Братья по разуму

Виктор Хорстинг и Рольф Снорен категорически 
против того, чтобы их причисляли к искусству, а не к моде. 
VOGUE выяснил почему
Виктор Хорстинг и Рольф Снорен интервью и фото дизайнеров марки Viktor  Rolf | VOGUE

Они могут запутать кого угодно. «На фото Виктор должен стоять слева от меня», — командует Рольф Снорен, входя в кадр в студии на Большой Дмитровке. На нашей фотографии они осваивают роль советских пионеров. И везде Виктор Хорстинг действительно стоит слева от Рольфа. Чтобы не путали? Некоторые простаки ведь до сих пор думают, что дизайнеры марки Viktor & Rolf — близнецы или как минимум родственники (отчасти это правда: голландская парочка работает за одним столом и живет в одном доме последние шестнадцать лет). «Нет, нет, нет. Просто Виктор плохо слышит правым ухом, и я всегда стою слева, чтобы шептать ему на другое ухо, что происходит вокруг», — объясняет Рольф.

Шутка? Истина? В модном мире их называют провокаторами, авангардистами, экспериментаторами, так что выделывать разные фокусы с безупречным лицом — их профессия. Виктор и Рольф — дизайнеры, которым неинтересно продавать белые рубашки или снимать высокооплачиваемых звезд в своей рекламе. «Мы исследуем границы дозволенного. На каждом показе заходим дальше, чем в прошлый раз», — говорят дизайнеры. «Но мы не художники, мы прежде всего делаем моду. Просто думаем, что мода — это больше, чем идеальная футболка или маленькое черное платье. А вот люди часто об этом забывают».

В начале 1990-х Виктор и Рольф, сразу после того как окончили Академию искусств у себя на родине в Арнеме, выпускали коллекции, вдохновленные искусством. Одну даже так и назвали — «Черное квадратное платье». На моделях были наряды с гигантскими острыми плечами, похожие на картину Малевича. В другой раз они развесили пять золотых нарядов на веревке в Галерее Патрисии Дорфман в Париже, чем прославились на весь мир. Но на берега Сены так и не переехали, до сих пор живут в Амстердаме. Это позволяет сохранить очень характерный для пуританской Голландии «трезвый взгляд на вещи» и творческий подход к моде, объясняют они.

На показе коллекции весна–лето 2010 на подиум под живой аккомпанемент певицы Ройзин Мерфи вышли модели в пышных юбках нежно-розового цвета из тюля с дырами на просвет. Пока некоторые на фоне экономического спада копались в архивах марок, Виктор и Рольф ударили по вечерней одежде и театральному шику — сшили смокинги и платья, украшенные плиссированным тюлем. А недавно, на парижской Неделе моды под мелодии и ритмы рейва у них заработала «Гламурная фабрика». На фоне черного задника, украшенного гаечными ключами, цеппелинами, молотами, двутаврами и шестеренками, дизайнеры снимали с модели из 1990-х Кристен Макменами, как с матрешки, вещь за вещью, надевая их на молодых моделей. Смысл: сложно — не значит непрактично. Потом Макменами стали, наоборот, одевать: так, бальная юбка превратилась в жабо поистине шекспировских пропорций. Народ безмолвствовал.

«Интересно наблюдать за тем, как реагируют на наши выдумки журналисты. В прошлый раз они прибежали за кулисы проверять, на самом ли деле вырезаны круги на юбках или это оптический обман, представляете? Но бывает и такое, что мы заходим слишком далеко», — говорит Виктор.

Так было, например, два года назад, когда на всех моделей надели по каркасу из металла и ламп, которые светили прямо им в лицо, или, например, когда белолицых моделей покрасили в черный цвет. Или снарядили моделей световыми установками так, что девушки еле передвигались по подиуму. Правда, в последний раз Макменами тоже жаловалась, что наряд весил в три раза больше, чем она сама.

Выходит, место их творчеству не на подиуме, а на стенах в музее, рядом с «Ночным дозором» их соотечественника Рембрандта? «Согласны, то, что мы делаем, конечно, больше похоже на перформанс, чем на нормальный показ мод. Но от звания художников мы отказываемся, — отвечает Виктор. — Потому что ничего никому не диктуем!»

И тем не менее в Москву нехудожники Виктор и Рольф собираются к осени привезти свою единственную выставку The House of Viktor & Rolf, в которой собраны главные наряды дуэта с 1992 года — в реальном и кукольном размерах. Зимой дизайнеры приезжали проверять, готова ли российская столица к зрелищу. Тут-то мы их и щелкнули. В пионерской позе «Всегда готов!»

Фото: Алексей Киселев. Стилист: Алиса Жидкова. Визажист: Лариса Чивликли. В съемке использованы советские вещи и атрибутика из коллекции Тома Амелина

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.