От моря до моря

Ювелир из Лос-Анджелеса Соня Бояджян соеди­нила концептуализм бельгийцев с яркими красками страны ее предков – Армении
Соня Бояджян фото ювелира из ЛосАнджелеса и ее украшений | VOGUE

Соня в саду своего дома в Лос-Анджелесе

В мае 2008 года таб­лоиды пестрели снимками только что обручившейся Скарлетт Йоханссон: голливудская дива, счастливо улыбаясь в камеру, демонстрировала кольцо с четырехкаратным солитером в оправе из желтого золота. Дизайнером украшения оказалась неизвестная широкой публике близкая подруга Скарлетт — Соня Бояджян.

От моря до моря
Галерея5 Photos
Смотреть галерею

Десять лет назад Соня, тогда выпускница Otis College of Art and Design в Лос-Анджелесе, зашла в антверпенский магазин Louis, колыбель авангардной моды: в 1980-е здесь на продажу выставляли дебютные коллекции представителей «антверпенской шестерки». На ней было колье собственного дизайна: двадцатидвухлетняя Соня делала бижутерию для себя, мечтала стать дизайнером одежды и работать под руководством кумира — Дриса ван Нотена. «Мне предложили сделать несколько предметов специально для Louis, а спустя год, вернувшись в Лос-Анджелес, я уже рисовала эскизы своей первой коллекции аксессуаров».

Металлическое колье On The Rocks со стек­лом и деревом, Sonia Boyajian.

Ее причудливые кольца, броши, колье и подвески — квинтэссенция сюрреализма и эксцент­рики. Соня смело смешивает самые разные материалы — полудрагоценные камни, се­ребро, горный хрусталь, кристаллы Swarovski, керамику, дерево, птичьи перья — и предпочитает монументальные формы: эти украшения будто позаимствованы из шкатулок героинь сказок Гофмана и романов Кэрролла и Свифта. Критики проводят и параллели с творческим наследием Эльзы Скьяпарелли и Сальвадора Дали.

Металлическое колье Sunset с керамикой и горным хрусталем, Sonia Boyajian.

Сама Соня не так прямолинейна: основными источниками вдохновения она называет работы голландского графика Маурица Эшера, прославившегося своими гравюрами с изображением пространственных головоломок, «кинетические» скульптуры аме­риканца Александ­ра Колдера, абстрактный период творчества Роберта Раушенберга («Обожаю его «строительные коллажи», которые он создавал с помощью разных материалов») и... детские сказки. «Мне нравится будить в людях их внутреннего ребенка, открытого миру и новым впечатлениям. Мои украшения — это погремушки, развешанные над его детской кроваткой».

Позолоченное украшение для волос Fantasy и колье Pendulum с кристаллами Swarovski, все Sonia Boyajian.

Причудливыми интонациями низкого голоса и экстравагантной манерой одеваться она напоминает великую чудачку Изабеллу Блоу. Флером эксцентрики окутаны и Сонины будни: вмес­те с мужем Александром и двухлетним сыном Клаусом она живет в окрестностях Голливуда, в особняке 1929 года. Обстановка заставляет вспомнить готические рассказы классика американского хоррора Говарда Лавкрафта: по двору бегают собаки, охраняя вольер с тропическими птицами и пруд с африканскими черепахами, в комнатах развешаны Сонины украшения и полно экзотических вещиц со всех концов света.

От моря до моря
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Главным проводником в мир ремесел для Сони стала ее колоритная армянская бабушка: «Она жила в Пасадене, прямо напротив блошиного рынка. Когда я гостила у нее, нашим главным развлечением были набеги за «дра­го­ценностями» — мы за копейки скупали сломанные украшения, рассыпавшиеся бусы, стразы и бисер и мастерили из них всякие ин­тересные штуковины».

На вопрос о том, с каким из модных Домов ей бы хотелось поработать, Соня дает однозначный ответ: «Nina Ricci. У них очень интересная история собственной линии украшений, которая требует возрождения. Я бы взялась».

Фото: MATHEW SCOTT

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.