Зеленый свет

В течение месяца журналист Мария Крижановская ела фермерские продукты и экономила свет. Зачем? Об этом мы узнаем из ее дневника
Экологичный образ жизни Organic фермерские продукты и режим экономии | VOGUE

Перспектива спасти здоровье и планету, тщательно пережевывая пищу и сдавая макулатуру, чрезвычайно соблазнительна. Похвасталась друзьям и знакомым, что по заданию Vogue я перехожу на экологичный образ жизни. Все горячо поддержали инициативу: расскажешь, что получилось, мы тоже хотим. Кое-кто ехидно спросил: «А денег на красивую жизнь тебе выдали? Удовольствие-то недешевое».

Зато — удовольствие!

Неделя первая. Супермены с авоськами

Начинаю с еды. Cамый очевидный элемент эко-моды — иностранные продукты с маркировкой Organic. Стоят они немало даже у себя дома, а доехав через нашу таможню до московских супермаркетов, еще вырастают в цене. Зато в них можно верить. В упаковке, на которой есть американская печать USDA, немецкий шестигранник с буквами BIO, французский знак AB с задорным листочком или окруженный звездами европейский колос, — чистая еда. Без ГМО и искусственных добавок, выращенная с минимальным применением химикатов.

Итак, прихватив советскую авоську вместо пакета из полиэтилена, я объехала несколько магазинов.

Выбор продуктов с экологическими орденами невелик в «Зеленом перекрестке», более разнообразен в «Азбуке вкуса» и довольно богат в «Биомаркете». В основном это бакалея и консервы, что объяснимо: ведь именно ненавистная химия позволяет перевозить на дальние расстояния свежие овощи и молочные продукты. Российская еда, что называется, по определению не подходит под строгое Organic, поскольку у нас отсутствует система сертификации. Консервированные соки и овощи я и раньше не ела, и теперь не хочу. Ладно, сделаю попытку прожить на крупах, макаронах, сухофруктах, маслах и моркови. Ничего, что немецкая овсянка раз в десять дороже хлопьев «Экстра» — на хорошее дело не жалко.

На сайте Всемирного фонда дикой природы WWF собраны советы, как уменьшить свой «экослед» — меньше потреблять ресурсы биосферы. Тест показывает, что лично я загрязняю 6,5 га биологически продуктивной поверхности планеты. «Если бы все жили, как и вы, нам бы понадобилось 3,1 планеты Земля», — упрекает меня фонд. Надеюсь, результаты немного завышены, но все равно постараюсь исправиться. Сортирую накопившуюся дома бумагу. Чистые A4 — для парадных текстов, использованные с одной стороны листы — для черновиков, картон и прочая бумага — для папье-маше. Распечатываю на черновой бумаге найденный в интернете список правильной косметики и бытовой химии. Многие марки присоединились к эко-движению, хотя и с разной степенью энтузиазма. Некоторые, как Nature’s Gate или Lush, не используют компонентов животного происхождения, не проводят тестов на животных и фасуют продукцию в безопасную для природы упаковку. Другие не тестируют на животных — и этого довольно. Перечень занимает шесть страниц и включает в себя продукты всех категорий, от презервативов LifeStyles до стирального порошка Frosch. Я волновалась насчет декоративной косметики. Не придется ли мне красить щеки свеклой, а брови — угольком? Если да, то как бы мне месяц не появляться на людях? Вздох облегчения: от любимого M.A.C ни одного кролика не пострадало.

Некоторые экологические проблемы решаются до смешного просто. Например, нужно подключить все электроприборы к розеткам-«пилотам». Оказывается, даже в спящем режиме наши домашние роботы тянут электричество из сети. Менять привычки сложнее: то и дело забываю выключать воду, пока чищу зубы или намыливаю посуду. Развешиваю у раковин плакаты с напоминанием «ВОДА!» и верю в успех.

Неделя вторая. Домой с небес

Растворимый органический суп мисо с зерновыми экокрекерами осточертел. Настроение не улучшает ни биочай от Hediard (1020 руб. за 150 г), ни органический шоколад. Голод заставал меня днем в городе без экоприпасов в сумочке, и только раз мне повезло: в кафе Le Pain Quotidien часть меню органическая.

Экоусилия, впрочем, тоже не приносят быстрого морального удовлетворения. «И это все? — разочарованно спросила моя подруга, с которой мы вместе выбросили отработавшие батарейки в специальный контейнер в IКЕА. — Никто не пожмет тебе руку и не скажет спасибо за помощь природе?» С ужасом констатирую, что далеко не все лампы в моей квартире можно заменить на энергосберегающие — пострадает дизайн. Купила биоразлагаемые пакеты для мусора на основе кукурузного крахмала. Но что толку, если все равно приходится выносить в них на общую помойку все подряд, в том числе и пластик, и нейлоновые чулки? Капля в море.

Хуже того. Не все советы хочется выполнять. Пересесть, по совету Greenpeace, с автомобиля на мопед мне страшно, на велосипед — смешно, а на метро — очень уж неохота. Решила, что буду выключать двигатель, пока стою в пробке, и чаще подвозить кого-нибудь. А когда сэкономлю достаточно на воде и электричестве, куплю гибридный Lexus, так и быть.

Депрессию усугубляет дыра в бюджете, пробитая экобакалеей, косметикой Dr.Hauschka и вложениями в гаджеты для экономии энергии. Ориентируюсь на одежду из секонд-хенда и семейных запасников. Купила краску для ткани и возродила полинявшую кофту от Vivienne Westwood: теперь ее снова можно носить. Впервые в жизни шью: сделала копию изношенного платья Calvin Klein Jeans на бабушкиной машинке. Если не присматриваться к швам, получилось неплохо. Выбрасывать пока ничего не буду: раз уж кто-то погиб за мою сумку Dior и норковую шубу, пусть эти вещи живут как можно дольше.

Вот еще что. Сейчас самое время попробовать дешевые натуральные методы предков. По-индийски крашу волосы смесью хны и индиго. По-арабски варю карамель из сахара с лимоном и делаю сама себе эпиляцию. По-русски мою жирную посуду горчичным порошком. Делаю бусы из вареного картона с крахмальным клейстером. Даже прочищаю засорившийся слив раковины содой, уксусом и горячей водой. Древние технологии, надо сказать, работают отлично.

Неделя третья. Ближе к земле

Читаю книгу Барбары Кингсолвер «Америка: чудеса здоровой пищи», где описано, как одна американская семья решила переехать в деревню и жить, питаясь только тем, что вырастила сама. Удивляюсь, какую большую часть идеологии органического питания мы изначально упускаем из виду: питание продуктами своей местности, поддержку местной экономики, стремление предотвратить транспортировку продуктов, чтобы уменьшить загрязнение природы. Неужели органически мыслящий россиянин озабочен только тем, чтобы лично в него не попала какая-нибудь химия, а там хоть трава не расти?

Объявление о продаже молочных продуктов я нашла в кришнаитском храме на «Динамо». Яна, в прошлой жизни менеджер, два года назад уехала из Москвы в деревню под Калугой, где ее родственники ведут хозяйство. Заказы принимает через интернет и раз в неделю привозит свежее молоко, творог, сметану и масло. Для ее семьи это средство выжить. Все очень вкусно, но настоящим открытием для меня было молоко. Оно получилось даже дешевле «Можайского», которое я обычно пью.

Из всех, кто предлагает в интернете овощи, выбираю Надежду Десинову (магазин iOrganic). Мне нравится ее лицо на фотографии, да и в ее блоге нет никаких лишних слов. Сама Надежда ничего не растит, только выбирает поставщиков, которые вызывают у нее доверие. Овощи из Подмосковья выращены на экологически чистой земле, привезенной в контейнерах из Франции. Цены такие же, как в моем районном овощном. Помидоры не впечатлили, а вот перцы пахнут очень даже вкусно.

Кроме Яны и Надежды есть и другие люди и компании, которые поставляют в столицу еду из разных областей России («Лавка», «Горчичная поляна», И-МНЕ и т. д.). Хотите увидеть, как делается ваша еда, — можете съездить в хозяйство, оценить на глаз чистоту коровьего вымени, посмотреть медицинские справки и даже помахать лопатой (Стелла Маккартни называет это «зеленым фитнесом»). В некоторых интернет-магазинах деревенской еды такой агротур является стандартной услугой.

Конечно, и в деревенских продуктах есть риск. Пробуя сливочное масло от очередного поставщика, я поняла, почему когда-то масло считалось лакомством. Однако кроме дивного вкуса и аромата я нашла в нем волос. Меня это не смутило (деревня есть деревня), но у кого-то в голове мог бы зажечься сигнал «Биологическая атака». Критики органической еды напоминают, что есть на 100 % натуральные заболевания и паразиты, которые передаются через пищу. Просто благодаря «химии» мы про них забыли.

В любом случае, тенденция к реформам «снизу» мне нравится. По данным Wikipedia, американская organic-индустрия тоже начиналась с того, что потребители стали искать прямой контакт с производителями, чтобы, минуя длинную цепочку компаний, получать чистую еду. Под девизом Know your farmer, know your food («Знаешь своего фермера — знаешь, что ешь») они знакомились с производителями, вникали в тонкости хозяйства, устанавливали стандарты. Может, и нам туда же?

Неделя четвертая. Каждый возделывает свой сад

Друзья-дачники дарят мне свежий салат и редис, выращенные своими руками. Это хорошо. Но чем больше я вникаю в полемику вокруг органического хозяйства и ГМО, тем крепче подозреваю, что правды мне не дознаться. В 2009 году Лондонский институт гигиены и тропической медицины опубликовал обзор всех мировых научных работ по теме органических продуктов. В нем показано: существенной разницы в питательной ценности между промышленной и органической продукцией нет. В том же 2009-м были озвучены итоги еще одного, пятилетнего исследования: «качество продуктов растительного и животного происхождения, выращенных органическим и промышленным способом, существенно различается». Кто оплачивает цифры и проценты? Может быть, до нас долетает эхо войны фермеров США с сельскохозяйственной корпорацией Monsanto, а мы впадаем в паранойю?

Буду ли я продолжать свой эксперимент? Разумеется. Первые мои результаты весьма впечатляющи. Я стала обращать больше внимания на окружающую среду, и она сразу ответила благодарностью. Обмен книгами, который я затеяла в своей школе танца, мне нравится. Он экономит деньги и развивает, а если поможет сохранить леса — будет отлично. Улучшились отношения со старшими родственниками, ведь теперь мы можем беседовать о грядках и банках. Мама рада, что я покупаю деревенский творог на ее долю. Самодельные бусы стали замечательным conversation piece, но бумаги собирается больше, чем нужно на поделки — так что буду сдавать макулатуру. Раскроила еще одно платье. Я немного набрала вес (шутка ли, тестировать белый хлеб и деревенские сливки!), но моя жизнь стала определенно гармоничнее и увлекательнее. Так что присоединяйтесь!

Фото: Tim Walker

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.