Макс атакует

Максим Матвеев из смазливого «стиляги» вырастает в актера героического амплуа. И совершенно этого не стесняется
Максим Матвеев фото и интервью актера о его роли в фильме «Август. Восьмого» | VOGUE

Тренч, Boss Black

«Выходи! У здания парламента сможешь поймать машину. Все!» Актриса Светлана Иванова смотрит на Максима Матвеева, который отдает ей этот приказ, снизу вверх. Немудрено: он выглядит как Джеймс Бонд в момент спасения мира. Металл в голосе, сталь в глазах, железная хватка сжимающих руль военного джипа пальцев. Каска, бронежилет, раскрас бойца коммандос, четыре звезды на погонах — этого Матвеева я не знаю. Он ведь красавчик-мажор Фрэд из «Стиляг»: в канареечном пиджаке, лиловых брюках, с рокабилльным начесом. Рассекающий по московскому Бродвею в кабриолете с крашеным бульдогом под мышкой. Тот Матвеев стрелял не из автомата — исключительно серо-зелеными глазами.

«На то и был расчет», — смеется режиссер Джаник Файзиев, когда в просмотровом зале включают свет. В монтажной киностудии мы с Джаником смотрим черновые фрагменты его фильма «Август. Восьмого» о позапрошло­годней войне в Южной Осетии, который выйдет на экраны 21 февраля. У двадцатидевятилетнего Матвеева в «Августе» — главная роль капитана российской военной разведки. Это не новые «Семнадцать мгновений весны», а русский «Спасти рядового Райана». Только вместо рядового в нем — малолетний сын героини Ивановой, которого надо вывезти из пекла военных действий. А вместо Тома Хэнкса — Матвеев.

«Максим был первым, о ком я подумал, — рассказывает Джаник. — Я его подметил, когда он еще учился в Школе-студии МХАТ. Мне показалось, что появляется новое лицо героя нашего кино. В Матвееве есть удивительное сочетание нежности и мужественности, твердости и деликатности. Таким я и представляю себе современного русского офицера. Это ведь уже давно не грибоедовский Скалозуб, вечно пьяный туповатый солдафон. В мире высоких технологий у солдата должно быть не только мужество в глазах и храбрость в сердце, но и печать образования на лице. Матвеев — мечта любой матери, идеал для девушки и настоящий друг. Герой на все времена».

Восторги режиссера по поводу своего актера ожидаемы. Но все же не слишком ли большой аванс — «новый герой кино»? Да, Матвеев обаятелен, хоть и женат на Лизе Боярской, но всем нравится. «В главной роли Максим Матвеев (очень симпатичный)», «Секс-символ МХТ Матвеев удачно расточает улыбки, изображая лорда Горинга», — пишут рецензенты его спектаклей. В прошлом году насладиться его улыбкой, соболиными бровями и ямочкой на подбородке можно было в двух мелодрамах о любовных четырехугольниках. А в сериале «Охотники за бриллиантами» его герой так и звался — «Красавчик». Из двух десятков фильмов Матвеева — лишь одна драма, позапрошлогодняя «Не скажу». На ее съемках он познакомился с будущей женой. А критиками остался незамеченным.

Футболка и джинсы, все Guess by Marciano

Но про «Август» критики если и не напишут, то точно услышат. Масштаб впечатляет: компьютерная графика в половине кадров, тысячные массовки, натурные съемки в Абхазии и Северной Осетии. Сценарий по реальной истории вместе с Файзиевым писал военный репортер Newsweek Майкл Лернер, монтаж делал Деннис Вирклер, работавший на «Бэтмене навсегда» и «Человеке-волке», за звук отвечал четырежды оскароносный Боб Бимер.

При этом «Август» — фильм для семейного просмотра. Для отцов семейств — замедленная съемка летящих пуль, снарядов, красиво падающие стены и лестничные пролеты, хрупкая блондинка Иванова, мечущаяся среди всего этого в легком мини-платьице. Для девушек, кроме Матвеева, — офицер Егор Бероев и «золотой воротничок» Александр Олешко. Для детей — драконы и роботы будто из «Трансформеров»: так выглядит война глазами маленького мальчика.

Снимать о войне отечественные режиссеры снова стали много и по-разному. Недавняя «Брестская крепость» брала документальной точностью, продолжения «Утомленных солнцем» — эзотерикой в духе Тарантино. В «Пяти невестах» показывали, что любви покорны и солдаты. Вот-вот выйдет «Шпион» — о разведчиках, спасающих Сталина от устранения, и сериал «Ялта-45», где в Ливадийском дворце спасают уже Рузвельта (Матвеев — в роли американского разведчика). Еще — «Матч» о «матче смерти» между киевским «Динамо» и фашистами, «Уланская баллада» о войне с Наполеоном и «Сталинград» Бондарчука в 3D.

«Когда я был маленьким, говорили: у каждого поколения своя война, — объясняет Файзиев. — Это как зеленый на картинах да Винчи: нужен для контраста – чтобы красный выглядел по-настоящему красным. Если, чтобы признаться в любви, надо не просто купить цветы, а пробежать под пулями, вы иначе оцениваете силу чувств».

Костюм, Boss Selection; рубашка, Van Laack; галстук, Gucci

На следующий день Матвеев сидит напротив меня в кафе «Академия» в Камергерском, неизменном месте встреч мхатовцев. В глазах вместо мужества усталость: завтра — премьера его нового спектак­ля в «Табакерке», а сегодня был финальный прогон. «Несколько дней подряд ночевал в теат­ре: репетиции до часу ночи. Какой смысл ехать домой? Лучше уж над ролью поработать. Сегодня в девять утра метнулся встретиться с коллегами по организации «Доктор-клоун». Мы ездим к больным детям в больницы, развлекаем их, разговариваем — так им выздоравливать веселее. Вот мы с ребятами и обсуждали, как нам нашу организацию усовершенствовать. Потом опять вернулся в театр, поспал в гримерке пару часов. Порепетировали, в три часа начался прогон для зрителей. А послезавтра уезжаю в Петербург. Для меня побыть с семьей — другого отдыха и не надо. Буду с Лизой гулять. Там, где жена, там и дом».

Максим закуривает. Под сенью мхатовских афиш времен основателя и памятником Чехову за окном он снова пай-мальчик из тех похвально-проходных рецензий, мягкий, как фланелевая ковбойская рубашка, которая на нем сейчас. И этого впечатления не портит ни двухнедельная борода, ни ссадина на переносице (результат репетиций). Любит жену, слушает Фрэнка Синатру, тес­тю по праздникам дарит шарфики «Зенита». Вот сейчас он заказывает салат с грибами и креветками, пиццу, зеленый чай. И снова начи­нает говорить очень правильные вещи.

Файзиеву, разумеется, благодарен: «За то, что поверил». Кто герой нашего времени? «Конечно, человек честный к себе и другим, может быть, неудобный. И одинокий». Не слишком ли больших жертв требует от него искусство, заставляя бегать в полной амуниции по абхазским холмам? Конечно же, нет, ведь «это опыт — два месяца в цент­ре спецподготовки МВД среди настоящих мужчин».

Для тренировок Матвеев бросил курить, купил макет «Калашникова», чтобы собирать-разбирать на досуге, ночи проводил не в театральных гримерках, а в тире. Теперь гордится тем, что Файзиев после съемок сказал ему: «Я думал, ты, стреляя, будешь моргать, а ты не моргаешь».

— А усы с бородой зачем отрастили? Чтобы карамельности поубавить? — спрашиваю я от бессилия пробить броню мужчины, прекрасного во всех отношениях.

— Для спектакля. Молодой Толстой, судя по литографиям, такую носил.

В спектакле по самому интимному (иные литературоведы считают — самому пошлому) произведению Толстого, повес­ти «Дьявол», Матвеев играет молодого помещика, который мечется между страстью к крестьянке и долгом перед беременной женой. Кроме того, что в финале помещик кончает с собой. «Дьявола» считают автобиографическим. Его Толстой написал за десять дней, не правил и спрятал от жены в спинке рабочего кресла. Та наш­ла опус лишь после смерти писателя.

— Максим, а зачем вам распыляться на не самое великое произведение Толстого, да еще не пьесу, а прозу?

— Тема сложная, и говорить об этом сложно. Те переживания, которые в повести описаны, хочется испытать. И хочется пробовать то, что я еще не умею. А это страшно. Не люблю амплуа, мне кажется, это предрассудок. Актер должен быть разным. Вот в прошлом месяце закончил сниматься у Станислава Сергеевича Говорухина. Он меня в «Августе» не видел, но позвал в свой новый фильм «Лифт» (ремейк великого нуара 1957 года «Лифт на эшафот» Луи Маля о том, как убийца, уходя с места преступления, застрял в лифте; у Матвеева в триллере Говорухина — главная роль. — Прим. VOGUE). Я бы и Квазимодо сыграл, и Ивана Грозного, и Джека-потрошителя. Чтобы покопаться в себе, поискать те проявления, которые или сидят глубоко внут­ри, или вообще тебе не свойственны.

Футболка, Guess by Marciano; брюки, Boss Orange

Все это Матвеев говорит в присутствии двух агентов, чинно сидящих рядом. Кроме них у Максима еще три помощника по связям с прессой: как говорит Федор Бондарчук, который позвал Матвеева дублировать Василия Степанова в «Обитаемом острове», «Максиму выстраивают карьеру большой звезды, и это правильно». «Еще Матвеев уникален тем, что все его страсти начинаются и заканчиваются командой режиссера, — восторгается партнерша Максима по «Августу» Иванова. — Он не из тех артистов, которые, чтобы дать себе выход, напиваются, изводят партнеров». Ей очень хочется сняться с ним еще — в чеховской классике или какой-нибудь неоднозначной набоковской истории. «Это, мне кажется, его авторы: Максим умеет тонко плести кружево роли».

