You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Большой: вчера, сегодня, завтра

6 лет назад, перед самым закрытием на реконструкцию, фотограф Владимир Фридкес провел месяц за кулисами в зале Большого, чтобы запечатлеть уходящую эпоху. Накануне открытия историк и критик балета Вадим Гаевский предсказал будущее великого театра.

13 Октября 2011

Большой: вчера, сегодня, завтра
Прославленную Старую сцену Большой театр открывает двумя спектаклями: оперой Глинки «Руслан и Людмила» в новой постановке Дмитрия Чернякова и балетом Чайковского «Спящая красавица» в классической хореографии Мариуса Петипа и новой режиссерской редакции Юрия Григоровича, впервые осуществ­ленной почти сорок лет назад на сцене Большого театра.

Здесь все полно значения и смысла. Глинка и Чайковский — два гения, с именами которых связаны возникновение русской оперной школы и высшие достижения русского балета. «Руслан и Людмила» и «Спящая красавица» — два образа и два символа русского музыкального театра, обращенного внутрь, в область национального предания, и открытого вширь, в сторону европейского (в данном случае — французского) мифа. Национализм и космополитизм, русская старина и европейская новизна уживаются под одной крышей. Но главное — здесь повсюду заметно присутствие Пушкина. И в прямом смысле — потому что будет поставлена опера «Руслан и Людмила». И в косвенном - потому что пойдет балет Чайковского, который более чем кто-либо из русских композиторов, связан с пушкинской поэзией и прозой.

vg__H0R6360_.jpg
Артистки кордебалета Елена Кулаева и Дарья Гуревич на знаменитой служебной лестнице Большого театра. 
Она ведет от гримерных и костюмерных цехов к Верхней сцене, на которой про­водятся все главные репетиции.

Пушкин как бы объединяет все, что было поставлено на Старой сцене, и все, что только будет там идти. Этот неисчезающий дух и это никогда не пропадающее стилистическое качество спектаклей, музыки, хореографии, артистической манеры, актерской игры — все, что так красило и красит Большой ­театр, — можно определить пушкинским ­словом «вольность».

vg__H0R7550_.jpg
К открытию Старой сцены в мастерских Большого подготовили новый занавес с золотой вышивкой. Узоры – те же, что на прежнем, выполненном по эскизам легендарных художников Федора Федо­ров­ского и Михаила Петровского. Он провисел в театре с 1955 по 2005 год. Теперь вместо гер­ба СССР на красном бархате будет вышито слово «Россия», а старый занавес отправится в ­Музей Большого театра.

Балетная труппа Большого ­театра в последние десять–пятнадцать лет вышла из добровольного затворничества, на которое ее обрекало бывшее художественное руководство, и устремилась вдогонку за быстро уходящим вперед мировым балетным театром. На репертуарной афише появились новые названия и новые имена. Репертуарная политика, как и сто лет назад, в первые годы ХХ века, стала осмысленной, плодотворной и прогрессивной. Одновременно в репертуар стали возвращаться спектакли тридцати- и сорокалетней давности, которые театр посчи­тал своим достоянием и вкладом в историю балета.

vg__H0R6871_.jpg
Сцена из одноактного балета «Симфония до мажор» Жоржа Бизе в постановке Джорджа Баланчина.

В этой непростой ситуации значительно помолодевшая балетная труппа показала себя в самом лучшем свете. И прежде всего молодые премьеры — Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Иван Васильев. Именно молодежь ныне поддерживает высокий престиж и высокий статус Большого балета.

vg__H0R7625_.jpg
Денис и Анастасия Матвиенко дают интервью после выступления в «Баядерке» на XIII фестивале балета Benois de la Danse.

Талантливые «свои» есть и в опер­ной труппе — тенор Максим Пастер, сопрано Анна Аглато­ва и, конечно, Михаил Казаков, продолжающий шаляпинскую традицию великих басов Большого. «Молодежная оперная программа Большого театра» — на первом же выпуске, весной 2011 года, подготовила плеяду молодых певиц и певцов, готовых стать поколением десятых годов. Таким же, как поколение 1980-х — Елены Образцовой, Маквалы Касрашвили, Юрия Мазурка и Владимира Атлантова. Одна из выпускниц, Венера Гимадиева, уже с успехом спела труднейшую партию Шамаханской царицы в «Золотом петушке». Другая, Ульяна Алексюк, готовит партию Людми­лы в ожидающей нас премьере.

vg__H0R6951_.jpg
Директорская ложа Большого в царские времена называлась ложей министра императорского двора. 
После реконструкции ее украсит герб Москвы.

У Большого театра всегда были две главные идеи: имперского и богатого театра. Он должен был олицетворять процветающую страну — какой и была Россия до революции. Отсюда цвета в интерьере, не слишком характерные для теат­ра: красный и золотой. С золотом Большой не спешит расста­ваться и сейчас.

vg__H0R7240_.jpg
Анна Антоничева (Одетта–Одиллия) и Константин Иванов (принц Зигфрид) выходят на поклон после «Лебединого озера».

В советское время лучшего зрителя театр видел сразу после Великой Отечественной войны. В партер ходили фронтовики в парадной форме со спутницами — идеально причесанными, в элегантных платьях. Их при­сутствие делало единение пуб­лики с искусством еще сильнее. А на верхние ярусы всеми правдами и неправдами пробирались студенты и балетоманы: классическая музыка и балет были в то время едва ли не единственными видами музыкального искусства, в которых не было пропаганды и обмана.

После Сталина в Большой пришло новое поколение артистов, сделавших мировую карьеру: назовем хотя бы Галину Вишневскую, Елену Образцову, Майю Плисецкую, Владимира Васильева или Екатерину Максимову. В театр снова стремилась вся просвещенная Москва. Все смешалось после перестройки — добрая половина новых посетителей вряд ли бы отличила хорошую балерину от плохой. Сейчас, в переломный для Большого момент, театр ждет возвращения подлинного зрителя.

vg__H0R6241_V2_.jpg
Этот кадр Владимир Фридкес сделал в последний день перед закрытием Большого в 2005 году. В зале пустота и тишина, рабочие собираются снимать занавес, ко­то­­рый провисел полвека. На глазах работников театра – слезы: заканчивается важная часть их жизни. Новая эпоха в русской культуре начнется через шесть лет.

еще в разделе Журнал

Лак в сказке

Лак в сказке

Лакированная кожа придает классичес­ким туфлям и сумкам футу­ристическое настроение в духе шестидесятых

Мне двадцать лет

Мне двадцать лет

Расклешенные мини-пальто, много белого цвета, контрастные воротники, огромные пуговицы. Все это – шестидесятые, миф о которых живет в каждом из нас.

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Визит дамы
Журнал

Визит дамы

Великий хореограф Джон Ноймайер ставит в Большом театре балет «Дама с камелиями». VOGUE встретился с классиком накануне

Новый москвич
Журнал

Новый москвич

Звезда балета Дэвид Холберг — о своем втором пришествии в Большой театр

Guerlain посвятили аромат премьере «Травиаты» в Большом театре
Новости

Guerlain посвятили аромат премьере «Травиаты» в Большом театре

История жизни «Дамы с камелиями» Мари Дюплесси вдохновила парфюмеров Дома на новый аромат


самое популярное

Французское лето Жанны Дамас
Путешествия Французское лето Жанны Дамас

Всем берегам модница предпочитает родные

Белые купальники для тех, кто уже загорел
Выбор VOGUE Белые купальники для тех, кто уже загорел

Не самый простой, но очень красивый пляжный тренд

Неожиданно: русалочий цвет волос Рианны
Новости Неожиданно: русалочий цвет волос Рианны

Пока начальство в отпуске — равнение на главного трендсеттера нашего времени


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru