Смотреть в Венеции

В Венеции в сентябре проходят одновременно Архитектурная биеннале, юбилейный кинофестиваль и две выставки с уникальными экспонатами
Смотреть в Венеции

Основной проект Архитектурной биеннале в этом году назвали Common Ground, что можно перевести и как «общая платформа», и как «взаимопонимание». Устроители хотят показать: архитектура — это искусство, которое имеет тысячу лиц. В качестве иллюстрации этой мысли шестьдесят три работы архитекторов, фотографов и художников из полусотни стран, включая именитых тяжеловесов вроде британских архитекторов Нормана Фостера и Захи Хадид, китайского художника Ай Вэйвэя и немецкого фотографа Томаса Струта, выставили в садах Джардини единым непрерывным проектом.

Вырастет ли из «общей платфор­мы» нечто похожее на идеологию XXI века, каковым стал для XX века конструктивизм, сформулированный на выставках Объединения современных архитекторов, — неизвестно. Ясно лишь, что новый конструктивизм, даже если и случится, уже вряд ли будет русским: наших авторов в Common Ground нет.

В Музее Пегги Гуггенхайм на Гранд-канале 29 сентября откроется ретроспектива выдающегося итальянского абстракциониста середины прошлого века Джузеппе Капогросси — от ранних, глубоко поэтичных работ, написанных под влиянием поездок в межвоенный Париж, до неокубизма, вдохновленного Пабло Пикассо. Покажут и абстракции модных шестидесятых с «зубастыми» эллипсоидами — их Капогросси писал то цветными и складывал геометрично, как мондриановские блоки, то черными на фоне ярких полос, оказываясь итальянским собратом Марка Ротко. Параллели искать и находить легко: и Мондриан, и Ротко из коллекции Гуггенхайм висят в соседних залах.

Исключителен в этом году и Венецианский кинофестиваль. Он празднует восьмидесятилетие, хотя по номеру всего лишь шестьдесят девятый: в пробеле в хронологии виноваты военные годы, когда фестиваль не проводили. Дань славной истории отдают сразу двумя торжествами. 28 августа, за день до официального открытия Мостры, прямо на центральной площади Сан-Поло покажут шедевр неореализма «Рим, 11 часов» Джузеппе де Сантиса.

А с 29 августа по 8 сентября публике представят ретроспективу из десяти фильмов — знаковых участников Мостры прошлого. Большинство из них считались утерянными, некоторые вообще остались в одной копии на весь мир или были известны не в оригинальных версиях. Среди них — один из первых опусов испанского мэтра Карлоса Сауры, драма «Стресс: три, три» 1968 года, в которой он снял свою тогдашнюю музу и возлюбленную Джеральдину Чаплин. А также костюмный «Бог нуждается в людях» 1950 года, примечательный тем, что на нем патриарх французского кино Жан Деланнуа набивал руку: свой шедевр «Собор Парижской Богоматери» с Энтони Куинном и Джиной Лоллобриджидой он снял спустя шесть лет.

На кинофестивале Россия представлена достойно: самый ранний из отобранных фильмов для ретроспективы — «Последняя ночь» Юлия Райзмана, драма 1936 года об Октябрьской революции.

В Музее моды и костюма в палаццо Мочениго показывают лучшие наряды звезд с красной ковровой дорожки кинофестиваля за восьмидесятилетнюю историю — от пышного платья Софии Лорен, в котором актриса в 1958 году получала приз за роль в «Черной орхидее», до парчового Valentino: в нем Кира Найтли пришла в прошлом году на премьеру «Опасного метода».

В соседнем зале выставлены платья и костюмы из кинофильмов, снятых в Венеции или о ее знаменитых жителях. Будет и отмеченный «Оскаром» (1976) костюм механической куклы Данило Донати, в которую влюбился Казанова в одноименном фильме Феллини. Кринолин цвета чайной розы покажут рядом с нарядом, созданным Карлом Лагерфельдом для Бала роз в Монако в 1999 году по случаю пятидесятилетия правления князя Ренье. Лагерфельд вдохновился куклой Донато — и выполнил свое платье из мехов Fendi, где служит креативным директором. С ними соседствует и серое платье пятидесятых годов первого американского кутюрье Чарльза Джеймса — в нем Анжелина Джоли сводила с ума Джонни Деппа в недавнем «Туристе».

Но гвоздь экспозиции — это все-таки стилизованные под моду модерна платья Пьеро Този для «Смерти в Венеции» Лукино Висконти. Увидев их в фильме на Сильване Мангано, тогдашний главный редактор американского VOGUE Диана Вриланд примчалась в Рим знакомиться с Този. Он шил из тканей XVI века, а ориентировался на стиль матери Висконти Карлы Эрба. «Нам удалось отыскать те самые платья синьоры Эрба, — рассказывает куратор выставки Фабианна Джакомотти. — Они оказались в удручающем состоянии, все-таки пролежали более восьмидесяти лет в коробках. Выставку они бы не пережили, но Този сам сделал фотографии, их мы обязательно покажем. А дух той эпохи сможет передать Венеция».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Giuseppe Capogrossi; Jo Noero; East News; архив VOGUE