You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Журнал

Депутат Прибалтики

Новый художественный руководитель театра Маяковского Миндаугас Карбаускис - о том, как он будет железной рукой прививать Москве любовь к настоящему искусству

27 Февраля 2012

Депутат Прибалтики

Миндаугас Карбаускис с Ириной Пеговой и Анной Ардовой в костюмах и декорациях к спектаклю «Таланты и поклонники».

На Миндаугасе: пуловер, Topman; брюки, Tom Ford; ботинки, John White.



C бельэтажа, на который меня привели вместо партера — «чтобы не помешать: настроение сложное», — видны только руки и полная окурков пепельница. Новый художественный руководитель Театра им. Маяковского прогоняет «Таланты и поклонники» Островского. На сцене — цвет труппы: Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Анна Ардова. В прошлом мае именно они потребовали от мос­ковских властей уволить тогдашнего худрука и назначить вместо него Карбаускиса. Власть инициативу поддержала.


Сорокалетний Миндаугас Карбаускис, актер с дипломом Вильнюсской консерватории, приехавший в российскую столицу в середине девяностых учиться на режиссера в ГИТИСе, уже больше десятилетия ходит в любимцах московских те­ат­ралов. У него репутация самого тонкого из поколения тридцатилетних режиссеров, автора интеллигентных спектак­лей «Табакерки», где он ставил семь лет.


Театр Карбаускиса — не театр эффекта. Критики видят в его сдержанных спектаклях альтернативу как старомодности одних режиссеров, так и броскости других. Он куда ближе к кино — Бергмана, например. Это сходство проявляется и в том, какие ситуации исследует режиссер: смерти, человеческих кризисов, выбора. В «Талантах и поклонниках» это выбор между искусством и любовью.


Карбаускис — ученик «Мастерской Петра Фоменко», а того, в свою очередь, в семидесятых–девяностых учил тогдашний худрук Теат­ра Маяковского Андрей Гончаров. Карбаускис — из Литвы, а литовцы правят умами столичной публики последние двадцать лет. В ТЮЗе служит Кама Гинкас. В антрепризах работает Эймунтас Някрошюс, который недавно отметился громким «Калигулой» в Театре наций. Театр Вахтангова возглавляет Римас Туминас.


Пиджак и поло, все Dolce & Gabbana.


Какой станет при нем Маяковка, в начале двадцать первого века фактически исчезнувшая из вида — а при Гончарове бывшая теат­ром, востребованным не меньше, чем эфросовская Таганка? Карбаускис начинает, как начинал в Маяковке Гончаров — с «Талантов и поклонников». Тогда главную героиню, актрису Негину, играла Светлана Немоляева. Теперь она — мать Негиной, а в главной роли — приглашенная из МХТ Ирина Пегова, однокурс­ница Кар­баускиса по ГИТИСу.


Подвижный, Карбаускис то и дело выскакивает из-за стола и взбегает по ступенькам на сцену. Отправляет Ардову сменить туфли. Забирается на табуретку вместо Пеговой. Показывает Костолевскому, что бить парт­нера в живот надо чаще, после каждой фразы, вместо точки. Народные и заслуженные артисты ловят каждое слово режиссера на лету. «Он подтягивает актеров — выше, выше! — говорит Ирина Пегова. — Пятнадцать лет знаем друг друга, дружим и все равно ругаемся, до ссор. Но это в Миндаугасе и ценно — он никогда не идет на ком­про­мисс с собой».


Рост метр восемьдесят два, цепкий взгляд голубых глаз с прищуром и небрежная прическа с чел­кой и пробором, как у молодого Роберта Редфорда, — не удивительно, что, когда он идет по театру, встречающиеся девушки расплываются в самых милых своих улыбках. Красивы не только его черты, но и помыслы. «Дело», «совесть», «стыд», «достоинство», «ответственность» — ключевые слова и темы его немногословных фраз в интервью. «Дело» — а свое искусство Карбаускис по-протестант­ски считает ремеслом — требует отдачи. И такой, что излишков энергии не остается. «Стыд показаться дилетантом» не позволяет снимать кино, даже авторское. Карбаускис и смотреть его в последнее время перестал, хотя по молодости, говорит, глотал фильмы сотнями, как Тарантино. В театр как зритель он тоже ходил считанное число раз.


Как при таком информационном монастыре, в который он сам себя сослал, можно быть актуальным режиссером? Только так и можно: все его спектакли, по словам Карбаус­киса, — о нем самом.


Пиджак и брюки, все Tom Ford; рубашка, Topman; ботинки, John White.


Весь репетиционный период он проходил в одном и том же слегка помятом пиджаке, джинсах, грубых ботинках. «Мне важно, чтобы одежда была удобной, чтобы я мог о ней не думать». При этом в моде, которая, казалось бы, на задворках его мира, Карбаускис оказывается перфекционистом. Показывает ярлык своего пиджака: «Видишь: Made in Italy, стопроцентный лен. Носить надо настоящее».


В день премьеры «Талантов и поклонников» в театре аншлаг. С утра мы должны были снимать Карбаускиса, но все отменилось: режиссеру настолько не понравился финальный прогон, что он провел еще одну репетицию. Но вот гаснет свет. На сцене — его фирменные минималистичные декорации из ржавых железных листов, рояль, на полу черный круг — гигантская грампластинка, которая время от времени вращается, символизируя ход жизни. Потом о сценографии напишут как о блестящей. Монолог простодушной старухи Немоляевой вызывает аплодисменты. Монолог трогательного старика-помрежа в исполнении восьмидесятитрех­летнего ветерана Маяковки Ефима Байковского — аплодисменты. Костолевский отбивает такт в живот парт­нера, как молодой Делон в ­фильме «Самурай». Ардова говорит без придыханий и смеется без фанатизма, Пегова старается подтянуться выше и выше.


В финале зал дает десятиминутную овацию. Карбаускис, слегка сутулясь, выходит на вторые поклоны, застывает у кулис на пару мгновений с напряженной улыбкой, как будто ожидая подвоха. Тиран и одинокий волк, сын председателя литовского колхоза и мос­ковский режиссер-интеллекту­ал — он стоит особняком. «Есть чис­то литовская черта — замк­нутость на себе, — отвечает он на мой вопрос, что ему больше всего в себе не нравится. — Комплекс неполноценности в сочетании с манией величия».


Стиль: Светлана Танакина. Прически и макияж: Алена Моисеева. Ассистент фотографа: Александр Волков. Ассистент стилиста: Екатерина Золототрубова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad