You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Шире круг

Спешите в лондонскую галерею Тейт: там открывается выставка мексиканца Габриеля Ороско, самого легкого из современных художников

17 Января 2011 Игорь Гребельников

Шире круг
В Центр Помпиду, где проходила выставка Габриеля Ороско (в январе она перебирается в Лондон, в Tate Modern), я влетел пулей и понесся вверх по лестнице. Так спешил ее увидеть. Уже дважды в этом году — в Нью-Йорке и в Базеле — мы с ней разминулись, и теперь я решил не упустить шанс. Но, как выяснилось, наверх, в огромные залы, подниматься было не надо. Художник предпочел разместиться довольно скромно на первом этаже. 

Обязательным условием были окна во все стены: мексиканец Габриель Ороско предпочитает размывать границу между искусством и повседневностью, находить одно в другом или так искусно добавлять абсурда к и без того уже абсурдной реальности, что мы даже не замечаем его вмешательства. Зато, когда замечаем, приходим в восторг. Его первая выставка в нью-йоркском МоМА в 1993 году как раз готовила внимательному зрителю такой сюрприз. В окнах жилых домов и офисов, расположенных по соседству с музеем, красовались апельсины: уговорить хозяев наверняка было несложно, зато сколько радости от причастия к искусству и у них, и у случайных прохожих. 

03.jpg
La DS, модифицированный Citroёn DS, 1993. 

Ороско вообще не любитель затратных проектов, на которых время от времени нагревает руки арт-рынок. На Венецианской биеннале он выставил пустую коробку из-под обуви: забавно, учитывая что зрителям приходится очень много топтаться по закоулкам этого города, чтобы увидеть все выставки. По белым стенам нью-йоркской галереи Marian Goodman развесил четыре прозрачные полиэтиленовые крышечки от йогурта, наделив таким образом эти стены полезными свойствами. Получается, чтобы создавать остроумные, эффектные работы, не обязательно организовывать артель с кучей наемных сотрудников. На Мураками, Кунса, Херста работают целые производства. Ороско умеет их делать из мусора. А что? Вполне экологично. 

«Дух дышит, где хочет» — пожалуй, эта библейская истина больше всего и очаровывает в его работах. У Ороско есть даже фотография, иллюстрирующая это  буквально: черная лакированная крышка рояля, запотевшая от дыхания художника. Примерно об этом и его знаменитая работа «Мои руки — это мое сердце»: две вертикально расположенные фотографии с голым торсом художника. На одной он сжимает в руках кусок глины, на другой — разжимает руки, и получается слепок, похожий на сердце. Все гениальное — просто. 

04.jpg
Фотоинсталляция «Мои руки — это мое сердце» (My Hands Are My Heart), 1991.

О другую скульптуру можно запросто споткнуться на выставке: внушительных размеров шар из черного пластилина, вес которого соответствует весу художника. Ороско катал этот шар по улицам, так что в результате он плотно декорирован мусором. С потолка свисает вентилятор, раскручивающий рулоны туалетной бумаги, ленты которой образуют безупречные спирали. Художник любит озадачивать зрителя абсурдными объектами, вроде скульптуры, созданной из четырех сплетенных велосипедов, неспособных сдвинуться с места, или лифта, высота которого равна росту художника, или круглого бильярдного стола с тремя шарами, но без лунок. 

Шары, округлые формы — своего рода приметы стиля Ороско. Известна его серия фотографий Atomists, где поверх газетных спортивных снимков нанесены гуашью круги и овалы, соприкасающиеся друг с другом, подобно атомам в молекулах. Так с помощью рисунка художник обнажает скрытые и неуловимые энергии, которые движут игроками на поле.

08.jpg
Слева: картина Kytes Tree, холст, синтетическая полимерная краска, 2005. Справа: Black Kites, череп c графитовым рисунком, 1997. 

Впрочем, скрытые художником «пружины» могли обнажиться и на самой выставке в Центре Помпиду. Стоило зрителю проявить больший интерес к работам и начать что-то фотографировать, как раздавался окрик симпатичных, но грозных мексиканских полицейских, присматривавших за порядком. И только потом из каталога выяснилось, что это были статисты, а все действо — перформансом. В общем, на выставке Габриеля Ороско в Tate Britain смело путайте искусство и жизнь и ничего не бойтесь. 

Фото: Архив Vogue ; Getty images/Fotobank.com  

еще в разделе Журнал

Модная диета по Волковой

Модная диета по Волковой

Кого лондонская пресса называет самой модной девушкой британской столицы? Знакомьтесь: Саша Волкова, русская модель

Конец каменного века

Конец каменного века

Дизайнеры главных ювелирных марок рассказали Vogue, почему измельчали бриллианты, отчего пластик теперь ничуть не уступает золоту и означает ли это закат их империй

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Китайский квартал
Афиша

Китайский квартал

18 ноября в Гонконге открылась выставка Pradasphere



подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru