You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Пионерская Прада

Художник Франческо Веццоли побеседовал с Миуччей Прадой о ее фонде современного искусства, коллекции, проектах по всему земному шару — и немножко о моде.

12 Июня 2011

Пионерская   Прада
Франческо Веццоли, Propa-Ga-Ganda (по мотивам Родченко), 2009.

Все знают, как ты пришла в большую моду: ярая коммунистка и молодой ученый с неохотой встала во главе семейного бизнеса, основанного дедом Марио в 1913 году. И превратила Prada из скучного магазина с багажом для состоятельных пенсионеров в флагман передовой моды. А как получилось, что ты начала интересоваться искусством? 

Как ты правильно сказал, мне всегда нравились две вещи — политика и кино. Ну еще, может быть, старые мастера. 

Помнишь, ты рассказывала, как хотела купить картину Дали? Купила? 

Купила. А потом Патрицио (Бертелли, муж Миуччи, председатель совета директоров Prada) его продал. Единственную работу за всю нашу историю. Поэтому название не скажу. 

И все-таки: когда и как случился твой роман с современным искусством? 

Это произошло совершенно случайно. У нас с мужем есть несколько друзей-архитекторов. Когда они пришли на наш показ в одном из старых заброшенных заводов, то сказали: здесь надо показывать не моду, а современное искусство. Мы решили попробовать, и пока готовили выставку, не на шутку погрузились в работы и подружились с их авторами. 

Означает ли это, что для тебя важнее лично познакомиться с художником, чем с его работой? 

В первое время, когда современное искусство еще не завоевало такой безоговорочный авторитет, как сейчас, так и было. Чтобы понять его, нужно было лететь в Америку и лично познакомиться с художником. Поэтому в наших первых выставках всегда присутствовал некий познавательный элемент. И только потом мне стало ясно, что выставка современного искусства — это не столько культурное начинание, сколько поиск ответа на самые важные вопросы сегодняшнего дня. Сейчас я предпочитаю вначале изучить работы — и уже потом знакомиться с их авторами. 

Во время Венецианской биеннале вы с Патрицио будете с помпой открывать филиал своего фонда в великолепном палаццо начала XVIII века «Ка’ Корнер-делла-Реджина» на Гранд-канале. Там все как при дожах — лепнина, фрески и лестницы. Но при чем здесь современное искусство?

Раньше в этом помещении располагался архив биеннале. Он там и останется — только за шесть лет мы полностью приведем здание в порядок. Во время этой биеннале там будет работать экспозиция, посвященная нашему фонду. Моя цель — показать, что наша деятельность не имеет ничего общего с привычной музейной логикой. Мы с Патрицио всегда стремились к тому, чтобы искусство, которым мы занимаемся, встраивалось в логику личного поиска. Каждое приобретение — свидетельство встречи с художниками, с которыми мы в тот момент мыслили в унисон. Никакой высоколобой «культурной стратегии», а только поиск ответов на вопросы, которые мир ставит перед каждым человеком. Выставки и проекты становились следствием этого поиска.

Как в эпоху Ренессанса, когда папы и влиятельные семейства избирали себе творцов-собеседников, которые их развлекали и заставляли стремиться к само­совершенствованию. 

Да. Кстати говоря, во время биеннале мы представим на Гранд-канале не только историю нашего фонда, но и проект нашей будущей штаб-квартиры в Милане работы Рема Колхаса. Она откроется в 2012 году.

194_RV_06_11_01.jpg
Франческо Веццоли, «Портрет Миуччи Прады в образе Лили Брик» (по мотивам Родченко и Поповой), 2011.

Расскажи поподробнее. Почему именно Милан? 

Идея принадлежит Патрицио. Он сказал: где еще быть штаб-квартире фонда, если не в Милане? Мы ведь итальянцы. И кто это сделает, если не Колхас? Мы ведь работаем с ним с 1999 года: он делал нам бутики в Нью-Йорке и Беверли-Хиллз, много раз оформлял пространства для показов. И всегда говорил: странно, что современное искусство при всем его разнообразии развивается всего в нескольких типовых интерьерах: галерее с белыми стенами, бывшем заводском цехе, музее, который в нашем времени становится все больше похож на большой универмаг, или на арт-ярмарке. Вместо этого Рем Колхас предлагает пространство совершенно нового типа, в которое он превратил бывшую винокурню Ларго Исарко в южном промышленном предместье Милана. Там будет семь зданий постройки 1910-х годов, расположенных вокруг центрального двора. У всех — совершенно разная начинка. Например, 
будет мультимедийный зал, как центр управления космическим полетом. 

А место для перформансов будет? Сейчас это очень важный тренд!

Конечно. Будет кинозал, который сможет превращаться в зал для перформансов. Центр вообще спроектирован таким образом, чтобы его конструкция позволяла бы закрытым пространствам превращаться в открытые. Как всегда у Колхаса.

Что-то вроде павильона-трансформера в виде тетраэдра, который вы с Колхасом только что установили в Сеуле? 

Там ведь с помощью четырех кранов структура преображается в четыре разные формы: шестиугольник, крест, прямоугольник и круг. И получается, что каждый новый фасад является сценой для собственной культурной программы. Именно так: главное — гибкость. Коллекция будет постоянно меняться, вокруг нее можно будет реализовывать проекты разного масштаба и степени сложности — от грандиозных до не требующих длительной подготовки. 

Танцевальный Double Club в Лондоне, «Трансформер» в Корее, проект реконструкции Йенского дворца в Париже... Вы действуете по всему земно­му шару. 

Это вдохновляет, стимулирует воображение. Нужно разрешить тысячу проблем, нужно научиться взаимодействовать с местными реалиями и ментальностью, которая отличается от твоей. Именно это делает работу по-настоящему увлекательной. Это похоже на приключения — и в физическом, и в эмоциональном плане. Вот почему я испытываю такие нежные чувства ко всем тем, кто работает с нами вместе: всех этих людей объединяют мужество, безумие и преданность своему делу, ­которое им всегда приходится делать в сложной обстановке, в сжатые сроки.

Вы только что завершили крупный проект в Пекине, в Венеции собираетесь отвести отдельный зал под работы из Эрмитажа и еще один — из Катара. Почему именно эти страны? 

Потому что новые идеи сегодня рождаются в таких местах, как Россия, Китай и Катар, и именно они интересуют меня больше всего. Может показаться, что сейчас искусство находится в кризисе, но кризис носит глобальный характер: мы оказались перед лицом огромного мира, с которым были совершенно не готовы встречаться. В прошлом, до конца восьмидесятых годов, с вашим братом-художником было гораздо проще иметь дело. Всего-то надо было — изучить требования определенной, четко очерченной группы людей и научиться им соответствовать. Теперь все гораздо сложнее.

Мне кажется, это связано с тем, что гегемонии критиков пришел конец. Осталось очень мало людей, способных вынести решающее суждение.

Сейчас вообще сложно уловить реальность. Воображение в искусстве по-прежнему бьет ключом, процветает интеллектуальная свобода и практически отсутствуют предубеждения. Именно поэтому я по-прежнему уверена, что современное искусство, говоря словами Вольтера, это лучший из миров.

еще в разделе Журнал

Канал культура

Канал культура

Куратор Венецианской биеннале Биче Куригер — о том, чем она хочет нас удивить этим летом.

Рококо и Шанель

Рококо и Шанель

Александра Мельниченко собирает современное искусство, шедевры старых мастеров и платья haute couture. Вместе они определили характер ее дома под Лондоном.

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Любуйся ими — и молчи
Афиша

Любуйся ими — и молчи

7 легендарных моделей прошлого приняли участие во впечатляющем перформансе «Модели всегда молчат», который состоялся вчера в Нью-Йорке


самое популярное

Le Coq Sportif создали кеды совместно с Guerlain
Новости Le Coq Sportif создали кеды совместно с Guerlain

Приобрести пару можно будет в рамках Vogue Fashion's Night Out в Санкт-Петербурге

Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд
Новости Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд

Парикмахер-стилист Алексей Нагорский создает клубничную красоту с помощью красителя #Colorfulhair


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru