Актриса Элиза Седнаул в съемке Эллен фон Унверт для русского Vogue, декабрь 2010.
Приглашения с пометкой black tie портят настроение большинству знакомых мне мужчин. Они абсолютно убеждены, что в смокинге их сходство с пингвинами неизбежно, и порой не так уж далеки от истины. Но как бы то ни было, смокингу исполняется в этом году сто пятьдесят лет. Лично я об этом, быть может, никогда бы и не вспомнила, если бы мне на эту дату не намекнули едва ли не все дизайнеры Европы и Америки. Коллекции осень–зима 2011/2012 (разумеется, речь идет именно о женских коллекциях) в большей или меньшей степени воспели смокинг.
Первым, если сверяться с календарем показов, эту песню затянул Александр Вэнг. Он вообще построил всю коллекцию на идее смокинга и вечернего мужского костюма, позаимствовав у них все детали и приемы и переработав на современный уличный лад. Противопоставил матовые и блестящие ткани, подобно тому как в смокинге сочетаются матовая шерсть и блестящий атлас. Использовал фрагменты плиссированных поясов-камербандов, но повязал их поверх широких шорт. Сорочки с пластронами в складку увеличил до гигантских размеров, сшил их из прозрачного шифона и предложил носить навыпуск, позволяя развеваться по ветру. Наконец, украсил дутые куртки атласными лацканами, а брюки, как и положено, лампасами. В финале показа именно такие брюки видны в разрезе длинного вечернего платья.
Dolce & Gabbana; Alexander Wang
Вслед за Вэнгом потянулись другие дизайнеры. И если Ralph Lauren процитировал смокинг почти буквально, то все прочие позволили себе различные вольности. В коллекции Céline смокинг превращается в длинное пальто с высокой талией, подчеркнутой атласной вставкой, у Nina Ricci — бархатные брюки с лампасами и жакет, у которого лацканы не атласные, а меховые. Впрoчем, блестят не хуже. У Chanel смокинг трансформируется в курточку с шелковыми лацканами, у Hermès и Damir Doma — наоборот, в длинный объемный жакет, где вместо атласа — блестящая кожа. У Isabel Marant и Jason Wu смокинги белые, у Dolce & Gabbana — бархатные или затканные блестками. У Balmain смокинг надет поверх сверкающего диско-комбинезона и с почти мужскими грубыми ботинками, у Iceberg — c фольклорной блузкой в крупных узорах. Giambattista Valli, словно вспомнив о том, что смокинг произошел от фрака, делает белый топ с неким подобием усеченных фрачных хвостов. А Prabal Gurung использует лишь черные брюки с шелковым камербандом, который идеально подчеркивает высокую тонкую талию.
Céline; Chanel
То, что смокинг женщинам идет, ясно уже давно, и имя человека, который понял это первым, тоже всем хорошо известно. Это был Ив Сен-Лоран. Но даже он, дизайнер, безусловно, гениальный, передал его в наши руки практически в первозданном виде. Он просто посадил его на женскую фигуру, полностью сохранив не только форму, но и функцию. Женские смокинги всегда оставались такой же парадной одеждой, как и мужские.
Balmain; Yves Saint Laurent
Современные дизайнеры в своем свободомыслии, как мы видим, продвинулись куда дальше. Они лишили смокинг его торжественной составляющей, опрокинув все представления о статусности этого костюма. Безо всякого пиетета разобрав его на составные части, они запросто расправились с каждой из них, переиначив на свой лад. Кому могло прийти в голову превратить неприступный лощеный смокинг в уютное стеганое пальто или мягкую комфортную курточку, а крахмальную белую манишку в свободную удобную рубаху?
Hermès; Ralph Lauren
Все эти вольности можно, конечно, списать на наше циничное время, однако, может быть, именно здесь уместно вспомнить о том, что сам смокинг когда-то стал альтернативой куда более серьезному и пафосному фраку. То есть именно он был первым серьезным шагом на пути демократизации мужского вечернего костюма. Его появлению мы обязаны мастерским Henry Poole & Co с Сэвил-роу, а названием (в англоязычном мире смокинг называется tuxedo) — табачному магнату Джеймсу Поттеру, который привез новомодный лондонский костюм домой, в Нью-Йорк, и сделал его униформой своего клуба Tuxedo Park Club. Американский буржуа, как ему и положено, хотел во всем походить на британских аристократов и вполне преуспел.
Jason Wu; Moschino
Так что современные дизайнеры выбрали верное направление. Смокинг не должен стать памятником самому себе и британской чопорности. Все эти панибратские выходки пойдут ему на пользу: мужчины последуют женскому примеру, поймут, какой легкой в обращении может быть эта одежда, и больше не будут пугаться надписи black tie.
Смотрите также:
Тенденции: Этой осенью дизайнеры предлагают отказаться от вечерних платьев в пользу смокингов.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.