You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Журнал
  2. Журнал
Журнал

Депутат Прибалтики

Новый художественный руководитель театра Маяковского Миндаугас Карбаускис - о том, как он будет железной рукой прививать Москве любовь к настоящему искусству

27 Февраля 2012

Депутат Прибалтики

Миндаугас Карбаускис с Ириной Пеговой и Анной Ардовой в костюмах и декорациях к спектаклю «Таланты и поклонники».

На Миндаугасе: пуловер, Topman; брюки, Tom Ford; ботинки, John White.



C бельэтажа, на который меня привели вместо партера — «чтобы не помешать: настроение сложное», — видны только руки и полная окурков пепельница. Новый художественный руководитель Театра им. Маяковского прогоняет «Таланты и поклонники» Островского. На сцене — цвет труппы: Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Анна Ардова. В прошлом мае именно они потребовали от мос­ковских властей уволить тогдашнего худрука и назначить вместо него Карбаускиса. Власть инициативу поддержала.


Сорокалетний Миндаугас Карбаускис, актер с дипломом Вильнюсской консерватории, приехавший в российскую столицу в середине девяностых учиться на режиссера в ГИТИСе, уже больше десятилетия ходит в любимцах московских те­ат­ралов. У него репутация самого тонкого из поколения тридцатилетних режиссеров, автора интеллигентных спектак­лей «Табакерки», где он ставил семь лет.


Театр Карбаускиса — не театр эффекта. Критики видят в его сдержанных спектаклях альтернативу как старомодности одних режиссеров, так и броскости других. Он куда ближе к кино — Бергмана, например. Это сходство проявляется и в том, какие ситуации исследует режиссер: смерти, человеческих кризисов, выбора. В «Талантах и поклонниках» это выбор между искусством и любовью.


Карбаускис — ученик «Мастерской Петра Фоменко», а того, в свою очередь, в семидесятых–девяностых учил тогдашний худрук Теат­ра Маяковского Андрей Гончаров. Карбаускис — из Литвы, а литовцы правят умами столичной публики последние двадцать лет. В ТЮЗе служит Кама Гинкас. В антрепризах работает Эймунтас Някрошюс, который недавно отметился громким «Калигулой» в Театре наций. Театр Вахтангова возглавляет Римас Туминас.


Пиджак и поло, все Dolce & Gabbana.


Какой станет при нем Маяковка, в начале двадцать первого века фактически исчезнувшая из вида — а при Гончарове бывшая теат­ром, востребованным не меньше, чем эфросовская Таганка? Карбаускис начинает, как начинал в Маяковке Гончаров — с «Талантов и поклонников». Тогда главную героиню, актрису Негину, играла Светлана Немоляева. Теперь она — мать Негиной, а в главной роли — приглашенная из МХТ Ирина Пегова, однокурс­ница Кар­баускиса по ГИТИСу.


Подвижный, Карбаускис то и дело выскакивает из-за стола и взбегает по ступенькам на сцену. Отправляет Ардову сменить туфли. Забирается на табуретку вместо Пеговой. Показывает Костолевскому, что бить парт­нера в живот надо чаще, после каждой фразы, вместо точки. Народные и заслуженные артисты ловят каждое слово режиссера на лету. «Он подтягивает актеров — выше, выше! — говорит Ирина Пегова. — Пятнадцать лет знаем друг друга, дружим и все равно ругаемся, до ссор. Но это в Миндаугасе и ценно — он никогда не идет на ком­про­мисс с собой».


Рост метр восемьдесят два, цепкий взгляд голубых глаз с прищуром и небрежная прическа с чел­кой и пробором, как у молодого Роберта Редфорда, — не удивительно, что, когда он идет по театру, встречающиеся девушки расплываются в самых милых своих улыбках. Красивы не только его черты, но и помыслы. «Дело», «совесть», «стыд», «достоинство», «ответственность» — ключевые слова и темы его немногословных фраз в интервью. «Дело» — а свое искусство Карбаускис по-протестант­ски считает ремеслом — требует отдачи. И такой, что излишков энергии не остается. «Стыд показаться дилетантом» не позволяет снимать кино, даже авторское. Карбаускис и смотреть его в последнее время перестал, хотя по молодости, говорит, глотал фильмы сотнями, как Тарантино. В театр как зритель он тоже ходил считанное число раз.


Как при таком информационном монастыре, в который он сам себя сослал, можно быть актуальным режиссером? Только так и можно: все его спектакли, по словам Карбаус­киса, — о нем самом.


Пиджак и брюки, все Tom Ford; рубашка, Topman; ботинки, John White.


Весь репетиционный период он проходил в одном и том же слегка помятом пиджаке, джинсах, грубых ботинках. «Мне важно, чтобы одежда была удобной, чтобы я мог о ней не думать». При этом в моде, которая, казалось бы, на задворках его мира, Карбаускис оказывается перфекционистом. Показывает ярлык своего пиджака: «Видишь: Made in Italy, стопроцентный лен. Носить надо настоящее».


В день премьеры «Талантов и поклонников» в театре аншлаг. С утра мы должны были снимать Карбаускиса, но все отменилось: режиссеру настолько не понравился финальный прогон, что он провел еще одну репетицию. Но вот гаснет свет. На сцене — его фирменные минималистичные декорации из ржавых железных листов, рояль, на полу черный круг — гигантская грампластинка, которая время от времени вращается, символизируя ход жизни. Потом о сценографии напишут как о блестящей. Монолог простодушной старухи Немоляевой вызывает аплодисменты. Монолог трогательного старика-помрежа в исполнении восьмидесятитрех­летнего ветерана Маяковки Ефима Байковского — аплодисменты. Костолевский отбивает такт в живот парт­нера, как молодой Делон в ­фильме «Самурай». Ардова говорит без придыханий и смеется без фанатизма, Пегова старается подтянуться выше и выше.


В финале зал дает десятиминутную овацию. Карбаускис, слегка сутулясь, выходит на вторые поклоны, застывает у кулис на пару мгновений с напряженной улыбкой, как будто ожидая подвоха. Тиран и одинокий волк, сын председателя литовского колхоза и мос­ковский режиссер-интеллекту­ал — он стоит особняком. «Есть чис­то литовская черта — замк­нутость на себе, — отвечает он на мой вопрос, что ему больше всего в себе не нравится. — Комплекс неполноценности в сочетании с манией величия».


Стиль: Светлана Танакина. Прически и макияж: Алена Моисеева. Ассистент фотографа: Александр Волков. Ассистент стилиста: Екатерина Золототрубова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad