You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

  1. Журнал
  2. Журнал
Журнал

Фотоохота

Художница Синди Шерман фотографирует только себя, но на ее снимках в нью-йоркском MoMA Игорь Гребельников разглядел всех нас

14 Марта 2012

Фотоохота

Фото «Без названия № 425», 2004.



В лобби отеля кого-то поджидает нарядная девушка. Она же в коктейльном платье распласталась на гостиничной кровати. Ловит машину на безлюдной трассе. А еще — куда-то спешит на фоне небоскребов, моет посуду, вертится перед зеркалом... Лицо повсюду сосредо­точенно и напряжено: кажется, что-то должно вот-вот случиться или только что случилось.


Фото «Без названия № 119», 1983.


Этих, казалось бы, банальных черно-белых снимков, напомина­ющих кадры из американских и европейских фильмов пятидесятых годов, ровно шестьдесят девять. Этой серией фотографий «Без названия. Кадры из фильмов», начатой в 1977 году, двадцатитрехлетняя американка Синди Шерман впервые показала себя публике в качестве художницы.


Фото «Без названия № 463», 2007–2008.


Такого количества автопортретов Шерман, как на открывшейся 26 февраля в нью-йоркском МоМA выставке, не встретишь больше ни в одном музейном собрании. Несколько лет назад MoMA приобрел серию «Кадры из фильмов», и это была удача, потому что сегодня Шерман — одна из самых дорогих художниц. Недавно на аукционе Phillips de Pury один ее снимок ушел с молотка почти за четыре миллиона долларов, став самым дорогим в истории фотографии: на нем — разочарованная в любви молодая домохозяйка, горю­ющая прямо на кухонном полу.


Кадр из фильма «Без названия № 6», 1977.


Все творчество Шерман — сплошной автопортрет, которому не уста­ешь удивляться. Он не столько о ней, сколько о нас, о нашей способности обманываться, глядя на себя, о природе фотографии, которая смакует эту ложь. От черно-белых стилизаций в духе кино­ме­ло­драм она перешла к фото в цвете и предстала в роли персонажей полотен классических мас­теров: есть даже «Юноша с фруктами» Караваджо.


Кадр из фильма «Без названия № 21», 1978.


Шерман интересует неизбежность наших перевоплощений перед камерой. Бываем ли мы вообще настоящи­ми на фотографиях? Или постоянно кому-то подражаем? Одеваясь, делая лицо, позируя, мы становимся похожими на героев кино, живописи, рекламы, модных съемок. Получается, что именно это сходство объектив фиксирует в первую очередь, а уже потом нас самих — наивных, заслуживающих сочувст­вия, как та девушка, льющая слезы на полу кухни. Синди Шерман сделала это открытие, разглядывая свои детские фотографии и обводя себя на них маркером. «Это очень по­знавательно», — уверяет художница. С ней трудно не согласиться – может быть, именно на детских снимках мы пока еще не обманы­ваем себя.


Фото «Без названия № 216», 1989.


Перешагнув через открытие фальши фотографических порт­ретов, Шерман не остановилась, а, наоборот, сделала это главной темой своего творчества и с годами ее радикализировала. Художница начала исследовать роли и маски, которые мы примеряем на себя. Появилась серия ярких автопортретов, на которых она — клоун: сложный грим, фальшивая улыбка. Но Шерман призывает разглядеть за этими обез­личенными персонажами человека: единственная ненакрашенная часть лица на снимках — уставшие, слегка покрасневшие глаза. На последней Венецианской биеннале ее работы занимали отдельную комнату: обои с пасторальными видами за спиной художницы без макияжа, но облаченной в очень странные костюмы — то ли святой, то ли воительницы.


Тема перевоплощения — плоть от плоти фэшн-индустрии, именно поэтому Шерман снялась в реклам­ной кампании Marc Jacobs 2005 года, для которой впервые доверилась другому фотографу кроме себя самой — Юргену Теллеру. В 2007 году французский VOGUE опуб­ликовал ее фотосессию в качестве модели Balenciaga. А прошлой осенью Шерман стала лицом косметики M.A.C. Неплохие результаты для пятиде­сятивосьмилетней художницы. И эти ее фотографии теперь тоже искусство.

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad