You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Аварийный комиссар

Игорь Гребельников надеется: теперь, когда комиссаром Русского павильона на Венецианской биеннале стала меценат Стелла Кесаева, русских художников наконец оценят по достоинству.

23 Июня 2011

Аварийный комиссар
Портрет Стеллы Кесаевой работы московского фотографа Данила Головкина.

При слове «комиссар» не спешите представлять себе человека в кожаном плаще и с кобурой: в арт-сообществе за этим званием давно закреплены совсем другие полномочия. В случае с Венецианской биеннале комиссар — это большой начальник, который отвечает за то, чтобы в павильоне страны, которую он представляет, все было не хуже, чем у остальных, а в идеале — даже лучше. Именно комиссар приглашает куратора павильона, а тот уже художников. На третий день после открытия биеннале лучший павильон и лучших художников международное жюри наградит «Золотыми львами», такими же, каких раздают актерам и режиссерам на Венецианском кинофестивале. 

Если на кинофестивале «Львов» мы получали, то на биеннале современного искусства Россия семнадцать лет остается без призов. Последний раз, в 1993 году, там наградили инсталляцию Ильи Кабакова: он обнес здание павильона строительными лесами. То было время больших надежд и в России, и в мире относительно России. Но с тех пор вопреки всему жюри биеннале нас игнорирует. 

Новый комиссар павильона — Стелла Кесаева, влиятельная фи­гура российского арт-истеблиш­мен­та, владелица фонда Stella Art Foundation, собирается с этим покончить. Куратором назначен Борис Гройс, философ и самый авторитетный в мире знаток российского искусства. Он делает выставку концептуалиста Андрея Монастырского, которого в узких кругах московских художников называют не иначе как гуру, а созданную им группу «Коллективные действия» считают умом, честью и совестью советского неофициального искусства. 

Isolde's Ascen 020,kp.jpg
Аудиовидеоинсталляция Билла Виолы «Вознесение Изольды» из собрания Stella Art Foundation.

Об их «Поездках за город», странных акциях, которые группа осуществляла еще в семидесятые, действительно выезжая в подмосковные леса, зарубежной публике никто не расскажет лучше зарубежного профи, считает Стелла: «Гройс — единственный, кто сможет это искусство правильно объяснить».

Мы беседуем со Стеллой в офисе ее фонда в Скарятинском переулке. На стене — огромное полотно Дэмиена Херста («Недавно купила на благотворительном аукционе в Лондоне»). Столиком, за которым мы пьем чай, служит работа французского классика Ива Кляйна — бокс из прозрачного пластика, наполненный сухой краской «международного» синего цвета: этот оттенок художник запатентовал еще в 1957 году. На другой стене — давний портрет Стеллы кисти американца Алекса Каца.

Сорокашестилетняя Кесаева уже давно и сама — международная величина. Размах деятельности Stella Art Foundation впечатляет: за пять лет — десятки выставок российского искусства по всему миру, включая ту же Венецию. Титанический труд и огромные траты. А как к этому относится муж, миллиардер, табачный магнат, владелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев? «Раньше он, может, и не понимал, говорил: Что это такое? Но когда наши ­выставки стали замечать на Западе, он, конечно, снял шляпу». 

3variant-repetblizko-sm.jpg
Фотография с акции группы Андрея Монастырского «Коллективные действия». «Третий вариант, Московская область, 28 мая 1978».

К тому, что биеннале — это еще и конкурс, комиссар Кесаева относится по-боевому и расклад сил оценивает трезво: «Соревнование — это хорошо, я сама занимаюсь спортом — бегаю по утрам — и люблю честную борьбу. Но в Венеции много политики. Могут запросто наградить как за совокупность достижений, так и потому, что давно не награждали какую-нибудь страну, а надо бы. Или художник представляет национальное меньшинство, или же был недостаточно признан при жизни».

Объяснить широкой публике, чем все эти десятилетия занимаются участники группы Монастырского, будет непросто. Их первая акция «Появление» состоялась 13 марта 1976 года на окраине Измайловского парка. Тридцать приглашенных зрителей собрались на краю поля. С противоположной стороны, из парка, появились двое участников акции, которые пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки, удостоверяющие присутствие на «Появлении». Все. От акции осталось несколько фотографий. 

Чтобы оценить акции «Коллективных действий», нужно представлять себе атмосферу того времени, когда они осуществлялись. А это было время бессмысленных справок и ничего не значащих лозунгов. Советское искусство тогда воспроизводило в избытке сцены соцтруда и счастливой мирной жизни, портреты совсем других вождей и комиссаров. Эти картины висели повсюду, как сейчас — реклама, и скрыться от этого можно было разве что в лесу, откуда все эти лозунги и справки виделись уже совершеннейшим абсурдом. Искусство «Коллективных действий» показывает зрителям, как можно дистанцироваться и критически взглянуть на, казалось бы, незыблемые вещи, из которых состоит повседневная жизнь, не важно, сейчас или три­дцать лет назад. 

IMG_7327.jpg
Выставка Елены Елагиной и Андрея Мaкаревича в венском Kunsthistorisches Museum, 2009.

Но современный зритель привык к мельканию ярких образов. И любительским фотографиям каких-то странных действ в лесу непросто обратить на себя внимание. «Наших художников всегда представляют неправильно, некачественно, — сокрушается Стелла, — поэтому на Западе к их работам такое отношение. Мы надеемся, что после Венеции произойдет переоценка их творчества».

Дизайном выставки Монастырского в российском павильоне занимается немецкая компания, с которой Борис Гройс уже сотрудничал в других своих арт-проектах. «Цвет, свет, материалы — все подобрано правильно, — рассказывает Кесаева. — Когда я увидела эскизы, то успокоилась: все будет идеально». Такое в российском павильоне впервые — обычно организаторы сами оформляли пространство. Выглядело соответствующе.

В планах Кесаевой не только Венеция, но и Москва. Музей, который появится на базе коллекции современного искусства Stella Art Foundation, расположится на территории автобусного гаража на Новорязанской улице, в здании в форме подковы — памятнике работы конструктивистов Мельникова и Шухова. «В свое личное собрание покупаю то, что мне нравится, что подойдет для интерьера моего дома. А в коллекцию фонда — то, что имеет безусловную художест­венную ценность. Конечно, там тоже присутствует мой вкус, но решения принимаю не я одна, мне помогают искусствоведы». 

Exhibition.jpg
Экспозиция «Этот смутный объект искусства» на последней Венецианской биеннале, 2009.

Диапазон покупок Кесаевой (она, кстати, любит аукционный азарт) впечатляет. Тут и большая скульптура британца Марка Куинна, изображающая два тела, растекающиеся ртутью на красном бархате. Чарующее видео американца Билла Виолы, которое, кстати, сопровождало постановку вагнеровского «Тристана и Изольды» в Мариинском театре. Из самых последних приобретений — рисунки Ричарда Принса, бегущая неоновая строка Дженни Хольцер, ранняя работа московского художника Сергея Волкова... 

В своем будущем музее Стелла мечтает устраивать выставки-диалоги, где русское искусство будет встречаться с западным. Или восточным. Один из ее собственных любимых музеев современ­но­го искусства — на островке Наосима в Японском море. Притцкеровский архитектор Тадао Андо устроил в нем белоснежный зал с «Кувшинками» Клода Моне — под землей, с прозрачной крышей, сквозь которую проникает столь важный для этого художника свет. Инсталляции современных японских авторов, 
наоборот, расположены на земле и обращены к небу.

quin.jpg
Инсталляция Марка Куинна «ХХY», 1997.

Как она все успевает? Ведь Кесаева — еще и мать троих детей. «В моем фонде работает хорошая команда, но я все контролирую». Ну, хоть секрет молодости и красоты новый комиссар раскроет? «Чтобы поддерживать фигуру ничего особенного я не делаю: сбалансированная диета и спорт — вот и весь секрет. У меня, кстати, хорошие гены: я похожа на отца, который и сейчас выглядит моложе своего возраста». 

Пожелаем того же русскому искусству, у которого с генами тоже проблем нет.

Фото: Данил Головкин. Стиль: Людмила Заичкина. Прическа: Татьяна Шилова/Tony & Guy. Макияж: Андрей Шилков/Yves Saint Laurent. Ассистент фотографа: Алексей Воробьев-Гольберт. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.

еще в разделе Журнал

Венера в цехах

Венера в цехах

Художница из Майами, муза Тома Форда и Марка Джейкобса Рейчел Фейнштейн — о том, как мода и арт правят ее жизнью.

Музыка банта

Музыка банта

У новых колье — причудливые формы: они похожи на бант, перо жар-птицы, гроздь винограда или даже змея-искусителя. НЕ БОЙТЕСЬ ЕГО!

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Мода для искусства
Афиша

Мода для искусства

Открытие нового здания Музея американского искусства Уитни состоится при финансовой поддержке Max Mara


самое популярное

Видеоинсталляции современных художников в Мраморном дворце Русского музея
Афиша Видеоинсталляции современных художников в Мраморном дворце Русского музея

Перформансы Дуга Эйткена, Ксавье Вейана и Пипилотти Рист

Все, что вам нужно знать о марке High
Новости Все, что вам нужно знать о марке High

Итальянское качество и маскулинность

5 модных образов на осень по лучшей цене
Новости 5 модных образов на осень по лучшей цене

ЦУМ огласил список вещей, которые будут продаваться по приятным ценам


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru