You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Айдан с нами

Айдан Салахова закрыла свою галерею и стала скульптором. Большая выставка ее новых работ открылась в Москве

23 Декабря 2012 Игорь Гребельников

Айдан с нами
Фотографии Айдан по-прежнему украшают страницы светской хроники, но ее друзья в фейсбуке в последнее время привыкли к другому образу художницы — в косынке и спецодежде, с резцом по камню, под ярким итальянским солнцем, в окружении рабочих, скульптур и кусков каррарского мрамора, лучшего на земле. В Карраре высекают из мрамора экспонаты ее большой выставки, которая идет в Московском музее современного искусства до 20 января.

Из серии «Орнаменты», холст, акрил, 2012. Неопреновое платье, Lanvin
Из серии «Орнаменты», холст, акрил, 2012. Неопреновое платье, Lanvin

«После этого отмокаешь несколько часов в ванне, — говорит сорокавосьмилетняя Салахова. — Иногда даже приходится работать в респираторе: пыль от черного мрамора и особенно гранита считается вредной, от белого — нет, она выводится из организма». Мы беседуем в кабинете ее студии на «Винзаводе», которая еще недавно была галереей «Айдан». Но в апреле Айдан вдруг призналась, что арт-бизнес больше не приносит денег и она прекращает свое дело. Одновременно закрылось еще несколько галерей: говорили о кризисе на рынке, о заговоре банкротов, требующих себе господдержки. К осени страсти улеглись: помещение на «Винзаводе» осталось за Айдан, рынок современного искусства в Москве не рухнул.

Купол инсталляции «Золотое сечение», металл, сусальное золото, 2006
Купол инсталляции «Золотое сечение», металл, сусальное золото, 2006

Мало кто видит оборотную сторону галерейного бизнеса: работа с художниками, аренда, зарплата сотрудникам, расходы на участие в ярмарках, подготовка выставок и каталогов, растущая конкуренция и, как следствие, еще больше усилий. Айдан говорит, что устала. «Когда мы вместе с Евгением Миттой и Александром Якутом открывали свою «Первую галерею» в 1989 году, казалось, что все как-то само собой пойдет, а получилось, что я взвалила на себя огромную ношу и несла ее двадцать три года. Слава богу, что галерея перестала приносить деньги — ведь теперь могу поехать в Каррару, когда захочу».

Все эти годы галеристке Айдан приходилось еще и успевать быть художницей или, наоборот, художнице Айдан — быть галеристкой. Нетипичный случай. Одно явно мешало другому, хотя сама она этого не признавала.

«Книга», из серии «Предназначение», мрамор, гранит, 2010
«Книга», из серии «Предназначение», мрамор, гранит, 2010

Серьезным боевым крещением перед тем, как Айдан решилась полностью посвятить себя искусству, стало ее участие в последней Венецианской биеннале. Вместе с другими художниками она представляла павильон Азербайджана, но именно ее работы оказались цензурированы руководством этой страны. По меркам Венецианской биеннале — скандал. Одна из скульптур — «Предстояние» — изображала женщину, полностью скрытую чадрой, из-под которой виднелись смиренно сложенные руки. Она стояла перед «Черным камнем», лежавшим на полу, — священным камнем мусульман, хранящимся в Мекке. В исполнении Айдан он был тягучей черной массой, обрамленной в белый овал из мрамора, по форме такой же, как в Мекке. По идее, «Черный камень» должен был располагаться вертикально на стене — возможно, это и возмутило начальство. В итоге спорную инсталляцию приютил павильон Италии.

Из серии «Персидские миниатюры», бумага, смешанная техника, 2008
Из серии «Персидские миниатюры», бумага, смешанная техника, 2008

«В моих работах паранджа всегда ­выступает символом женской самоцензуры, и когда в Венеции ее еще и закрыли накидкой, это лишний раз подтвердило факт доминирования мужского взгляда в нашем мире», — говорит  художница. Тогда Айдан прояви­ла чудеса самообладания, не стала устраивать публичный скандал. «Конечно, такое отношение задело и куратора павильона. А мне было очень обидно за свою работу, я очень много вложила в нее, жаль, что ее не увидели».

Из серии «Орнаменты», холст, акрил, золотая краска, 2012. Парчовое платье, Stella McCartney; легинсы, Calzedonia; туфли, Marni
Из серии «Орнаменты», холст, акрил, золотая краска, 2012. Парчовое платье, Stella McCartney; легинсы, Calzedonia; туфли, Marni

Выставку в Москве курирует, как и павильон в Венеции, турчанка Берал Мадра: редкий случай, когда к кураторству персональной выставки у нас привлекают иностранку. Труднопереводимое с латинского название экспозиции Fascinans and Tremendum — что-то вроде «Очаровывающее и устрашающее» — отправляет зрителя не в экзотический восточный мир, хотя здесь и немало ориентальных деталей и символов, а в мир рефлексий Айдан, которые могут быть понятны и близки любой женщине, независимо от конфессий.

Выставка открывается тремя ви­део­работами, где палец Айдан медленно движется вниз по мужской груди. Трое разных мужчин — белый, мулат и черный, — один и тот же указательный палец бесстрастно проводит по телам ровные линии. Это — очередная присяга феминизму, ведь долгое время объектом в искусстве считалась женщина, и правом на ее изображение до сих пор в основном пользуются художники-мужчины.

«Спящая Красавица», холст, акрил, 2005–2006
«Спящая Красавица», холст, акрил, 2005–2006

Скульптуры и барельефы из мрамора и гранита, изображающие женщин, покрытых чадрой, с книгой, платком в руках, в отдельном зале — триптих «Троица» с фигурами мусульманок, сидящих вокруг чаши, другой зал — с небольшими изваяниями башен минаретов из самого дорогого каррарского мрамора с прожилками, — все это действительно может «очаровывать и устрашать». Но именно истоки этих эмоций, которые привели к противостоянию Востока и Запада, и исследует выставка. В последнем зале — большая белая простыня из чистейшего мрамора, символ преодоления страха перед стереотипами в мусульманской культуре. Безукоризненность исполнения, изящество драпировок восхищают. «Здесь нет ничего оскорбительного. Это про личные ощущения женщины, которые на Востоке принято самоцензурировать с помощью паранджи. Все женское под прикрытием, хочешь — красься, хочешь — нет. Между прочим, комфортное чувство. Я сама его испытала, когда в Дубае надела паранджу и ходила в ней по городу».

«Слезы», из серии «Предназначение», мрамор, 2010
«Слезы», из серии «Предназначение», мрамор, 2010

Два десятилетия назад в своих инсталляциях Айдан представляла женское тело и как источник соблазна, и как вместилище боли: в золотые рамы были помещены изображения обнаженных натурщиц, в одной из работ посреди зала даже стояло настоящее гинекологическое кресло. Сейчас она — автор лаконичных, но предельно выразительных скульптур. В эпоху бесконечного мелькания образов, тотальной мультимедийности художница решила усмирить свой темперамент в камне.

Стиль: Елена Пятибратова. Прическа и макияж: Светлана Гребенкова/Vladimir Kalinchev Make-up Studio. Ассистент стилиста: Полина Ладоншикова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Александра Ткаченко.

еще в разделе Журнал

Колье контессы

Колье контессы

Писатель Эдуард Лимонов – о магии, которую прибавляют драгоценности взаимоотношениям полов

В мире чувств

В мире чувств

Эротизм прозрачного шифона притягивает взгляд, а бархат и кожа властно требуют прикосновений

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Китайский квартал
Афиша

Китайский квартал

18 ноября в Гонконге открылась выставка Pradasphere


самое популярное

18 главных тенденций сезона весна-лето 2018
Тенденции 18 главных тенденций сезона весна-лето 2018

Странные плащи, пластик, вареный деним, зеленый неон, поп-арт, перья и глиттер — все, что мы будем носить через полгода

Все, что вам нужно знать о Катрин Денев
Новости Все, что вам нужно знать о Катрин Денев

В день рождения «золотой девочки» французского кино вспоминаем, за что ее так полюбил весь мир

Двойное эхо: драгоценности Résonances de Cartier
Украшения Двойное эхо: драгоценности Résonances de Cartier

Вторая глава удивительной коллекции украшений и футуризм высшей пробы


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru