На модели: платье из шелкового джерси, замшевые туфли. На Николе: шелковый жакет, все Mugler
В начале прошлого года у Николы Формичетти зазвонил телефон. По мнению многих, этот звонок и все, что за ним последовало, круто изменили не только жизнь экстравагантного стилиста, но и наше с вами отношение к дизайнерам. На
другом конце был Джоэл Пеликс, президент компании Clarins, владевшей лицензией на некогда прославленный, а ныне полуживой модный Дом Thierry Mugler, и предложил стилисту его возглавить. После того как в 2003 году сам Тьерри Мюглер перестал заниматься модой, линия готовой одежды прекратила свое существование, у Дома остались только духи (аромат Angel — самый продаваемый за всю историю парфюмерии). В 2009‑м линию прет-а-порте попытались реанимировать под руководством дизайнера Розмари Родригес, однако ценность этой попытки исчерпывается коротким упоминанием, которое вы только что прочли. В общем, возродить былую славу бренда Thierry Mugler могло только чудо. Примерно с таким ощущением Формичетти и выслушал предложение Пеликса.
«Об этом и думать было страшно, — поясняет он. — Такое предложение — невероятная честь, однако я знал, что не смогу конкурировать с самим Мюглером. Он ведь не просто дизайнер, он — культурное явление, человек-аттракцион». Тем более что Формичетти прекрасно представлял себе, какой всплеск недовольства вызовет в мире моды назначение в легендарный Дом человека со стороны. «В глазах окружающих я не дизайнер, а стилист, и поэтому переживал, что меня спишут со счетов прежде, чем я успею хоть что-нибудь сделать», — без обиняков говорит Никола. Однако, наслушавшись воодушевляющих советов верных друзей («Гага требовала каждый день: «Немедленно соглашайся!»), он все же решился.
Настало время пояснить — Формичетти не рядовой стилист для журнальных съемок. Он родился в Токио в 1977 году, его отец — японец, а мать — итальянка. В двадцать лет он уехал в Лондон учиться архитектуре. В двадцать три занялся крошечным независимым магазином моды Pineal Eye в Сохо, да так успешно, что за вешалки в нем конкурировали Dior Homme и Раф Симонс. Потом Николу пригласили стать редактором моды в журнале Dazed & Confused, где с его приходом засилье концептуальных кафтанов и тюрбанов смыла свежая струя позитивной панковской эстетики. К 2009 году, когда Леди Гага предложила ему стать своим стилистом, Формичетти уже успел поработать креативным директором в Uniqlo, байером для японского бутика Side by Side, а также главным редактором и креативным директором журнала Vogue Hommes Japan. Короче говоря, к этому моменту не он работал на имя, а имя работало на него. К тому же изменилось само время — вопреки цеховой лояльности, люди стали чаще переходить из одной профессии в другую. Дизайнер Эди Слиман, к примеру, занялся фотографией, стилист Камила Мичели — дизайном бижутерии в Dior. Поэтому внезапный переход Формичетти в Mugler был, возможно, не таким уж и революционным, как подумалось на первый взгляд.
Боди из нейлона, кожаные брюки, замшевые туфли, все Mugler
Его модели впервые вышли на подиум на Неделе мужской моды в январе этого года. Месяц спустя мы увидели и женскую коллекцию, в представлении которой, конечно, приняла участие Леди Гага. Под ее песню Born This Way вышагивали женщины-вамп, одетые в латексные комбинезоны и облегающие платья из сетки. На ногах у моделей красовались туфли на гигантских платформах или высоченных шпильках, талию утягивали корсеты на шнуровке и жакеты с рукавами из колючего на вид меха.
По залу тут же пронеслось — для съемок подойдет отлично, но вот куда в таком выйти? Хотя многие модницы после шоу признались, что ожидали гораздо большего эпатажа. Формичетти был наготове: «Я догадывался, что все первым делом заявят: он стилист, поэтому шоу для него важнее, чем одежда. Поэтому мы с Себастьеном Пенье (тридцатилетним дизайнером, который под началом Формичетти разрабатывает женскую линию одежды, раньше трудился с Николя Гескьером в Balenciaga. — Прим. VOGUE) тщательнейшим образом продумали всю коллекцию». Но хор твиттер-сообщений от фанатов с легкостью перекрыл недовольные голоса.
Шелковое платье, замшевые туфли, все Mugler
Никола говорит, что байеры заказали намного больше, чем он ожидал, с энтузиазмом добавляя: «Вещи закупили мои любимейшие магазины — лондонский Browns и нью-йоркский Barneys». А еще он очень рад, что его костюм приобрела знаменитый фэшн-фотограф Инес ван Ламсверде, с которой он дружит: «Ей довольно трудно угодить».
Отчего же, как ему кажется, люди покупают «его» Mugler? «Меня интересуют оригинальные, яркие вещи. Видимо, к тому же стремятся и остальные. За последние несколько лет в моде не произошло ничего нового, ничего такого, что меня поразило бы — не считая Гаги. А мне очень хотелось создать что‑нибудь действительно сенсационное».
Водолазка из нейлона, атласный лиф, юбка из латекса, замшевые туфли, все Mugler
Формичетти повышает голос, чувствуется, что ему есть что сказать: «С тех пор как я в первый раз посмотрел клип Джорджа Майкла Too Funky c Линдой Евангелистой и Надей Ауэрманн и подумал: «Вот это да!» — мне все время хотелось заново испытать это чувство. Поэтому я был так доволен тем, что молодая публика после показа так бурно реагировала в интернете на увиденное. Особенно мне понравилось, что юные фанаты Гаги сделали для себя маленькое открытие — ведь многие из них до того никогда в жизни не слышали про Дом Mugler».
И вряд ли когда-нибудь услышали бы, если бы не Никола.
Текст: АЙЗЕК ЛОК
Фото: ALEX ALFARO
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.