You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Большой: вчера, сегодня, завтра

6 лет назад, перед самым закрытием на реконструкцию, фотограф Владимир Фридкес провел месяц за кулисами в зале Большого, чтобы запечатлеть уходящую эпоху. Накануне открытия историк и критик балета Вадим Гаевский предсказал будущее великого театра.

13 Октября 2011

Большой: вчера, сегодня, завтра
Прославленную Старую сцену Большой театр открывает двумя спектаклями: оперой Глинки «Руслан и Людмила» в новой постановке Дмитрия Чернякова и балетом Чайковского «Спящая красавица» в классической хореографии Мариуса Петипа и новой режиссерской редакции Юрия Григоровича, впервые осуществ­ленной почти сорок лет назад на сцене Большого театра.

Здесь все полно значения и смысла. Глинка и Чайковский — два гения, с именами которых связаны возникновение русской оперной школы и высшие достижения русского балета. «Руслан и Людмила» и «Спящая красавица» — два образа и два символа русского музыкального театра, обращенного внутрь, в область национального предания, и открытого вширь, в сторону европейского (в данном случае — французского) мифа. Национализм и космополитизм, русская старина и европейская новизна уживаются под одной крышей. Но главное — здесь повсюду заметно присутствие Пушкина. И в прямом смысле — потому что будет поставлена опера «Руслан и Людмила». И в косвенном - потому что пойдет балет Чайковского, который более чем кто-либо из русских композиторов, связан с пушкинской поэзией и прозой.

vg__H0R6360_.jpg
Артистки кордебалета Елена Кулаева и Дарья Гуревич на знаменитой служебной лестнице Большого театра. 
Она ведет от гримерных и костюмерных цехов к Верхней сцене, на которой про­водятся все главные репетиции.

Пушкин как бы объединяет все, что было поставлено на Старой сцене, и все, что только будет там идти. Этот неисчезающий дух и это никогда не пропадающее стилистическое качество спектаклей, музыки, хореографии, артистической манеры, актерской игры — все, что так красило и красит Большой ­театр, — можно определить пушкинским ­словом «вольность».

vg__H0R7550_.jpg
К открытию Старой сцены в мастерских Большого подготовили новый занавес с золотой вышивкой. Узоры – те же, что на прежнем, выполненном по эскизам легендарных художников Федора Федо­ров­ского и Михаила Петровского. Он провисел в театре с 1955 по 2005 год. Теперь вместо гер­ба СССР на красном бархате будет вышито слово «Россия», а старый занавес отправится в ­Музей Большого театра.

Балетная труппа Большого ­театра в последние десять–пятнадцать лет вышла из добровольного затворничества, на которое ее обрекало бывшее художественное руководство, и устремилась вдогонку за быстро уходящим вперед мировым балетным театром. На репертуарной афише появились новые названия и новые имена. Репертуарная политика, как и сто лет назад, в первые годы ХХ века, стала осмысленной, плодотворной и прогрессивной. Одновременно в репертуар стали возвращаться спектакли тридцати- и сорокалетней давности, которые театр посчи­тал своим достоянием и вкладом в историю балета.

vg__H0R6871_.jpg
Сцена из одноактного балета «Симфония до мажор» Жоржа Бизе в постановке Джорджа Баланчина.

В этой непростой ситуации значительно помолодевшая балетная труппа показала себя в самом лучшем свете. И прежде всего молодые премьеры — Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Иван Васильев. Именно молодежь ныне поддерживает высокий престиж и высокий статус Большого балета.

vg__H0R7625_.jpg
Денис и Анастасия Матвиенко дают интервью после выступления в «Баядерке» на XIII фестивале балета Benois de la Danse.

Талантливые «свои» есть и в опер­ной труппе — тенор Максим Пастер, сопрано Анна Аглато­ва и, конечно, Михаил Казаков, продолжающий шаляпинскую традицию великих басов Большого. «Молодежная оперная программа Большого театра» — на первом же выпуске, весной 2011 года, подготовила плеяду молодых певиц и певцов, готовых стать поколением десятых годов. Таким же, как поколение 1980-х — Елены Образцовой, Маквалы Касрашвили, Юрия Мазурка и Владимира Атлантова. Одна из выпускниц, Венера Гимадиева, уже с успехом спела труднейшую партию Шамаханской царицы в «Золотом петушке». Другая, Ульяна Алексюк, готовит партию Людми­лы в ожидающей нас премьере.

vg__H0R6951_.jpg
Директорская ложа Большого в царские времена называлась ложей министра императорского двора. 
После реконструкции ее украсит герб Москвы.

У Большого театра всегда были две главные идеи: имперского и богатого театра. Он должен был олицетворять процветающую страну — какой и была Россия до революции. Отсюда цвета в интерьере, не слишком характерные для теат­ра: красный и золотой. С золотом Большой не спешит расста­ваться и сейчас.

vg__H0R7240_.jpg
Анна Антоничева (Одетта–Одиллия) и Константин Иванов (принц Зигфрид) выходят на поклон после «Лебединого озера».

В советское время лучшего зрителя театр видел сразу после Великой Отечественной войны. В партер ходили фронтовики в парадной форме со спутницами — идеально причесанными, в элегантных платьях. Их при­сутствие делало единение пуб­лики с искусством еще сильнее. А на верхние ярусы всеми правдами и неправдами пробирались студенты и балетоманы: классическая музыка и балет были в то время едва ли не единственными видами музыкального искусства, в которых не было пропаганды и обмана.

После Сталина в Большой пришло новое поколение артистов, сделавших мировую карьеру: назовем хотя бы Галину Вишневскую, Елену Образцову, Майю Плисецкую, Владимира Васильева или Екатерину Максимову. В театр снова стремилась вся просвещенная Москва. Все смешалось после перестройки — добрая половина новых посетителей вряд ли бы отличила хорошую балерину от плохой. Сейчас, в переломный для Большого момент, театр ждет возвращения подлинного зрителя.

vg__H0R6241_V2_.jpg
Этот кадр Владимир Фридкес сделал в последний день перед закрытием Большого в 2005 году. В зале пустота и тишина, рабочие собираются снимать занавес, ко­то­­рый провисел полвека. На глазах работников театра – слезы: заканчивается важная часть их жизни. Новая эпоха в русской культуре начнется через шесть лет.

еще в разделе Журнал

Лак в сказке

Лак в сказке

Лакированная кожа придает классичес­ким туфлям и сумкам футу­ристическое настроение в духе шестидесятых

Мне двадцать лет

Мне двадцать лет

Расклешенные мини-пальто, много белого цвета, контрастные воротники, огромные пуговицы. Все это – шестидесятые, миф о которых живет в каждом из нас.

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Визит дамы
Журнал

Визит дамы

Великий хореограф Джон Ноймайер ставит в Большом театре балет «Дама с камелиями». VOGUE встретился с классиком накануне

Новый москвич
Журнал

Новый москвич

Звезда балета Дэвид Холберг — о своем втором пришествии в Большой театр

Guerlain посвятили аромат премьере «Травиаты» в Большом театре
Новости

Guerlain посвятили аромат премьере «Травиаты» в Большом театре

История жизни «Дамы с камелиями» Мари Дюплесси вдохновила парфюмеров Дома на новый аромат


самое популярное

Художница Ксения Драныш о жизни как перформансе
Новости Художница Ксения Драныш о жизни как перформансе

И о том, почему искусство должно быть позитивным

Вещь дня: костюм Mango
Выбор VOGUE Вещь дня: костюм Mango

Вельветовый, теплый и красивый


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru