Канал культура

Куратор Венецианской биеннале Биче Куригер — о том, чем она хочет нас удивить этим летом.
Биче Куригер куратор Венецианской биеннале интервью о предстоящей выставке ILLUMInations | VOGUE

Она пару секунд осматривает в холле «Гаража» трехметровый куб, раскрашенный цветными квадратами и полосками. Говорит, смущенно улыбаясь: «Не мое. Может, вон там меня снимете, на фоне книжных полок?» Куб — работа Nina Donis, а полки — всего лишь фотообои. «Ну и что?»

«Показывать Тинторетто на биеннале — это как пригласить на вечеринку школьных товарищей иностранца: неловко, непривычно. Но его работы XVI века невероятно современны». На фото: картина «Тайная вечеря».

Умение смотреть и видеть обеспечило 62-летней швейцарке Куригер место куратора нынешней Венецианской биеннале, которая открывается 4 июня. Причем Биче — разом и куратор, и арт-критик. Это не просто редкость — что-то вроде табу в арт-кругах: напоминает двойных агентов. Но Куригер ухитряется угождать коллегам по обоим цехам уже четверть века. В 1984 году она, выпускница Цюрихского университета с дипломом историка искусства, основала журнал Parkett, в котором публиковала статьи и рецензии не только на западное, но и на советское искусство. Дружила с Павлом Пепперштейном и участниками его «Медицинской герменевтики», открывала Западу Илью Кабакова и Эрика Булатова. «В 1989 году я была в Тбилиси на Международном конгрессе арт-критиков. К нам на улицах подходили люди и говорили: «Я подпольный художник, не хотите ли взглянуть на мои работы?» Мы ехали в студии, смотрели, спрашивали: «Как давно вы рисуете?» — «Три недели», «три месяца»... Но работы были великолепные!»

Работа классика пост-поп-арта американца Линна Фолкса: картина «Господин президент».

С тех пор русское искусство ушло далеко вперед, считает Биче. Но изменения были слишком быстрыми, слишком радикальными и неоднозначными. «Андеграунд стал мейнстримом, люди без образования, без корней в искусстве сами стали основателями школ и течений». ­Сегодня ее фаворит — 26-летняя Анна Титова. Это единственная россиянка среди отобранных Куригер для основного проекта биеннале. «Анна — российский художник нового типа. Ее старшие коллеги, даже тридцатилетние, — поколение борцов, активистов. А она из тех, кто ищет новое. Это как глоток свежего воздуха в мире искусства, такого в Нью-Йорке или Швейцарии уже не встретишь».

Инсталляция Анны Титовой на выставке в «Гараже».

Нынешнюю биеннале Биче на­звала ILLUMInations — это игра с ­английским словом, означающим «просвещение». «Я хотела, чтобы в названии звучали и тема света, и тема наций», — объясняет Биче. Ее биеннале станет рекордным по количеству стран-участниц: пави­льонов будет восемьдесят восемь, среди них дебютанты Саудовская Аравия, Бангладеш, Гаити. «Современное искусство зациклено на самом себе и не задумывается о том, что находится за его рамками. Я хо­тела разрушить этот запрет. Проб­лема нынешних кураторов в том, что они читают много философских книг, но совсем не знают истории».

«Я дружила с Зиг­маром Польке всю жизнь, его работы висят у меня дома на почетном месте». На фото: шелкография «Полет. Черное—красное—золотое».

На кого пойти в Венеции? «Вы же знаете, что я скажу, — отвечает все с той же улыбкой Биче. — Если посетителю не нравится, он может взять и уйти — и не много потеряет, если пойдет даже просто слоняться по городу: Венеция сама — лучшая в мире арт-инсталляция!»

Фото: Slava Filippov; Bridgeman/Fotodom; «Риа Новости». Стиль: Людмила Заичкина. Прически и макияж: Элла Васюшкина/The Agent. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Продюсер: Елена Серова. Редакция благодарит ЦСК «Гараж» за помощь в организации съемки.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.