Иван Иванович меняет профессии

По виражам судьбы Ивана Охлобыстина — от байкера через православного священника к звезде «Интернов» — можно писать историю болезней нашего общества. Vogue попросил главного врача русского телевидения поставить диагноз зрителям
Иван Охлобыстин фото и интервью с актером креативным директором «Евросети» | VOGUE

Пиджак и брюки, все Boss Selection; рубашка, Eton; ботинки, Dolce & Gabbana; галстук, Giorgio Armani; ремень, Gucci; платиновые часы Nicolas Rieussec Monopusher Chronograph Automatic, Montblanc.

«Привет! Чем это вы пахнете? Chanel?» — и тут же история о том, как он покупает мальчишкам Platinum и Allure, дочкам — Chance или Mademoiselle, а жене (у Ивана Охлобыстина с женой, актрисой Оксаной Арбузовой — двое сыновей и четыре дочери) — № 5, большими бутылями. Спрашивает, нужно ли снимать украшения — на нем пара килограммов серебра на пальцах, запястьях, шее. И тут же отвлекается: «Надо на работу позвонить, сказать, что не приеду. Обещал быть в три, но пока снимали, уже к вам ехать пора. У меня работа любимая! Тридцать четвертый этаж, ореховые панели, костюмы Brioni, плазма на стене. Телефон вот гениальный, только сенсорный экран за три дня истирается. И клавиши маленькие, как люди в них попадают?!»

Охлобыстин снимает черный бушлат (на нем также серый армейский свитер в рубчик с «заплатами» на плечах, серые вельветовые штаны, черные ботинки из грубой кожи, желтые очки-капли), достает пачку красных «Голуаз» и срывается в курилку, продолжая говорить. Съемочная группа молча переводит дух.

Пиджак и брюки, все H&M; рубашка, Prada; ботинки, Gucci; платок, Kiton; часы из белого золота, Vacheron Constantin.

Гениальный телефон — это BlackBerry. «Снимали» — это про новый сезон «Интернов», который сейчас идет на ТНТ. Новая работа — креативного директора «Евросети». Служит им Охлобыстин с 1 декабря, на момент съемки — всего пару дней. Не по-шефски обходителен с ассистенткой: «Але! Простите, дорогая, не приеду сегодня. Очень неудобно, но я уже на съемке для Vogue. Ну да, до завтра. Так вот», — это Иван уже нам.

Дальше — рассказ про телефоны с прозрачным корпусом и обвитым неоновыми диодами аккумулятором, с глушилкой сигнала, со встроенной подзарядкой... Зачем ему все это? «Первое образование у меня техническое, ну и я всегда любил железяки. Сейчас происходит разделение: телефоны, которые нужны для того, чтобы по ним разговаривать, — это звонилки. А есть приборы: навигатор, интернет, читалка. Короче, это целый мир, жизнь с предметом, который нужно осваивать. Так же, как с костюмом. Мне идут костюмы, но до сих пор было абсолютно бессмысленно ими себя обременять. А теперь ношу — положено».

В новом тушинском таунхаусе семейства Охлобыстиных под телефоны отведен стеллаж. «Все работают. Я не отвечаю? — удивляется Иван на то, что по всем имеющимся у меня двенадцати его номерам неделю одни гудки. — А я, когда выхожу из дома, беру один из телефонов. То есть в этот день живу тем периодом жизни, с которым связан телефон с содержимым. И честно отвечаю на вопрос, какой у меня номер: «Я не знаю».

Рубашка, Eton; брюки, Boss Selection; галстук, Giorgio Armani; часы Premier Excenter Timezone из белого золота, Harry Winston.

В остальном про Охлобыстина все, казалось бы, известно. Имеет 17 премий как режиссер, 9 — как актер и 21-ну — как сценарист. Картавит, украшен татуировками, собирает оружие. В 90-е работал в артхаусе, пиарщиком, избирался в Думу. В нулевые стал священником, потом вернулся в кино, сыграл Шута при Иване Грозном, за что был поруган православной общественностью, после чего попросил патриарха временно отстранить его от служения. В этом году выйдет шесть фильмов с ним в титрах, ближайшие — «Служебный роман. Наше время» и «Поколение «Пи». В экранизации пелевинского романа о 90-х Охлобыстин играет Малюту, «здорового жлоба в затертом джинсовом костюме и пламенного антисемита». А в ремейке советской киноклассики — тренера по корпоративному пиару. «У меня несколько вариантов подхода к работе. Когда от меня требуют реализации какой-то роли, и когда я нужен как свадебный генерал. В случае со «Служебным романом» я знал, что я своим друзьям нужен как лицо. Почему нет? Это не дрова пилить. Физического труда здесь нет. Психика не страдает. Я легко иду на это, когда друзья работают, я не могу им отказать. Я считаю это обязательством. Можешь — могу, но если есть свободное время. Наверное, это правда, что я конъюнктурщик. Я же не на необитаемом острове живу. Настраиваешься, как приемник, на волну и черпаешь из массового бессознательного. Когда я учился во ВГИКе, проводил опыты в общежитии. Мы вдвоем с другом садились и говорили, скажем, о море. Потом шли по коридору, заходили в разные комнаты. Восемьдесят процентов живших в этих комнатах говорили либо о дельфинах, либо о ракушках, либо о купании».

Теперь, судя по очередному карьерному зигзагу Охлобыстина, в общественном сознании господствует что-то новое — что воплощают сериалы. Завотделением из «Интернов» доктор Быков в исполнении Охлобыстина влюбил в себя и традиционную аудиторию сериалов — домохозяек и пенсионерок — и молодежь, утончившую вкус на «Докторе Хаусе» и «Безумцах». «У нас во ВГИКе всегда брезгливо относились к «мылу». Ну мы же киношники, это профессиональное чванство, оно всегда было во мне. Первые пять дней показа «Интернов» были провальные. То есть сразу несколько миллионов в трубу вылетело. А на шестой день пошло: мы на первом месте, на втором — информационная передача Первого канала, а уже потом все остальное. Теперь продюсеры общаются между собой: «Я хочу сериал типа «Интернов». Этому жанру даже определения еще не придумали, он не соответствует параметрам скетч- или ситкома».

Иван Охлобыстин в роли Шута в драме Павла Лунгина «Царь» (вверху) и доктора Быкова в сериале «Интерны».

Сознание современных людей изменилось, — объясняет главный редактор конкурирующего с ТНТ холдинга СТС-Медиа Алексей Казаков. — Полнометражный фильм все сложнее высидеть до конца, людям гораздо комфортнее мыслить в формате 20-минутных серий. И получается, что лучшие драматурги, режиссеры, актеры уходят в сериалы. Больше того, лучшие сериалы построены вопреки классической сериальной драматургии. Закадровый смех, живая аудитория в павильоне, минимум натурных съемок — устарели. В популярных их и нет».

«Сериалы скоро заменят развлекательное кино, — это уже Охлобыстин. — Моя мама недавно едет через глухие калужские леса, звонит и говорит мне: «Я уже 40 минут никого не видела, кроме тебя». На рекламных щитах, в смысле. Телевидение позволяет себе эксперименты: ну где я еще могу, сыграв сцену, забежать посмотреть плейбэк и сказать: здесь надо добавить Бэрриморррррра! Двенадцать раз — и все эти двенадцать раз на меня будут работать павильон, 80 человек, камеры, которые диких денег стоят».

«В детстве, если роман был интересный, мне хотелось, чтобы он никогда не заканчивался, — продолжает Охлобыстин. — Это как с мобильными телефонами: железный корпус лучше пластикового. Хотя на самом деле пластик не только легче, он прочнее. Но человеку на уровне 325-го витка ДНК ближе металл. Вот то же самое с хорошими телесериалами: в какой-то момент я понимаю, что мне не важно, что происходит с главным героем. Мне важно, что он находится в движении, что он мне нравится. Так что идеальный сериал — это как «Санта-Барбара»: 10 тысяч серий».

Последний вопрос. Не смущает ли Ивана, что он на пятом десятке и отец, и муж, и вице-президент, и доктор Быков, и батюшка, и актер — а все тот же тушинский сатир? «Иван Охлобыстин — актер одного амплуа, да. Всех людей можно поделить на определенные категории даже в бытовой жизни. Один в комедиях существует. Другой не выходит за границы жанра утиной охоты — постоянно в печоринщине находится, в сомнениях. Он всегда лишний человек, даже если топ-менеджер крупной компании. Я свой образ называю «Чешский луна-парк». Влетает в кадр человек с огромными усами, таращит глаза и орет: «Ваааалшэббббные пааарааашки ат дэпрэсссссии! Всего двадцать копеек! В каждой аптеке Пеетттербургааа!» И порошки покупают на миллион. Ощущение праздника, ненавязчивой доминанты — это работает. Для нестабильного общества, как наше сейчас, доступна только сатира. Сатира и бурлеск. Хлестко, смешно и необременительно. Вот у вас: халявный кофе, куча девчонок, белый костюм, съемка для Vogue. Так я и представлял свою жизнь в 44 года!»

Фото: Slava Filippov. Стиль: Людмила Заичкина. Груминг: Татьяна Чумакова/The Agent. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.

Мебель предоставлена салоном «Интерни».Редакция благодарит шоу-рум H&M за помощь в организации съемки.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.