Матвеев родился в городе Светлый Калининградской области. Когда ему было три, отец оставил семью. Потом был переезд в Саратов, на родину отчима. Мама — филолог, в школе был отличником, участвовал в местном КВН. «Но девушки за мной не увивались», — смеется Матвеев. Он не собирался в актеры, но в его случае параллели с великими кинокрасавцами разных эпох и стран проводятся почти что сами собой. Взять Жерара Филипа: как Фанфан-тюльпан, Матвеев должен был стать юристом. Но на балу медалистов артистичного юношу заметил профессор теат­рального училища и посоветовал своей коллеге взять его сразу на второй курс, хотя Матвеев до того был в театре раз в жизни. Или Жан Маре: тот же высокий рост (у Матвеева — метр восемьдесят семь), низкий голос, профессиональные навыки фехтовальщика и наездника. В Саратове все еще помнят рыцарей и графов, которых в начале двухтысячных длинноволосый Матвеев играл в студенческих спектаклях. Говорят, тогда его Нижинский собирал толпы поклонниц. Матвеев мог бы задержаться в провинции подольше, закрепить успех, как другая звезда саратовских подмостков Олег Янковский (именно он сыграл в «Стилягах» отца матвеевского Фрэда).

Но Матвеев, как за полтора десятилетия до него еще один, самый известный ученик саратовского училища Евгений Миронов, поехал учиться дальше — в Москву, в Школу-студию МХАТ. Сейчас его педагог Игорь Золотовицкий надеется, что Матвеев станет новым Олегом Стриженовым. «У нас ведь как бывает? Актер либо талантливый, либо красивый, — комментирует Золотовицкий. — А Макс — редкое сочетание и того и другого. Клавдий в «Гамлете» — лучшая его роль и одна из лучших, сыгранных в МХТ молодым актером. К тому же он не забронзовел, как обычно бывает с начинающими пос­ле первых успехов. Он все так же, по-ученически, что ли, подходит к профессии. Ему бы при такой красоте больше страсти в игре — и как раз вышел бы Стриженов. В наше либеральное время, когда мужское достоинство — понятие относительное, идеальный романтический киногерой нужен даже больше, чем полвека назад».

Белого офицера в «Сорок первом», звездную роль главного советского кинокрасав­ца пятидесятых Стриженова, Матвеев уже играет в МХТ. А в кино вот-вот станет Их­тиандром в ремейке «Человека-амфибии».

— Красивых актеров сейчас и без меня достаточно. В Школе-студии полно таких парней. Они, кстати, вдруг такими самодостаточными стали, прямо жутко уверенными в себе, в том, что стоит им только показать лицо, и все просто падут ниц и забьются в конвульсиях.

Только что закончился «Дьявол», и я провожаю актера до его серебристого джипа Mercedes. Матвеев на сцене все два часа спектакля. Крохотный подвальный зал «Табакерки» полон, в основном молодежь, на откидных стульях — театроведы и режиссеры: к третьему премьерному спек­таклю актеры уже «сыгрались», и можно критиковать. Принимают без ажитации, посмеиваются над матвеевскими репликами о жене Лизе. Позже выйдут рецензии: «Сделано мастеровито», «Матвеев — очень симпатичный».

Говорю Максиму, что в роли застенчивого интел­лигента-помещика в постоянно сваливающихся с носа очках, пусть и одержимого похотью, он кажется мне большим Матвеевым, чем его плакатный капитан из «Августа».

— Возьмите Де Ниро — он ведь тоже не сразу стал тем, кем мы его знаем. Перед съемками «Августа» я, кстати, пересматривал «Охотника на оленей». Это же фантастика, что там Де Ниро и Кристофер Уокен вытворяют! Вот эти артисты для меня — планка. Или Брандо — недавно смот­рел в интернете какое-то видео, в котором у него пытаются взять интервью, а он сидит и молчит. Это с ума можно сойти! Когда я смотрю «Трамвай «Желание», у меня полное ощущение, что это документальное кино, а не игровое. Вот это вершина — когда наблюдаешь за артистом, а он вроде ничего не делает. Сейчас Шон Пенн, мне кажется, так же работает — не для кого-то, а для себя. Тоже гиперзакрытый человек. Мне это в нем близко.

А что же, в отношении к женщинам дебошир Пенн тоже его кумир?

— Ну нет. Я не люблю женщин, актрис, которые любуются собой. Вот если красивая женщина — Моника Беллуччи, например, — не боится показаться некрасивой, тогда в моих глазах она достойна восхищения.

В следующий раз мы видимся с Матвеевым через неделю, на нашей съемке, уже после его мини-отпуска в Петербурге. Он выглядит отдохнувшим, просит сигарету и вновь, смущенно опуская глаза, не дожидаясь расспросов, рассказывает: «Гуляли в этот раз по детским магазинам». Легкая мхатовская пауза, чтобы до меня дошел смысл. Да-да, мальчик, в апреле.

Текст: Альберт Галеев. Фото: Danil Golovkin. Стиль: Вадим Галаганов/GQ. Груминг: Алена Моисеева. Ассистент фотографа: Юрий Болденко. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Алксандра Ткаченко.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.