You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Дом культуры

В Государственном московском музее изобразительных искусств им. Пушкина открывается выставка «ДИОР. под знаком искусства». Vogue уверен: она произведет переворот в умах русских женщин

26 Апреля 2011

Дом культуры
Платье Shéhérazade из бархата и шелка, расшитое блестками и стеклярусом, весна—лето 1998, Dior Haute Couture.

Мода и искусство неразрывно связаны — в этом даже самые скептически наст­роен­ные по отношению к моде москвички вскоре смогут убедиться, едва ступив на знакомую им с детства знаменитую лестницу государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. (У коренных столичных жителей его принято называть Цвета­евским — в честь его основателя, отца знаменитой поэтессы И. В. Цветаева.) Вдоль колоннады, на постаментах в виде осколков античных колонн выставлены платья, составившие славу Дома Dior — всего сто двадцать моделей. А рядом, между колоннами, устроители развесили шестьдесят картин, изображающих обнаженных женщин. Полотна, взятые из фондов самого Пушкинского музея, а также Лувра, музея д’Орсе, Версаля и частных коллекций, сами по себе могли бы составить выставку, достойную любой европейской столицы: мы увидим, среди прочих, шедевры Сезанна, Пикассо, Модильяни, Гойи, Матисса и Тулуз-Лотрека, портреты Винтерха­льтера и Сарджента. Не обошлось и без работ современных художников — причем также первой величины. Например, Ванессы Бикрофт, которая выкладывает фигуры и буквы из обнаженных женских тел. Или иранки Ширин Нешат, прославившейся сурами Корана на женских лицах. 

110128_D_069-4_Crop.jpg
Шелковый жакет, ремень из крокодиловой кожи и кожаные перчатки, весна—лето 2011, Dior Haute Couture.

Однако смысл московской выставки — именно в сочетании холстов и платьев. «Диоровский new look стал революцией в понимании женственности, — говорит куратор выставки, известная во Франции историк моды Флоренс Мюллер (на ее счету — нашумевшая в прошлом году ретроспектива Yves Saint Laurent в парижском le Petit Palais). — Представьте себе послевоенные годы в пережившем оккупацию Париже. Тканей — в обрез, вместо шелковых цветов на шляпах — веточки зелени, женщины рисуют на ногах швы, чтобы казалось, что они в чулках. И вдруг — эта роскошь: длинные и пышные юбки, шик и изящество. Своими нарядами Кристиан Диор восславлял женское тело, и впоследствии каждый из арт-директоров Дома делал то же самое». Это, по мысли Мюллер, и стало ДНК Дома Dior. 

110128_I_144_Crop.jpg
Платье Mimi-San из парчи, расшитое блестками и металлическими элементами; босоножки из металлизированной кожи, весна—лето 2004, Dior Haute Couture.

Оформление московской выставки придумала сценограф Натали Криньер — ее парижское агентство занимается декорациями для самых ответственных экспозиций и архитектурных конкурсов в столице Франции. Она сразу заметила, что неоклассические детали интерьеров Цветаевского музея очень гармонируют со стилем Дома Dior. «Мода и искусство — лицом к лицу, — продолжает Мюллер. — Художники раздевают женщин, а дизайнеры их одевают. Или наоборот? Получается разговор о женственности и красоте, проходящий сквозь время». 
Кстати, летняя кутюрная коллекция Dior 2011 года тоже имеет к этой теме самое непосредственное отношение. Она посвящена Рене Грюо, другу Кристиана Диора, который сделал красно-черные иллюстрации к его коллекции new look и после этого много лет работал бок о бок с великим дизайнером. «Диора связывали очень долгие отношения с Грюо. Он последним обедал с мистером Диором перед его смертью, — рассказывал нам в своей парижской студии незадолго до своего скоропостижного расставания с Домом Джон Гальяно. — Я ведь тоже хотел стать иллюстратором. Моей первой страстью было рисование, к дизайну я пришел очень поздно. И моими кумирами в мире графики были как раз Грюо, Энди Уорхол (знаете ли вы, что он оформлял витрины нью-йоркского магазина Bonwit Teller) и Стивен Майзел (до того как заняться фотографией, он тоже был художником-иллюстратором)».

110128_K_153_Crop.jpg
Льняной жакет, шерстяная юбка и замшевые перчатки Bar Suit, весна—лето 1947, Dior Haute Couture; замшевые сапоги, Emilio Pucci; шляпа из соломки, Noel Stewart; шелковый платок, Dolce & Gabbana.

В последней коллекции Гальяно старательно воспроизвел игру теней с рисунков Рене Грюо, на что в некоторых платьях ушло до семи слоев тюля. «Мы шли по следам Грюо, заново творя все эти светотени, акварельную размытость, рисунок вышивки и мазок кисти, — объясняет он. — Работы Грюо не так просты и гладки, как кажется, когда смотришь на репродукции. Это все равно что сначала увидеть Мону Лизу на почтовой открытке, а уж потом сходить в Лувр. Вблизи оказывается, что в каждом мазке слились голубые, розовые, коричневые тона, фиолетовые — как у Модильяни. Ты словно погружаешься в цвет — и открываешь его слой за слоем. И получается как бы неоконченная симфония, словно намек на линию, созданный слоями тюля». 

Эпоха Гальяно закончена — однако в Доме Dior ни­когда не испытывали недостатка в талантах с большой­
­буквы. В 1957 году, после кончины Кристиана Дио­ра, у руля Дома встал Ив Сен-Лоран, затем, в 1960-м, его сменил Марк Боан, в 1989-м — Джанфранко Ферре, а в 1997-м — Джон Гальяно. Все они были разные, а общим был недюжинный творческий потенциал и поистине диоровское умение вырабатывать целое мировоззрение. Это хорошо видно на московской выставке. 

110128_L_178_Crop.jpg
Кожаное платье и шляпа с отделкой из пластика и бусин, замшевые туфли с металлическими деталями, весна—лето 2007, Dior Haute Couture.

«Диор был первым из кутюрье, которые считали, что ощущение — запах, детали, пейзаж — столь же важно, как и крой, — рассказывает Мюллер. — Его вдохновляли первые детские воспоминания о том, как вместе с матерью он работал в саду в их семейном доме в Гранвиле в Нормандии». Поэтому экспозиция и начинается с темы сада — и роскошно-лукавого зеленого вечернего платья под названием «Салат», cозданного Ивом Сен-Лораном.

Из сада мы попадаем в легкомысленную и искрящуюся атмосферу Belle Époque — периода с конца XIX века до начала Первой мировой войны, когда в больших городах появилось все то, на чем держится мода и по сей день — большие универмаги и большие бульвары с кафе, где женщины могли хвастаться покупками друг перед другом. В ту пору женщины, например, мать Диора, стали подчеркивать осиную талию. Именно этот силуэт лег в основу диоровского new look. 

110128_M_182_Crop.jpg
Платье из хлопка, шелка и атласа с отделкой из меха, бусин и перьев; хлопковая шапка с отделкой из меха, металла и пластиковых бусин, осень—зима 2001/2002, Dior Haute Couture.

У Кристиана Диора были глобальные замыслы. «Своим триумфом Дом обязан не только великому дизайну, но и мощным амбициям, — говорит Мюллер. — Dior первым из парижских Домов открыл филиалы — в Нью-Йорке и Лондоне. Подумывал о Южной Америке и Японии. В 1959 году Ив Сен-Лоран приехал в Москву, чтобы устроить первый в советской России показ Dior — такого раньше и представить себе было невозможно! Начиная с весенней коллекции 2004 года, девизом которой Джон Гальяно избрал фразу Жана Кокто «Dior, dont le nom magique combine Dieu et or» («В имени Диора, как в магии, сошлись Бог и золото»), Дом проводит показы своих коллекций по всему миру — от Китая до Японии, от Испании до России. В восточной коллекции Гальяно 2003 года были отчетливо заметны русские мотивы — недаром ее показывали в парижской «Опере» вместе с работами Льва Бакста и Казимира Малевича.

110128_A_013_Crop.jpg
Шелковое платье, расшитое перьями, и кожаные перчатки, весна—лето 2011, Dior Haute Couture. 

Была у Гальяно и коллекция по мотивам костюмов самого Бакста для дягилевских балетов — он даже придумал, будто бы эти костюмы отлично подошли бы взбалмошной маркизе Луизе Касати — покровительнице художников и поэтов двадцатых годов. Гальяно вообще всегда выдумывал какие-то истории: например, про русскую принцессу Лукрецию, которая сбежала из охваченной гражданской войной России, спасая в корсаже фамильные драгоценности. Эту историю он воплотил еще до того, как начал работать для Dior, в 1993 году. А сыграла принцессу Лукрецию тогда совсем еще юная Кейт Мосс. Это было одно из ее первых появлений на подиуме.

Модели Гальяно в экспозиции перекликаются с пышными придворными платьями XVIII века, времен Марии Антуанетты. В работах самого Кристиана Диора начала пятидесятых годов тоже прослеживается связь с ее стилем — но уже не торжественным, а частным, в духе павильона Малый Трианон в Версале. Туда Антуанетта приходила отдыхать от условностей и королевского двора. Отсюда — покатые плечи и куртуазные, как роман «Опасные связи», вырезы. В 2001 году Гальяно объявил, что относится к Haute Couture как к спортивной одежде — и выпустил восточно-индийскую коллекцию Dior с расшитыми галабеями и халатами, напоминающими одежду тибетских монахов. На следующий сезон дизайнер-эксцентрик, как барон Унгерн, как будто переместился севернее по карте, в Монголию, и придумал коллекцию пальто-одеял, сшитых из пестрых шелковых лоскутков и мохнатых шапок из яка. 

110128_J_150-2_Crop.jpg
Платье из шелка, хлопка, замши и меха, сшитое в технике печворк, весна—лето 2002, Dior Haute Couture.

Не обошлось на выставке и без знаменитостей, носивших Dior: на многочисленных фотографиях — принцесса Диана, Рита Хейворт, Мэрилин Монро, Николь Кидман и многие другие. Работа Ричарда Аведона «Довина и слоны», на которой модель одета в платье Dior, — самая знаменитая модная фотография в мире, которую недавно продали на аукционе за миллион с лишним долларов, — тоже будет представлена на выставке. По словам Мюллер, Dior воплощает женскую мечту — «мечтать самой, и чтобы мечтали о тебе». Москвичкам это точно придется по вкусу.

Фото: Patrick Demarchelier.
Ассистенты фотографа: Fred Bealet, Rudy Lepoultier, Jimmy Mettier.
Стиль: Katerina Mukhina.
Прически: Nicolas Jurnjack/MAO.
Макияж: DeeDee/Calliste.
Модель: Marina Linchuck/DNA.
Ассистент стилиста: Sarah Smiley.
Продюсеры: Елена Серова, Юлия Мелконова. 

еще в разделе Журнал

Письмо редактора

Письмо редактора

Виктория Давыдова об июньском номере Vogue

Розанов и крест

Розанов и крест

В Санкт-Петербурге, в центре «Росфото» открывается самая не­обычная выставка на тему религии — «Служение» московского фотографа Михаила Розанова. В кадре — ни крестов, ни куполов, только камни, вода и песок.

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Вкус соблазна
Парфюмерия

Вкус соблазна

Новый аромат Christian Dior Fève Délicieuse, в основе которого лежат бобы тонка — ингредиент, присущий высокой кухне, ваниль и бергамот

Dior: A Flight of the Imagination
english

Dior: A Flight of the Imagination

Paris Fashion Week Day Three

Полет фантазии Dior
русский

Полет фантазии Dior

Неделя моды в Париже: день третий


самое популярное

Что читают супермодели
Модельный бизнес Что читают супермодели

Кайя Гербер, Синди Кроуфорд и Карли Клосс — берем пример с красивых и начитанных

Самые красивые места Семи королевств,  которые вам нужно посетить прямо сейчас
Путешествия Самые красивые места Семи королевств, которые вам нужно посетить прямо сейчас

Замок, построенный тамплиерами, или крепость, где испанская инквизиция пытала ведьм, — где искать Железный трон?


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru