You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Митина любовь

Дмитрию Хворостовскому пятьдесят. В интервью Альберту Галееву сибирский баритон из Лондона объяснил, почему следующие полвека его жизни будут еще лучше первых, и рассказал, какое чувство он ценит больше всего на свете

15 Ноября 2012 Альберт Галеев

Митина любовь
«Выглядит он, как молодой Рудольф Нуреев, а поет, как Павел Лисициан», — написал английский оперный критик Алан Блайт, увидев Дмитрия Хворостовского в 1989 году на конкурсе «Певец мира» в Кардиффе. Это была высшая похвала: невозвращенец Нуреев числился тогда эталонным танцовщиком, а виртуозный Лисициан, в 1960-м первым из отечественных певцов после Шаляпина выступивший на сцене Метрополитен-опера, — примерным русским вокалистом. Рослый и атлетичный Хворостовский — тогда ему было двадцать шесть — вышел на сцену во фраке, купленном в долг, спел на чистейшем итальянском Генделя с Верди — и победил. После первого тура у него уже был западный профессиональный агент, на следующий день после финала — контракт со звукозаписывающим гигантом Philips. Дебюты в Лондоне, Нью-Йорке случились в течение года. Так началась самая стремительная карьера в классическом вокале последнего двадцатилетия. В 1991 году, сняв Хворостовского в черной коже и с прищуром Марлона Брандо, американский журнал People так и формулировал: настоящая рок-звезда.


«Не много в современной опере таких ярких артистов, хотя сейчас опера помолодела, певцы стали сексуальными, подтянутыми, медийными. Роскошный голос, блестящая техника и актерский талант: Дмитрий задал новые стандарты исполнения», — говорит о коллеге и друге Анна Нетребко. Хворостовский пел с ней десятилетие назад в «Войне и мире» в Метрополитен-опера. И он же станет ее первым Онегиным: в апреле в Вене русская примадонна исполнит свою первую в карьере Татьяну.

В англоязычной прессе его называют, употребляя определенный артикль, обозначающий исключительность: The Russian Baritone. Образцовый Евгений Онегин, князь Елецкий из «Пиковой дамы», Болконский в «Войне и мире», Хворостовский не просто царит в русском репертуаре, хотя и обращается к нему теперь все реже: он давно уже вердиевский баритон мирового уровня, одинаково убедительный почти во всем спектре, от трогательного компримарио Жермона-отца в «Травиате», коронной партии Лисициана, до трагических Риголетто и Симона Бокканегры, главных героев одноименных опер.

При этом Хворостовский совершает регулярные и масштабные экскурсы в прочие вокальные сферы. Исполняет барочные арии и русские романсы, песни из репертуара Марка Бернеса и Иосифа Кобзона. В Юрмале на «Новой волне» спел шлягеры, специально созданные для него Игорем Крутым, — даже записал на один клип в духе Леди Гаги. Восьмого декабря в мировых кинотеатрах (в Москве — в «35 мм») в рамках проекта The Met: Live in HD будут транслировать в прямом эфире золотую оперу Верди «Бал-маскарад», новую постановку Метрополитен-опера. Хворостовский будет петь в ней партию Ренато, уязвленного мужа, ставшего злодеем. Это его третья за год премьера в Метрополитен: зимой прогремела «Эрнани», весной «Травиата». Дальше, в феврале, — возобновление «Дона Карлоса» в той же Метрополитен, в апреле — «Евгений Онегин» с Нетребко, а еще концерты в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в Мюнхене, в Кремлевском дворце в Москве.

— Мне пятьдесят, жизнь для баритона только начинается. Да и в личном смысле дальше будет, думаю, лучше. Я помню и свое двадцатилетие, и тридцатилетие. Было много вопросов и очень мало ответов. Неуверенность, боязнь восполнялись петушиной смелостью, пафосом. Сейчас я учусь чувствовать себя свободным, наслаждаться жизнью. Не только работать, но и получать удовольствие от того, что делаю. Этому я никогда не учился, а вот сейчас хочу. Мои обращения к эстраде, к легким жанрам — часть этого. Я всегда шел своим путем, рушил стереотипы, мог нравиться или не нравиться, делать ошибки — но это были мои ошибки и мои победы. Карузо тоже пел песенки, написанные современниками. Весь вопрос, как их исполнять.

На концертах он в открытую заигрывает с публикой и партнерами. Однажды, исполняя в Альберт-холле куплеты Эскамильо из «Кармен», в финале арии вдруг выхватил из-за пазухи — не ради драматического эффекта, а просто чтобы поприветствовать зрителей — британский флаг и стал размахивать им в такт, держа при этом ноту. Или взять его «дуэли» с дирижерами, о которых певец сейчас рассказывает смеясь:

— Бывает, пою несколько фраз в произведении на одном дыхании. Это тяжело: наступает гипоксия. А дирижер подстраивает оркестр под мой темп, играет все медленнее и медленнее. В следующий момент у меня уже глаза начинают из орбит вылезать от длительности нот. Есть один дирижер, который в такие моменты смотрит мне прямо в глаза из ямы и улыбается. А меня потом тонкие ценители музыкальной классики вроде вас спрашивают, что же это я так медленно пою, не по партитуре.

С внешним видом у Хворостовского теперь тоже свободные отношения. На съемку для VOGUE, например, он приезжает в майке с глубоким вырезом, в котором виден медальон — парящий орел на цепи, сверху — джинсовый полосатый жилет, венчают образ красные солнцезащитные очки («купил в Токио»). Фраков от Зайцева Хворостовский давно уже не носит. Чаще предпочитает выступать во френче с воротником-стойкой или деконструированных мягких пиджаках, вместо бабочки — распахнутый ворот. А то и просто выходит к публике в рубашке, как Ив Монтан.

— Галстуки я и в школе не любил. Когда-то раньше, когда был такой пухленький, одевался в Armani. А теперь мне стал нравиться Ermanno Scervino. Еще Dolce & Gabbana, Gucci, Balmain. Концертные костюмы мне сделали московские ребята из Freshart. Что вы улыбаетесь? Они стараются быть ни на кого не похожими, а такое я двумя руками поддерживаю. Я сам такой.

У него каменные бицепсы и грудная клетка культуриста. По утрам, если вечером нет выступлений, певец ходит в спортивный зал. Приседает с гантелями, делает жим от груди — может поднять штангу в сто сорок килограммов. Хорошо плавает вольным стилем.

Неужели даже в этом он не хочет плыть по течению? Раньше считалось, что спорт для певцов — табу, и уж тем более тяжелая атлетика: вредно для певческих мышц. Зачем превращаться в Конана-варвара, если и так секс-символ?!

— Смотрите, я ведь лучше всех в мире пою, да? — смеется Хворостовский. — Значит, для голоса не вредно. А если серьезно, очень много моих более молодых коллег в оперном мире сейчас занимаются спортом. У меня, например, нет цели сильно раздаваться в плечах, потому что, видите, и так уже проблемы с костюмом. Но так я чувствую себя в тонусе. Разве плохо, когда у тебя много сил и энергии! Обычно оперные певцы после каждого спектакля теряют несколько килограммов. А я, когда пою, мало потею, даже если одет в тяжелый сценический костюм. Мышечная масса помогает. В «Риголетто» три часа хожу и пою полусогнутый, из-за горба. Раньше спина болела после спектакля, теперь гораздо меньше.

Еще в позапрошлом году Хворостовский открыл для себя моржевание. 

— После спектакля зимой — ну, правда, в Нью-Йорке, но все равно минусовая температура — плавал в речке. И абсолютно не болел. Никак на голосе не сказалось. В детстве я был болезненным ребенком, худеньким. С возрастом понял, что нужно владеть и своим духом, и телом. Короче, владеть собой. 

Он задумывается, когда я спрашиваю, откуда же родом эти его сила и желание бороться с предрассудками. 

— Из детства, — отвечает после паузы.

Пиджак, брюки и водолазки, все Prada. На моделях слева направо: замшевое платье, A La Russe Anastasia Romantsova; золотые серьги cс бриллиантами, Graff. Шелковые топ и юбка, Valentin Yudashkin; золотые серьги с бриллиантами, De Grisogono. Кружевное платье
Пиджак, брюки и водолазки, все Prada. На моделях слева направо: замшевое платье, A La Russe Anastasia Romantsova; золотые серьги cс бриллиантами, Graff. Шелковые топ и юбка, Valentin Yudashkin; золотые серьги с бриллиантами, De Grisogono. Кружевное платье

Отец Хворостовского был инженером-химиком, обожал петь и аккомпанировал себе на фортепиано, мать работала гинекологом. В три года Дмитрий начал отцу подпевать, в семь был отдан в музыкальную школу в класс фортепиано. Подростком, будучи большим поклонником рока, чуть было не бросил академические штудии — стал клавишником и фронтменом группы «Радуга». Играли в ресторанах и клубах Красноярска всё — от диско до регги.

Как и подобает рокеру, Дмитрий был, по его словам, слишком буйный. Дрался так, что нос сломан в нескольких местах. Уходил в загулы. Привычки не изменились, даже когда он бросил «Радугу», поступил в музыкальный институт, еще студентом стал солистом Красноярского театра, в двадцать лет получил от местного крайкома партии квартиру, а вскоре после победы в Кардиффе переехал в Москву.

— Моя московская квартира в начале девяностых была одним из самых бойких мест. Заходили совершенно посторонние люди, которых я даже не помнил. Сплошной загул. Было трудно от всего этого отстраниться. В середине девяностых мне предлагали на Западе стать лицом водки «Столичная», я отказался: посчитал, что стыдно еще и рекламировать это. В общем, родители настрадались. Всю жизнь я им что-то доказываю. Интересно, что это не прошло, наоборот, превратилось в навязчивую идею. Недавно, например, родители были на моем «Симоне Бокканегре» в Вене. Я в тот день заболел так, что вообще хотел прервать спектакль. В антракте меня уговорили продолжать, в общем, допел до конца. Родители были удручены, хотя из зрителей никто ничего не понял: ну пел и пел. Через несколько дней я выздоровел и хорошо спел последнего своего Симона. Мама после спектакля подошла ко мне и говорит: «Да, Дима, ты реабилитировался за это свое кхе-кхе в прошлый раз!» Понимаете?

Хворостовский совсем не пьет уже десять лет, не курит. А в рекламе все-таки снялся — итальянского шоколада Ferrero Rocher. Ролик крутили весной: Хворостовский съедает конфету и выдает на-гора куплеты Эскамильо. Тонко чувствующие получили еще один повод уколоть певца.

— Да я всегда любил эти конфетки! — объясняет Дмитрий без тени смущения. — Я сладкоежка. 
— Певцам же шоколад нельзя! — удивляюсь я. 
— Опять вы со своим «нельзя-можно». Можно, если осторожно. 

Демоны прошлых лет помогают ему петь так, как он поет, говорит Хворостовский. И благодарит за поднятую острую тему: 

— Надо бы перечитать «Гойю» Фейхтвангера. О дьяволе, с которым борется артист. Он в каждом из нас, и чем больше талант, тем больше дьявола. В Красноярске в институте искусства у нас было такое задание — публичное одиночество. Требовалось делать на публике то, что бы мы делали наедине с самими собой. Это было неприятно и трудно, практически невыполнимо. Но когда пошли мои первые конкурсы, я чувствовал себя на сцене королем. И до сих пор до выхода на сцену я могу сомневаться, мне бывает даже плохо от нервов. Но, ступив на сцену, преображаешься тут же. И когда уже ты дошел до этого уровня, как звучит твой голос — не самое важное.

В 1994 году Хворостовский переехал на постоянное место жительства в Лондон, купил пятиэтажный дом. Тогда певец был женат на Светлане, артистке кордебалета, с которой познакомился еще студентом в Красноярском театре оперы и балета. Когда началась международная карьера мужа, Светлана завершила свою, в 1996 году родились близнецы Александр и Данила. В 2001-м пара развелась.

С нынешней женой, полуфранцуженкой-полуитальянкой родом из Женевы, кудрявой брюнеткой Флоранс Илли Хворостовский уже четырнадцать лет. Познакомились на сцене. Дмитрий пел в женевском театре одного из первых своих Дон Жуанов, «в провинции — чтобы никто не слышал и не видел, как говорят, try out». Меццо-сопрано Илли исполняла партию подружки Дон Жуана.

— Я увидел девушку невероятной красоты. Тогда я еще пытался спасти свой прежний брак, в общем, держал себя сильно в руках, очень сильно, — Хворостовский натурально заключает себя в железные объятия. — А тут мы по воле режиссера должны были целоваться на сцене. И я ей говорю на репетиции: «Я женат, двое детей...» А она: «Ну  и что?» Все было понятно с первого мгновения.

В 2003 году у пары родился сын Максим, еще через четыре года дочь Нина. Жену Хворостовский зовет на русский манер Флоша и показывает сейчас их фотографии с последнего семейного отдыха на озерах штата Нью-Йорк.

Выйдя замуж за Дмитрия, Флоранс тоже оставила сцену. Спрашиваю, как она относится к его статусу секс-символа. 

— Флоранс очень умная женщина. Я читал интервью какого-то заслуженного человека. И там была одна интересная фраза: «Я нахожусь в прекрасном возрасте, когда у меня уже нет конфликта с тестостероном. Вся моя карьера прошла под его знаком, а сейчас я остыл и могу заниматься исключительно тем, что мой ум позволяет мне делать». Раньше или позже любой конфликт с тестостероном заканчивается, самец должен уйти. Правда, хотелось бы, чтобы позже.

Рубашка и брюки, все Tom Ford. На модели: шелковая юбка, A La Russe Anastasia Romantsova; замшевые туфли, Christian Louboutin
Рубашка и брюки, все Tom Ford. На модели: шелковая юбка, A La Russe Anastasia Romantsova; замшевые туфли, Christian Louboutin

Не скучает ли он по России, то скитаясь по друзьям, то возвращаясь домой, который теперь в викторианском особняке на юге Лондона?

— Никакой ностальгии нет, с русскими в Лондоне не вижусь. У меня в саду растет береза, но и пальма тоже есть. Ностальгия у меня по временам. Есть фотография, сделана на Енисее, когда я гостил у Виктора Астафьева в селе Овсянка. Ну, что еще. Мои дети говорят по-русски, жена тоже, я ее приучил. Этого достаточно.

И даже лучшие театры страны не могут убедить его вернуть московскую прописку. 

— Я юношей, второкурсником, попал в советский театр, с этой его системой репертуарной, где каждый ждет своей очереди. Они же все там как пауки в банке: сильный пожирает слабых. Друзья становятся недругами — зачем мне это нужно?! Я прекрасно живу как свободный художник, люблю и уважаю всех. Кому надо — помогаю, недругов не замечаю. Никто меня не волен ни заставить, ни упрекнуть. Я получил то, к чему всю свою жизнь стремился. Нет, меня никогда не покидало ощущение, что я любимый и желанный в своей стране. Просто мои творческие интересы не принадлежали России. После победы на конкурсе Глинки, еще до Кардиффа, я получил от Большого театра предложение перейти из Красноярска, где я уже был солистом, в их стажерскую труппу. Я отказался. Александр Лазарев, тогдашний главный дирижер, обещал меня приглашать, но ни разу не пригласил. После этого руки у меня были развязаны.

Через три дня Дмитрий Хворостовский появляется на сцене Большого зала Консерватории — лучезарный, сиятельный, в черном смокинге с широкими лацканами, расшитыми мелкими стразами. Концерт пора начинать, но партер еще не полон, зрители продолжают рассаживаться. Хворостовский стоит несколько минут, созерцая Москву, как булгаковский Воланд на Воробьевых горах. А потом, не дождавшись тишины, начинает петь.

Стиль: Vadim Galaganov/GQ. Прически: Марина Мелентьева/THE AGENT. Груминг и макияж: Алексей Кузин. Маникюр: Алена Балтыш/THE AGENT. Сет-дизайн: Наталия Обухова/AD. Модели: Анастасия Белкина, Ольга Сухенко, Алиса Бачурина/BLACK MODEL MANAGEMENT. Ассистент фотографа: Денис Авраменко. Ассистент стилиста: Полина Ладонщикова. Ассистент парикмахера: Динара Самигулина. Ассистент визажиста: Юлия Володзько. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко. Редакция благодарит магазин Armani Casa за помощь в проведении съемок.

еще в разделе Журнал

Меховая культура

Меховая культура

Мех – та же драгоценность: сумки и туфли из норки, лисы и козлика станут главным акцентом наряда

Орлеанская дива

Орлеанская дива

Меховые шкуры, свитеры грубой вязки, кольчуги, подпоясанные ремнями из сыромятной кожи, – так собирается в свой бескровный поход женщина-воительница нового миллениума

комментарии / 0

оставить комментарий

самое популярное

Модная отличница Барбара Мартело о любви к шубам и правильным джинсам
Новости Модная отличница Барбара Мартело о любви к шубам и правильным джинсам

Стилист, консультант и серый кардинал мира моды рассказала Vogue, как добиться успеха, делая то, что любишь

Все, что нужно знать об оливковом масле
Новости Все, что нужно знать об оливковом масле

Нестандартные способы использования привычного продукта


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru