You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Теорема Терехова

Русский дизайнер Александр Терехов не похож на большинство коллег: он не только талантливый, но и успешный. Ольга Михайловская («Ъ») попросила его объяснить это отличие

20 Апреля 2012 Ольга Михайловская

Теорема Терехова
Александр Терехов. 
На модели: платье Alexander Terekhov (Atelier Moscow).

Писать о дизайнерах-соотечественниках — занятие не самое благодарное. Все предсказуемо. К ним у нас отношение как к детям: дизайнера надо хвалить и всячес­ки поддерживать, иначе непатриотично. Терехов — такой и не такой. Я помню его двадцатилетним застенчивым юношей, который принес свои эскизы в редакцию VOGUE (за них он получил премию «Русский cилуэт»). Но видела и все его коллекции за последние несколько лет: хвалить его есть за что. Он не просто милый мальчик, научившийся ловко обслуживать светскую тусовку: скорее умный профессиональный дизайнер, сумевший перевоспитать наших модниц. Человек, который доказал им не словом, а делом, что в его, на первый взгляд, скромных, лишенных откровенного пафоса платьях они не теряют своей сексуальной привлекательности. Совсем наоборот, они приобретают новое качество — аристократическую сдержанность, в которой есть нужная доля двусмысленности и правильная пропорция практичности, несвойственная нуворишам, зато характерная для девушек из хороших семей. Не потому ли тихий юноша из провинциального городка превратился в профессионала, в модную столичную штучку, избалованную вниманием прессы — особенно теперь, когда в его распоряжении и настоящий цех, и ­ателье, и магазин в центре Москвы, и корнеры в лучших универмагах города? Вскоре у Терехова откроется флагманский бутик прямо напротив Кремля — в гостинице «Москва».

Встречаться я хотела исключительно на его рабочем месте, никаких кафе, никаких клубов. Рабочее место оказалось и в самом деле рабочим. Меня ведут сквозь стеллажи, заваленные тканями и бумажными выкройками. Несмотря на жуткий мороз, в помещении жарко от раскаленных утюгов и отпаривателей, оттого, что много людей и что все они движутся. В этом кажущемся хаосе на самом деле все роли расписаны до запятой и каждое движение выверено до миллиметра.

из
Vogue, Июль 2011

Vogue, Июль 2011

Vogue, Сентябрь 2010

Vogue, Сентябрь 2010

Vogue, Ноябрь 2011

Vogue, Ноябрь 2011

Vogue, Март 2011

Vogue, Март 2011


Мой герой ждет меня не в отдельном кабинете среди цветов и красивых картинок, а в углу, за кронштейном с одеждой, из-за которого его практически не видно. Встает навстречу и улыбается той же застенчивой улыбкой, что и десять лет назад, когда приносил свои первые работы в редакцию. По всему видно, что это не тот человек, что начнет разливаться соловьем о «cвоем творчестве». Вот и отлично, поговорим по делу.

Провинциальным происхождением последнее время стало модно гордиться — вот и Терехов удачно родился в семье военного, всю жизнь переезжавшего с места на место. Но помнит он себя уже живущим во Владимирской области: «Там даже были девятиэтажки. Это всего лишь триста восемьдесят километров от Москвы, но вы же сами знаете: от Москвы достаточно отъехать на два­дцать километров, и начинается совсем другая жизнь».

Тем не менее в этом городке была художественная школа, в которую мама, преподаватель музыки, отве­ла его учиться. Вообще в жизни каждого мальчика-­дизайнера есть ключевая женская фигура — либо мама, либо бабушка. В данном случае мама оказалась не робкого десятка, она сумела доказать военному папе, который, разу­меется, мечтал, что сын станет юристом или, в крайнем случае, переводчиком, что ребенок должен заниматься тем, что ему нравится. А нравилось сыну уже тогда не только рисовать, но и шить. Иголки и булавки в его руках не могли не раздражать папу, но чем ближе было поступление в институт, тем слабее становилось его сопротивление. «Мне кажется, отец просто был уверен, что у меня ничего не получится».

из
Мирослава Дума

Мирослава Дума

Ульяна Сергеенко

Ульяна Сергеенко

Ксения Собчак

Ксения Собчак

Агния Дитковските

Агния Дитковските

Карина Добротворская

Карина Добротворская

Шахри Амирханова

Шахри Амирханова

Светлана Бондарчук

Светлана Бондарчук


Но мама с сыном подошли к делу серьезно. Сначала съездили в Москву на разведку, выбрали Институт моды и дизайна, услышали от преподавателей, что «по московским меркам мальчик не очень хорошо рисует».

По каким таким московским меркам? Терехов спокойно объясняет, что в его художественной школе не принято было обучение классическим навыкам — штриховка неправильная, не та заливка, лессировка, еще что-то, о чем уже и не помнит. Так что перед поступлением пришлось ездить на подготовительные курсы, а на каникулы они с мамой уезжали в Москву брать частные уроки. После двух лет подготовки он поступил с первого раза. «Там было два варианта — платное и бесплатное, денег у нас, конечно, не было, пришлось поступить на бесплатное».

Во всем, что он говорит, чувствуется подход взрослого человека, а не трепетного юнца, обуреваемого творческими порывами. И это, прямо скажем, редкое для дизайнера качество. Но Александр при всем своем внешнем артистизме и больших грустных глазах не склонен рассуждать о высоком. Он жестко раскладывает по полочкам ценность полученного образования.

Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); кожаные босоножки, Bottega Veneta; серьги из позолоченного серебра с жемчугом, рубинами и цветными сапфирами, Paracolor.
Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); кожаные босоножки, Bottega Veneta; серьги из позолоченного серебра с жемчугом, рубинами и цветными сапфирами, Paracolor.

— Я сразу выделил для себя нужные дисциплины. У нас в институте, как ни странно, было плохо с конструированием, и я учился ему самостоятельно. Мне, конечно, все равно не хватает знаний в этой области, но я понимаю — где, что и почему неправильно сидит, и знаю, как это исправить. Но самыми для меня важными предметами были история костюма и дизайн костюма. Чем одно отличалось от другого, я так и не понял, но преподавала обе дисциплины Дарья Ермилова. Она читала этот курс сугубо профессионально, посвящала нас во все тонкости, показывала картинки и учила различать моду не просто по десятилетиям, а буквально по годам. Cкажем, чем отличается начало пятидесятых от конца пятидесятых, как постепенно менялись линии, формы, детали.

Но и Александр, в свою очередь, был благодарным учеником, поэтому и попал на конкурс «Русский силуэт» и получил приз в виде стажировки у Yves Saint Laurent в Париже. Мой вопрос, чему он там научился, вызывает у дизайнера снисходительную улыбку.

— Да ничему мы там не могли научиться! Стажировка длилась всего неделю, это была моя первая поездка за границу. Представляете, для меня, мальчика из Владимирской области...
— Сен-Лорана самого-то хоть видел? 
— Видел, видел, и собачку его видел, и на шоу Haute Couture нас сводили, и даже на фабрику, где тогда шили Сен-Лоран и Лакруа. Еще в бутик нас сводили, познакомили с Лулу де ля Фалез. А больше, собственно, ничего. Но это все равно здорово, что я принял участие в этом конкурсе. Помню, нес эскизы сдавать, не мог найти нужный переулок, мороз был тридцать градусов, иду и думаю: если следующий поворот не мой — плюну и пойду домой. Но это оказался как раз мой переулок.

Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); кожаный ремень, Azzedine Alaïa.
Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); кожаный ремень, Azzedine Alaïa.

Интересно, что даже эта студенческая конкурсная работа была не просто художеcтвенным жестом — она производила впечатление вполне модного дизайна. По окончании института он, по его собственному выражению, перебивался частными заказами. Среди клиентов были и поп-звезды, в частности, Алсу. «Она устроила некое подобие тендера, и я его выиграл, наверное, потому, что рисовать умею красиво... когда очень захочу». С одной стороны, это была хорошая школа. С другой — его первые коллекции были созданы под впечатлением от работы с поп-звездами: «Слишком все было нарядно, много мини, блеска, лампасов и диадем».

Мне-то всегда казалось, что Терехова отличают как раз хороший вкус и умение сглаживать углы. В его одежде никогда ничего не бывает чересчур, и порой этого легкого безумия даже не хватает. Ему не кажется, что он стал делать слишком коммерческие вещи, что раньше его дизайн был сложнее и острее?

— Ну, разумеется, я ведь раньше абсолютно все делал сам. То есть, если показывал драпированное платье, то оно было буквально задрапировано моими руками, а потом висело в единственном экземпляре в шоу-руме. Но с тех пор как мы работаем с Оксаной Лаврентьевой (с конца 2009 года бренд Alexander Terekhov входит в компанию «Русмода». — Прим. VOGUE), что уже больше двух лет, в этом нет нужды. Она обеспечила меня производственным цехом, где работают конструкторы и технологи. Мы делаем не только сезонные коллекции, но и преколлекции, выставляем их в одном из лучших шоу-румов Милана — и у нас уже пошли заказы. Все шьется в России, в нашем цехе. А если заказ оказывается для нас неподъемным, отдаем на а-ут-сор-синг — никак не могу выучить это слово. Так что своими руками уже давно ничего не делаю. Поэтому вещи приходится упрощать. 
 — И дело только в этом? 
— Есть еще одна проблема — мне бывает трудно объяснить людям, чего я от них хочу. Пока они разберутся, уже начинаю волосы на себе рвать. Но я стараюсь, говорят, стало получаться. Так что, надеюсь, в скором времени мои вещи станут чуть более сложными. Хо­тя делать кутюр — не наша задача.

Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); серьги из позолоченного серебра с жемчугом и эмалью, Daniela de Marchi.
Шелковое платье, Alexander Terekhov (Atelier Moscow); серьги из позолоченного серебра с жемчугом и эмалью, Daniela de Marchi.

Помню одну историю. Моя знакомая — милейшая мать двоих детей лет тридцати пяти, работает на серь­езной руководящей должности. Размер — нормальный российский сорок шестой. Ее надо было одеть для серьезного выхода, мы объехали все любимые бутики и решили напоследок завернуть к Терехову в гостиницу «Украина». Вошли в бутик и сразу увидели то, что иска­ли: платье-сорочку из тяжелого шелка цвета мокрого асфальта. Женщина его надела, мы поменяли бант на жесткий кожаный ремень, выставленный в соседней витрине, и дело сделано. Она была счастлива — все, что нужно, cкрыто, все, что нужно, подчеркнуто, а она не будет расфуфыренной куклой, но и не почувствует себя Золушкой на чужом балу. Такое платье всегда уместно и на коктейле в саду, и на красной дорожке. Тогда-то я и поняла, в чем секрет Терехова — в его универсальности и уникальности одновременно. Он нравится если не всем, то многим. И эти многие — очень разные женщины: светские львицы и работающие мамы, тридцатилетние невесты, не желающие походить на свадебный торт, и восемнадцатилетние дебютантки, которым нравится демонстрировать себя, а не свое платье. Он оставляет женщине свободу быть собой — и при этом его вещи абсолютно узнаваемы.

— Ну, а кого бы ты хотел одеть на «Оскара»? — задаю дежурный вопрос, ответ на который почему-то всегда оказывается очень важным. 
— Кирстен Данст, — отвечает Терехов без запинки. — Мне кажется, она смешная, а мне нравятся смешные девушки. У меня вещи такие женственные, и хочется это как-то нивелировать, чтобы выглядело чуть поглупее. Я же панк!

Стиль: Екатерина Мухина. Прически: Seb Bascle/Artlist. Макияж: Adrien Pinault/MAO. Маникюр: Typhaine Kersual/Jed Root. Модель: Vika Falileeva/DNA. сет-дизайн: Alexis Barbera/So Represent. Ассистент фотографа: Florent Christmann. Ассистент стилиста: Liesa Stecher. Продюсеры: David Bault, Елена Серова.

еще в разделе Журнал

Театр на досках

Театр на досках

Зачем московская богема учится балансировать на досках для серфинга с помощью упражнений йогов? Ответ знает Маргарита Королева

Моя жизнь в искусстве

Моя жизнь в искусстве

Арт-макияж – приклеенные стразы, блестки, фольга – это не эксцентрика, а необходимость

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Выход есть
Новости

Выход есть

Лимитированная коллекция футболок Alexander Terekhov в помощь фонду Авдотьи Смирновой «Выход»

Национальное достояние
Выбор VOGUE

Национальное достояние

7 самых интересных вещей, появившихся на Moda Operandi в рамках проекта Russian Evolution

Идеальная Светлана
Новости

Идеальная Светлана

Коллекция Alexander Terekhov resort 2014


самое популярное

Что такое чиа-джем и с чем его едят
Table Talk Что такое чиа-джем и с чем его едят

Модная и самая полезная версия варенья-пятиминутки

Мальчишеская стрижка Марины Вакт
Новости Мальчишеская стрижка Марины Вакт

Французский томбой — это очень сексуально

Произведения искусства итальянских ювелиров Damiani
Украшения Произведения искусства итальянских ювелиров Damiani

Достойные выставляться в Историческом музее в сердце Москвы


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru