You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Журнал

Годы жизни

Восьмидесятые вернулись. Ольга Михайловская предлагает революционный взгляд на десятилетие, определившее в моде больше, чем нам кажется

26 Сентября 2012 Ольга Михайловская

Годы жизни
Хочу начать с официального заявления: я люблю моду восьмидесятых и буду защищать ее от всех нападок высоколобых эстетов, от всех обвинений в вульгарности и сытости, в излишней деловитости и показной роскоши.

Balmain

В моей любви не может не быть ностальгической составляющей, ведь я помню едва ли не каждую вещь, купленную в то непростое для любителя и ценителя моды время, порой даже могу припомнить цены и людей, у которых эти вещи были приобретены. И я настаиваю, что все эти добытые в боях вещи были красивы. Иначе как объяснить эту тягу к восьмидесятым среди дизайнеров поколения сорокалетних? Уж они-то жили в благополучном буржуазном обществе потребления. Их стараниями восьмидесятые возвращаются вновь и вновь. Романтичные, как у бельгийцев, спортивные, как у американцев, постпанковские — у англичан, ретрогламурные — у французов. Восьмидесятые были очень разными.

Ralph Lauren

«Даллас» и «Династия»

Это двубортные жакеты с золотыми пуговицами, плечистые пальто и большие шапки-папахи. Мода, порожденная фантасмагорическими произведениями Тьерри Мюглера и Клода Монтана. Они вряд ли имели в виду скучных бизнес-леди, скорее похожих на райских птиц и сказочно прекрасных женщин-хищниц. Но откровенная тяга к преувеличению вылилась в то, что мы с тех пор знаем как power dressing — огромные плечи, нижние юбки и, наоборот, корсеты, утягивающие талию и поднимающие грудь.

Dolce & Gabbana

Тогда же вернулось мини, которое, в отличие от милого детского варианта шестидесятых, носило совсем другой, нарочито сексуальный характер. Высоченные каблуки, гигантские украшения и огромные детали — воротники, карманы, воланы и прочие украшательства. Яркие цвета и хищные принты, черный почти исключительно в сочетании с золотом — это была мода экономического подъема, высоких цен на нефть и вожделенного равноправия полов. Кстати, именно в этом году выходит ремейк сериала «Даллас» — посмотрим, придется ли по душе модный стиль восьмидесятых потомкам героев настоящих восьмидесятых.

Mcq

Новые романтики
На самом деле они появились еще на излете семидесятых, вместе с интересом к историческому костюму, а интерес этот принято связывать с успехом фильма Стэнли Кубрика «Барри Линдон» (1975), в котором он с педантичной достоверностью воспроизвел английские интерьеры и костюмы XVIII века.

Кадр из фильма «Амадей» Милоша Формана, 1984

Известно, что Кубрик настаивал не только на подлинных интерьерах, но и на по возможности подлинных костюмах: благодаря этой утопии в моду вошли кружевные блузки с воротниками-стойками, бархатные бриджи, башмаки с пряжками, жабо и пышные рукава с оборками на запястьях. Жемчужинами и камушками расшивались платья, футболки и ангорские джемперы. Новый романтизм был реакцией на панковскую неумытость и презрение к красоте — а фильм Милоша Формана «Амадей» подогрел эту тенденцию. Эстеты хотели наряжаться.

Marc Jacobs

Сороковые
Вышедший в 1980 году фильм Франсуа Трюффо «Последнее метро» с Катрин Денев и Жераром Депардье породил увлечение военными сороковыми — жесткими и бескомпромиссными, со странным смешением мужественного и женственного. В моду вошли приталенные жакеты с басками, широкие плечи, жесткие кожаные ремни на манер военных, каракулевые шапки с кокардами и брошки-ордена, френчи с накладными карманами и шляпки-пилотки. Вошло в моду и сочетание наивных платьиц в цветочек с мужскими жакетами — и это было предвестие гранжа.

из

Etro

Синди Саксена в Yves Saint Laurent, 2007


Flashdance
У нас все помнят аэробику и Джейн Фонду в ее гетрах и гимнастичес­ких костюмах неоновых расцве­ток, но фильм 1983 года Flashdance, в котором героиня Дженнифер Билз демонстрирует едва ли не полный гардероб тех самых спортивных восьмидесятых, у нас практи­чески неизвестен.

Дженнифер Билз в фильме «Танец-вспышка» Эдриана Лайна, 1983

Однако именно там героиня носила свободный, небрежно сползающий с плеча джемпер, короткие юбки из мягкого текучего трикотажа, объемные топы с рукавом «летучая мышь», без которого силуэты восьмидесятых так же немыслимы, как и без жесткого широкого плеча. Объемные трикотажные брюки, наподобие тех, что балерины надевают на разминку, вошли в повседневный гардероб именно тогда.

из

Donna Karan

John Galliano


Постпанк
Панк остался в неблагополучных мятежных семидесятых, бывшие панки остепенились, переженились и растят детей. На вырождавшейся панк-эстетике зародился интерес к пасмурной, но вполне буржуазной готике и вполне пристойному рокабилли. Панковские ирокезы превратились в залитые лаком валики надо лбом, военные штаны и дырявые футболки — в аккуратные черные костюмы, абсолютно бесполые, но от того не менее элегантные. Иконой постпанка был и навсегда останется Дэвид Боуи, равно как иконой неоромантиков был Бой Джордж.

из

Chanel

Бой Джордж, 1990


Восьмидесятые оказываются не догматичными, а куда более гибкими, чем мы привыкли думать. Обвинять их в вульгарности — значит просто не понимать, что они были поистине революционным десятилетием. Именно восьмидесятые заложили фундамент современного понимания моды не как жесткой тенденции, а как настроения, в рамках которого тенденции — это всего лишь частность. Подобное отношение к моде стало возможным в эпоху, незаслуженно оклеветанную псевдоинтеллектуалами как чуть ли не тоталитарную. Но мы-то с вами не принадлежим к их числу?

из

Jean Paul Gaultier

Chloé

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad