Ай, молодец

В свободном мире Ай Вэйвэй — самый востребованный современный китайский художник. А на родине — подследственный и заключенный.
Ай Вэйвэй выставки и проекты опального китайского художника после его ареста | VOGUE

Ай Вэйвэй в своей пекинс­кой мастерской за два месяца до ареста, 2011

В дни открытия биеннале Венеция пестрела красными сумками с надписью «Свободу Ай Вэйвэю». Обычно в таких раздают каталоги, а тут анонсировали сбор подписей в поддержку опального китайского художника: третьего апреля Ай Вэйвэя аресто­вали на родине без объяснения при­чин, позже власти уточнили — «за уклонение от уплаты налогов».

R042-1987.jpgСкульптура «Без названия», галерея Lisson, Лондон, 2010R042-1987.jpgСкульптура «Без названия», галерея Lisson, Лондон, 2010

Скульптура «Без названия», галерея Lisson, Лондон, 2010

В 2007 году на фестиваль Documenta в Касселе он вывез тысячу одного сооте­чественника под предлогом того, что они — часть проекта «Сказка», а вместе с ними — тысячу один стул эпохи Цинь. Сразу после ареста художника во многих столицах прошла акция «Тысяча один стул для Ай Вэйвэя»: люди приходили со своими стульями к зданиям посольств Китая, чтобы сесть напротив них в знак протеста. Фарфоровые семечки, которыми он усыпал пол лондонской галереи Тейт, тоже не были безобидными: они сделаны вручную и расписаны китайскими крестьянами, которые едва сводят концы с концами. Инсталляция уп­рекала и западную публику, потреб­ляющую китайские товары, созда­ваемые чуть ли не рабским трудом.

Ай Вэйвэй с фарфоро­выми семечками, частью инсталляции в галерее Tate, 2010

После ареста Ай Вэйвэя его выставки открываются одна за другой. В берлинской галерее Neugerriemschneider показали проект, законченный незадолго до ареста: коряги, привезенные из Китая, собраны в деревья, которые «растут» посреди фарфоровых глыб — метафора жизни после смерти. По США кочует монументальная скульптура — знаки китайского зодиака в фор­ме трофеев на шестах.

Выставка скульптур «Круг животных / Головы знаков зодиака» у входа в Цент­ральный парк Нью-Йорка, 2011

Дерево, фарфор, мрамор, бронза — Ай Вэйвэй работает с материалами, традиционными для китайского искусства, восстанавливая тем самым разорванную культурной револю­цией связь времен. Как коммунистическому, так и капиталистическому ли­це­мерию он отвечает буддийс­ким спокойствием и безразличием к стра­даниям.

Инстал­ляция «Раскра­шен­ные ва­зы», галерея Lisson, Лондон, 2010

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.