ли это закат их империй

16 Января 2011 Альберт Галеев

Конец каменного века
Ювелирный мир трясет. Harry Winston — та самая марка, которая никогда никаких коллекций не выпускала, зато еще в 1947 году создала эксклюзивное колье специально для оскаровского выхода Кэтрин Хепберн и которую Мэрилин Монро считала своим лучшим другом, — дебютировала с масштабной коллекцией, вдобавок посвященной не звезде, а Нью-Йорку. Mikimoto, столетие хвалившаяся тем, что использует лишь идеально круглые жемчужины, сделала колье и серьги с барочными, «ошибкой природы». Да что там: Лоренс Графф, король драгоценных камней размером с булыжник, выпустил обручальные кольца с парой «алмазиков». Когда Мелания Кнаусс говорила перед алтарем «да» Дональду Трампу, на ее пальце красовался 15-каратник Граффа — мелочь по сравнению с его 478-каратным «Светом Летсенга». «Нищенство», «конец золотого века», «ширпотреб» — и это еще самые пристойные комментарии поклонников марок в фэшн-блогах! 

То, что в самой консервативной части модного мира происходят тектонические сдвиги, а просуществовавшая десятилетия система координат распадается на глазах, признают и сами ювелиры. «Людям нравятся украшения из нашей первой фэшн-коллекции Diamonds on Diamonds — их «легче» носить. Это «дневные» бриллианты, — откровенничает Графф, но тут же исправляется: — Хотя мы не поступились ни качеством камней, ни обработкой. Наши бриллианты были и остаются отличным вложением денег независимо от размера». 

081_RV_01_11_01.p1.jpg
Подвеска, 66 000 руб., и кольцо, 39 800 руб., из розового золота и керамики, все B.Zero 1, Bvlgari. Подвеска Quatre из желтого, белого, красного и коричневого золота,  173 376 руб., Boucheron; серьги и кольцо из белого золота с бриллиантами, на все цена по запросу, Graff

Сам диамантье сохраняет хорошую мину: в ноябре поставил исторический рекорд, выложив на Sotheby’s за 24,7-каратный розовый бриллиант невиданные сорок шесть миллионов долларов.

Но клиенты уже другие. Виной кризис, слово нон грата в этой среде. «Очевидно: Дома меняют стратегию, начинают работать для более широкого круга потребителей, — говорит владелица Soho Jewelry Юлия Визгалина. — Например, David Morris, один из наших партнеров, раньше создавал изделия в единичном экземпляре, преимущественно с крупными камнями. А теперь предлагает еще и украшения с камнями меньшей каратности, многие огранки «роза». Они стоят гораздо дешевле. А значит, их можно чаще покупать».

Для современных женщин это немаловажно, убежден директор Cartier по наследию и стратегии Пьер Райнеро. «Женщины изменились — уже не ждут украшений в подарок и покупают их сами. Носят уникальные колье с джинсами. Завтракают в Москве, обедают в Париже, ужинают в Милане. Они мобильны, не скованны, по-новому женственны и по-новому свободны. Поэтому уже несколько лет мы делаем ставку на невидимые, эфемерные оправы, украшения со множеством подвижных частей, новые материалы и их сочетания — окаменевшее дерево с белыми опалами, жемчуг с самоцветами».

082_RV_01_11_01.p1.jpg
Серьги из золота и смолы с жадеитами и бриллиантами, 980 000 руб., Bochic; кольцо из белого золота с бриллиантами и хризоколлой, цена по запросу, Kimberly McDonald. Подвеска из белого золота с бриллиантами и барочным жемчугом, цена по запросу, Mikimoto; колье из белого золота с жемчугом и бриллиантами, цена по запросу, Helen Yarmak.

«Сегодня люди хотят выделяться, показывать свой вкус, подчеркивать индивидуальность, исключительность, — объясняет владелица ювелирного Дома Golconda Татьяна Бутенко. — Богатством навыделялись. Да и не время сейчас баловать себя. Все, кто хотел купить большие камни, купили их в прошлом десятилетии, когда деньги было легко тратить». 

Редкий ювелир теперь обходится без использования стали, пластика, дерева. Еще недавно маловостребованные патинированные золото и титан, дебютанты вроде турмалинов параиба, подзабытые золотистые империал-топазы и голубые мексиканские опалы — все они стали мейнстримом. «Не ровен час снова будут очереди стоять за александритами, — прогнозирует Бутенко. — В переходные периоды в моду входят изменчивые камни: опалы, лунные камни». 

Мириам Салат и Дэвид Аарон Джозеф из Bochic почувствовали пульс времени одними из первых. И начали делать колье в стиле ар-деко из индийских бусин, серьги разом с бирюзой, кораллами и бриллиантами, бакелитовые браслеты, инкрустированные золотом и серебром. «Концепция Bochic — это украшения, глядя на которые не ясно, сколько они стоят, но в которых из-за их зрелищности чувствуешь себя роскошно», — объясняет Джозеф. 

Untitled-1.jpg
Ручка John Lennon Limited Edition 70 из белого золота с сапфиром и бриллиантами; колье Bouquet из белого золота с бриллиантами Montblanc Diamond, на все цена по запросу, Montblanc.

Теперь именно его разномастные и эклектичные творения, родом то ли с Монмартра времен Тулуз-Лотрека, то ли из Сохо Уорхола, — фавориты девушек на красных ковровых дорожках (в них уже ходят Сандра Баллок, Анжелина Джоли, Хилари Суонк) и даже на высшем уровне. Год назад Мишель Обама в серьгах-шандельерах Bochic с янтарем и турмалинами принимала в Белом доме индийского премьера. А в мае на ужин с корреспондентами президентского пула надела браслет из бакелита, турмалиновые серьги и кольцо с бриллиантами. Скромная жемчужная классика Жаклин Кеннеди больше не в чести.

Знаменитости, давно правящие умами дизайнеров, для ювелиров — способ расширить ряды клиентов не хуже экспериментов с материалами. Так, марка Bvlgari, помимо того что запустила новую, более доступную линию Cocktail с украшениями с эмалью, турмалинами, аметистами, создала сначала первую линию аксессуаров из кожи в союзе с Мэтью Уильямсоном, а потом и дизайнерскую коллекцию украшений. Точнее, переосмыслила старую, B.Zero 1 десятилетней давности. Для этого пригласили скульптора-минималиста Аниша Капура, сделавшего имя на отполированных до зеркального блеска вогнутых монументах из стали. Кольца и подвески он тоже отполировал, поверхности вогнул, не побрезговал сталью и керамикой, а из камней обошелся лишь бриллиантами, да и те сложил в паве. «Инновационным дизайном и приемлемой ценой мы обращаемся к более молодой, передовой аудитории. Сегодня ключ к сердцу покупателя — креативные украшения. У него крайне богатая фантазия и высочайшие запросы. Надо соответствовать», — говорят в Bvlgari.

083_RV_01_11_01.p1.jpg
Кольцо из белого золота с черными, белыми, желтыми бриллиантами и изумрудами; подвеска из белого золота с черными и белыми бриллиантами, на все цена по запросу, Animal World, Chopard.

Марка Montblanc поучаствовала в праздновании семидесятилетия Джона Леннона — выпустила ручки с зажимом — гитарным грифом. Хотя до этого приносила оммажи грандам вроде Марлен Дитрих, Ингрид Бергман или Махатмы Ганди. «Покупатели хотят чего-то более личного, — объясняет арт-директор Карло Джорданетти. — Того, что любят и в других областях своей жизни».

«Новое — это хорошо забытое старое» — еще один лозунг, под которым живет современный ювелирный мир. «Стало незазорно пролистывать архивы: делать реплики, компиляции, просто вдохновляться, — рассказывает Бутенко. — Или искать прототипы в экзотических культурах. В дело идет все, что может удивить». Ювелиры John Hardy в своих геометричных колье и браслетах рассказывают на свой манер историю ар-деко и эры джаза, а перстни украшают плетенками в духе балинезийской мебели из ротанга. Палома Пикассо по случаю тридцатилетия работы для Tiffany & Co. представила коллекции со старинными магрибскими узорами, подсмотренными на мозаиках своего марокканского поместья.

Untitled-2.jpg
Платиновое колье с бриллиантами и кольцо из белого золота с бриллиантами и сапфирами, на все цена по запросу, New York, Harry Winston.

Марка Chopard дефицита в архивах не испытывает, но, наоборот, решила сыграть на новом поле. К стопятидесятилетию выпустила коллекцию из ста пятидесяти украшений в виде животных. Неожиданно для Chopard, обожаемой модницами за беззаботные Happy Diamonds без оправы. 

«Создавать бестиарии считается высшим пилотажем в ювелирном искусстве, — заявляет их создательница Каролина Груози-Шойфеле. — Хотя в сознании многих Chopard и Happy Diamonds — синонимы, мы всегда штурмовали технологические планки в коллекциях High Jewelry. Так что мы привлекаем тем, что разрушаем стереотипы. Впрочем, люди сейчас ждут украшений, которые можно было бы надеть не только раз в жизни и хранить остальное время в сейфе. С этим не поспоришь». 

Фото: Ben Hassett ; Rex features/Fotobank.com ; Архив Vogue; Wireimage/Photas 
комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad