Арт-хаус

Галеристы Евгений Митта и Елена Баканова собственным примером доказывают, что современное искусство – это не абстракция, а сама жизнь
Евгений Митта и Елена Баканова интервью с галеристами и семейные фото

Евгений Митта, галерист, ресторатор, кинодокументалист и достойный носитель своей знаменитой фамилии, и его дочь Ева в гостиной их московской квартиры. Картины на стенах –

« Девушка с кроликом» Валерия Кошлякова и «Скажи шиболет» Валерия Чтака.

Евгений Митта в шутку называет себя полицефалом — человеком с несколькими головами. В прошлом художник театра и кино, в 2000-е он переключился на дизайн интерьеров, открыл один за другим несколько баров-ресторанов (в числе которых нашумевший «Луч»), а теперь делит свое время между галереей современного искусства Paperworks, съемками цикла документальных фильмов «Антология русского современного искусства», а также новым культурно-общепитовским проектом под названием «Арт-Академия», в карамельном цехе «Красного Октября». Его жена Елена Баканова, искусствовед по образованию, какое-то время работала как фэшн-стилист, а теперь вместе с мужем руководит галереей (хотя и смеется: «Галерея — это сомнительный бизнес, способ тратить, а не зарабатывать»), а также редактирует журнал Black Square, который под ее руководством изменился до неузнаваемости. Это одна из самых красивых пар Москвы, они вместе двенадцать лет и уже стали не просто семьей, а единым художественным целым. Помимо детей и дома, их соединяет современное искусство, огромное, как небо, и тоже одно на двоих.

«Современное искусство — центральная тема нашей жизни, — утверждает Митта. — С ним связано все, чем мы занимаемся: кино, рестораны, выставки. Оно и есть наша жизнь». Художественными выставками, кино про художников и даже ресторанами, полными картин, у нас никого не удивишь, но такая степень интеграции между личной жизнью и общественной, как у Митты с Бакановой, действительно редко встречается. В их новой квартире даже детские полны серьезных взрослых работ: в комнате у задиристого 5-летнего Саши висят Антон Черняк и Павел Пепперштейн, у красующейся длинноногой 8-летней Евы — платок Фернана Леже в рамке и несколько старинных японских гравюр. «Детям полезно жить в современном искусстве как в своей привычной среде», — считает мама. И на вопрос, не слишком ли странно делать уроки, сидя рядом с такими картинами, отвечает: «А мы и родители не обычные. Мы занимаемся странными инсталляциями, размазываем краски, прибиваем дощечки к стенам».

Евгений Митта и Елена Баканова с сыном Сашей и дочерью Евой в библиотеке своей квартиры.

Однако квартира Жени и Лены если и напоминает музей, то отнюдь не атмосферой, а лишь концентрацией произведений искусства: скульптуры Звездочетова повсюду, в гостиной живопись Тер-Оганьяна, Кошлякова, Чтака, в кухне скромно висит акрил Виноградова–Дубосарского, в спальне — работа друга, американца Боба Кушнера. Фотографий, старых и современных, везде без счета. При этом сама квартира не какой-нибудь лофт, открытый всем ветрам, а анфилада старых комнат в старом доме, в старом московском районе. В ней почти не изменена планировка, даже большая часть «родных» перегородок не снесена. Восстановлена лепнина в стиле ар-нуво, отреставрирован паркет, остались высокие филенчатые двери. И самое необыкновенное — в гостиной стоит унаследованный от прежних хозяев рояль. «Люди, у которых мы купили квартиру, — рассказывает Лена, — перед продажей свинтили не только дверные ручки, но и шпингалеты. А рояль оставили. Подозреваю, что вынести его нельзя и что как подняли его после постройки дома в 1904-м году, так он тут и стоит. А мой приятель-француз сказал, что у них есть поверье: камин и рояль — это домовые, живут в домах и охраняют. Велел, чтобы ни в коем случае от рояля не избавлялись».

Лена Баканова у себя в спальне. На стене – «Тремуди» группы «ПГ».

Впрочем, играть некогда — Митта с Бакановой живут, по словам Жени, «как все современные люди». То есть вне дома. «Работаем весь день, — откликается жена. — Приходим ночью, усталые, сразу спать ложимся. Хотя хочется, конечно, ресурс квартиры полнее использовать, какую-то общественную жизнь активизировать дома, гостей чаще приглашать». Пока заходят в основном художники, с которыми галерея работает, ребята из Лениной редакции, партнеры и соавторы Жени по разным проектам — например, Александр Шейн, с которым вместе делается серия документального кино про художников. Но как раз эти люди и довершают картину здешней семейной жизни в окружении современного искусства — этого нового, современного искусства частной жизни.

Саша Шейн, Женин друг и соавтор.

Молодые художники Юлия Застава и Валерий Чтак в гостиной у Митты рядом с работой Валерия «Скажи шиболет».

mita5249_480.jpg

Юлия Застава и Александра Паперно, еще одна из художников галереи, на фоне работы «Марке. Набережная в Ментоне» Авдея Тер-Оганьяна. На Юле: платье из шелка, Maison Martin Margiela. На Александре: платье из шерсти, Moschino.

mita5447_300.jpg

Дома у Митты и Бакановой паркет и лепнина старые, а искусство – новое, авангардное.

mita5438_300.jpgmita5006_300.jpg

Скульптуры «Знай наших» Константина Звездочетова.

Фото: Слава Филиппов. Стиль: Екатерина Федорова. Прически и макияж: Елена Почепцова/TheAgent. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.mita5438_300.jpgmita5006_300.jpg

Скульптуры «Знай наших» Константина Звездочетова.

Фото: Слава Филиппов. Стиль: Екатерина Федорова. Прически и макияж: Елена Почепцова/TheAgent. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.

Скульптуры «Знай наших» Константина Звездочетова.

Фото: Слава Филиппов. Стиль: Екатерина Федорова. Прически и макияж: Елена Почепцова/TheAgent. Ассистент фотографа: Кирилл Пантелеев. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.