По щучьему велению

Фотовыставкой «Русские сказки» в ЦУМе художник и ювелир Петр Аксенов продолжает поиски нашей родной формулы женственности и красоты
По щучьему велению

Настенька из русской народной сказки «Морозко».

Русский фольклор, картины Васнецова, книги Остров­ского, Бажова, советские киносказки — лучшее, что было создано в нашей стране. Но знают ли об этом молодые люди нового века? Часто ли бывают они в Третьяковке или Кремле?» Так фотограф, художник и ювелир Петр Аксенов объясняет появление своего нового проекта «Русские сказки». Сорок фотографий Василис, Кощеев и Снегурочек скоро начнут демонстрировать на пятом этаже ЦУМа в рамках Московской фото­биеннале этого года. Здесь же в ЦУМе, на первом этаже, продаются украшения Аксенова — перстни и серьги, названные именами княгинь Киевской Руси.

Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный, по мотивам русских сказок.

Аксенов не одинок. Фольклор сейчас в чести на подиумах: цыганский — у Emilio Pucci, индийский — у Isabel Marant, южноамериканс­кий — у Miu Miu. Голливуд в марте выпускает «Белоснежку: Месть гномов» с Джулией Робертс и Лили Коллинз, а в мае — «Белоснежку и охот- ника» с Кристен Стюарт и Лили Коул. В модных журналах съемки на сказочную тему — устойчиво сложившийся жанр. Его главный адепт — Энни Лейбовиц – снимала для Vanity Fair и американского VOGUE Михаила Барышникова в образе Питера Пена, Наталью Водянову — кэрролловской Алисы, а Киру Найтли превращала в Элли из «Волшебника страны Оз». В Ев­ропе такое фотоискусство — вотчина испанца Эухенио Рекуэнко: он инсценирует для французского и испанского VOGUE «Спящую кра­савицу» и «Красную Шапочку».

Садко, по мо­тивам русских былин.

Снимать подобные проекты сложно: слишком много нюансов — от поиска подходящей натуры до создания кутюрного уровня костюмов. Для «Русских сказок» сарафаны, кокошники и косоворотки сшили специально, но без излишеств вроде сплошных вышивок и россыпей жемчуга. Нужное наст­роение создают силуэты. «Я ориентировался на эскизы XIX века для постановок Островского, Глинки, Римского-Корсакова, фильмы Птушко и Роу, — говорит Аксе­нов. — К тому же моя мама иконописец, сам я учился на художника-оформителя, затем на богослова. Так что тема для меня родная».

Марья Моревна, по мотивам русской сказки.

Сниматься Аксенов позвал артистов театров — Большого и Музыкального им. Станиславского. «В сказке важны пластика, жес­ты, взгляд. Люди музыкальные это лучше чувствуют, — объяс­няет автор. — Но самым сложным было найти места для съемок: слишком мало сохранилось тере­мов, боярских палат». Снимали в восстановленном дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, Юсуповском дворце в Большом Харитоньевском переулке и избах Абрамцева, где в свое время работали Репин, Вас­нецов, Нестеров.

Медведь и Машенька, по мотивам сказки Льва Толстого «Три медведя».

Лель, по мотивам сказочного сюжета Александ­ра Афанасьева.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Петр Аксенов