Экран и цена

Видеоарт стал важнейшим современным искусством и намерен потеснить модную фотографию
Видеоарт переживает бум модные клипы и фэшнвидео могут потеснить фотографию | VOGUE

Саня Ивекович, «Сладкое насилие», 1974

Открывающийся 1 декабря юбилей­ный, десятый салон Art Basel Miami Beach впервые от­дает видео­арту сразу две площадки. Причем одна из них — это наружная стена только что построенного архитектором-деконструктивистом Фрэнком Гери New World Center, которую исполь­зуют как гигантский экран.

В этом же месяце нью-йоркский MoMA откроет первую в Америке ретроспективу результатов сорокалетней карье­ры сербки Сани Ивекович — «Мари­ны Абрамович видеоарта». В Атенсе, в Музее искусств штата Джорджия, крутят ранние — рубежа семидесятых–восьмидеся­тых — ра­бо­ты американского классика жанра Билла Виолы. А в мос­ковском Мультимедиа Арт Музее только-только закончили показывать пятиканальное видео Allegoria Sacra о роскошном конце света самой известной в мире русской арт-группы AES+F.

Билл Виола, The Reflecting Pool, 1977–1979

В деле видеоарта — бум, хотя родился он не вчера. В 1924 году худож­ник Фернан Леже вместе с Мэн Рэем сняли «Механический балет» — на экране ритмично сменяли друг друга губы, зубы, предметы. Пять лет спус­тя Дали и Бунюэль показали «Андалузского пса», где крупным планом был зафиксирован контакт человеческого глаза и бритвы. А в 1965 году компания Sony представила первую портативную видео­камеру — и снимать стало проще, чем писать картины.

Кристиан Марклей, «Часы», 2010

Новизна последних лет в том, что видеоарт стал еще и частью модной индустрии. Реклама фэшн-марок в жанре ролика возникла с самого момента появления телевидения, но теперь она становится арт-заявле­нием. А фэшн-видео — больше не синоним репортажа из-за кулис показов с обязатель­ными моделями в бигуди и их монологами о любви к дизайнеру.

«Модные клипы способны рас­сказать вам иную историю, предложить новые уровни смыслов — в отличие от самой совершенной и высокохудожественной фото­гра­фии, — объясняет Нил Купер, осно­ватель нью-йоркского агентства Cadence, которое работает исключительно с фотографами, которые одновременно снимают и видеоарт: Шарифом Хам­сой, Барнаби Ропе­ром. — Мы уже привыкли «упо­треб­лять» информацию совсем не так, как раньше, жить в мире устройств, подающих информацию интерактивнее, чем печатные газеты и журналы. Доказано — движущаяся картинка способна дольше удерживать внимание современного человека».

Мерт Алас и Маркус Пиггот, What Lies Beneath, 2011

В видео уходят не только те, кто начал карьеру модного фотографа в эру интернета, но и мэтры. Постоянный автор VOGUE, Dazed & Confused и i-D британец Ник Найт еще десять лет назад запустил проект SHOWstudio.com, где размещает короткометражки с участием дизайнеров, моделей и звезд — свои и коллег по цеху: Крейга Макдина, Стивена Кляйна, того же Ропера.

Зачем востребованным мастерам эти заигрывания с камерой? Затем, чтобы делать, как Барнаби Ропер в видеорекламе для Nike под слоганом Be Free («Будь свободен»). Он ­запечатлевает движение в невесомости — на обычном снимке это выглядело бы, как застывший ба­летный прыжок.

Барнаби Ропер, реклама Nike Be Free, весна–лето 2011

Экс-дизайнер мужской линии Dior Эди Слиман, уйдя в фотографию, снимает еще и черно-белые видео о буднях калифорнийских подростков — протоколирует цифровую эру беспристрастно и самым подходящим для этого способом.

Снимать клипы на тему моды не гнушаются даже патриархи кино. Классик голливудского андеграунда, восьмидесятичетырехлетний Кеннет Энгер в прошлом году создал для Missoni двухминутный ролик — вышло достойным его знаменитого «Восхода Люцифера» 1972 года с ­Марианной Фейтфул и Анитой Палленберг. А Дэвид Линч снял ­Марион Котийяр в короткометражном триллере, посвященном сумке Dior Lady Blue Shanghai. Это уже высокий штиль модного видео, на грани с артхаусным кино.

Кеннет Энгер, реклама Missoni, осень–зима 2010/2011

В конце этого лета интернет взорвали сразу два фэшн-видео более легкого жанра. Один, What Lies Beneath, — дебют в этом жанре глянцевого фототандема Мерта Аласа и Маркуса Пиггота: готичная эрофантасмагория с подводными съемками. Другой хит, снятый Стивеном Майзелом, рекламирует осеннюю коллекцию Lanvin. Модели и дизайнер Альбер Эльбаз танцуют­ под хит рэпера Pitbull I Know You Want Me. За первые три дня ролик на YouTube посмотрели более ста тысяч раз. Эльбазу ролик помог продемонстрировать на весь мир свое грандиозное чувство юмора, о котором раньше знали только посвященные, — и тем самым завоевать новую аудиторию.

Стивен Майзел, реклама Lanvin, осень–зима 2011/2012

Моде и искусству видео дает новые измерения. Можете пред­ставить, какой блокбастер сочинил бы Александр Иванов из своего «Явления Христа народу», будь у него Sony Handycam?

ФОТО: ANGER KENNETH; BARNABY ROPER; KIRA PEROV; SANJA IVEKOVIC; STEVEN MEISEL; MERT & MARCUS/ART PARTNER; HEDI SLIMANE, COURTESEY ALMINE RECH GALLERY, PARIS; EAST NEWS

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.