Одежда восходящего солнца

Великому Дому моды исполняется 40 лет. Русский VOGUE достает из его архивов платье-кимоно, каракулевую шапку и кашемировый шарф и расспрашивает нынешнего креативного директора Kenzo Антонио Марраса о том, что нас ждет в будущем
Модному дому Kenzo 40 лет история бренда интервью с креативным директором Антонио Маррасом | VOGUE

Накидка и комбинезон из хлопка и шерсти, шляпа из шерсти, перчатки из овчины, все Kenzo.

Прошу прощения, я, наверное, шизофреник…

Милое начало, не правда ли? Отвечая на мои вопросы, Антонио Маррас быстрыми штрихами рисует в своем ежедневнике окно. Блокнот забит вырезанными из журналов картинками, каждая страница — причудливый психоделический коллаж. Допив кофе, Антонио роняет несколько капель тягучей жидкости с чайной ложки на свой набросок. Темные капли падают на бумагу, окрашивая оконную раму, и незатейливый рисунок вдруг приобретает почти художественные очертания.

Милан. Раннее субботнее утро. Но в Circolo Marras — так модельер окрестил свое рабочее пространство (в которое входит и сад с растениями с его любимой Сардинии) — кипит жизнь. Для дизайнера и его команды сейчас горячее время: они работают над новой коллекцией и готовятся к празднованию 40-летнего юбилея Kenzo. Да, с тех пор, когда Кензо Такада создал свой Дом моды, прошло уже четыре долгих десятилетия.

По этому случаю мы отправились в архивы Дома, нашли там самое замечательное из прошлых коллекций, смешали с новыми вещами, а фотограф Мэтт Ирвин для нас все это увековечил на фотопленке. Вышло так, что и жакет из твида, и легинсы с принтом зебры 1986 года, и платье из шелка, усыпанное цветами, 1981 года выглядят едва ли не лучше, чем когда они вышли. Поэтому счастливые обладатели пиджаков с пестрой подкладкой и пальто с набивными цветами могут смело стряхнуть пыль со своего бесценного винтажа (где это сделать? Читайте текст «Вот теперь тебя люблю я» в этом номере Vogue) и отправляться раскрашивать серую от осени Москву. Вещи Kenzo, как и их создатель, с вечной мальчишеской улыбкой на лице, никогда не стареют. Они сшиты для того, чтобы создавать хорошее настроение, а не отражать запросы времени.

Такада родился в 1939 году в провинции Хиого, в деревушке у подножия древнего замка Химейи. Кензо был пятым и последним ребенком в семье. Он впервые заинтересовался модой, читая журналы своих сестер. Потом стал одним из первых студентов токийского Bunka Fashion College, в 1964 году приехал в Париж и в 1970-м открыл свой первый бутик c одеждой Jungle Jap. Такада уже тогда вынашивал планы совершить революцию в мире моды: не зря же дал своему бутику такое название! А оно действительно было «с двойным дном». Jungle Jap: можно понять как «засада в джунглях», а можно — как «япошка из джунглей», причем Jap — не просто сокращение от Japan, а сокращение уничижительное. Вскоре Такада основал собственный Дом моды. Он точно знал, чего хочет: создать свой, особенный стиль, в котором сочетались бы японское и парижское начала. «Кензо всегда был представителем «антикутюр», но он мог сшить традиционное кимоно из лучшего французского трикотажа и вывязать на нем изображение тигра», — утверждает Маррас.

После таких экспериментов земляки назвали Кензо самым западным из всех японских дизайнеров. Смешение разных культур и индивидуальных черт — от скандинавских свитеров до мексиканских накидок, декоративные элементы, заимствованные у американских индейцев, египтян, африканцев, тирольские и боливийские костюмы — он создавал новую географию, не знающую границ. В конце 1970-х Кензо Такада явил миру празднество безудержной фантазии и смешения культур: один из его показов, проводившийся в цирковом шатре, венчал парад наездниц, а сам дизайнер выезжал на слоне. Такада оказался настоящим «фэшн-туристом». В 1986 году он назвал свою коллекцию мужской одежды «Вокруг света за 80 дней».

До России марка доехала только в 1995 году, ее первый бутик открыла компания Bosco di Ciliegi в ГУМе в День милиции 10 ноября. «С тех пор все начало меняться. Новые краски, ткани и люди стали занимать свое место в облике новой Москвы. Kenzo для меня тогда был прорывом. Праздник это был — вот что! Когда открылся Kenzo, газета «Коммерсантъ» вышла с передовицей: «Состоялось главное событие этой осени», – вспоминает Михаил Куснирович. – Теперь таких передовиц не бывает, пообвыклись». Очень скоро, в 1999 году, Такада решил уйти на покой, передав дела Жилю Розье. В августе 2004 года креативным директором компании стал Антонио Маррас.

Внимание парижского Дома моды к дизайнеру с Сардинии привлекла коллекция, при разработке которой Маррас уделил первостепенное внимание орнаментам стран Восточной Европы, особенный успех имели два бордовых платья макси с цветочным принтом. Маррас начал работу в Доме Kenzo с посещения архивов. «Есть люди — так называемые книжные черви. Это я. При виде старых библиотек я впадаю в транс и забываю обо всем на свете», — усмехается Маррас. Чем больше Маррас копался в архивах Kenzo, тем лучше понимал: он и Такада не такие уж разные, как кажется на первый взгляд. Во-первых, у них общая страсть к технике лоскутного шитья и к смешению тканей, во-вторых, они оба — выходцы с островов. В-третьих, в работах и того и другого прослеживается связь с выдающимися произведениями искусства. Кензо черпал вдохновение в полотнах Василия Кандинского и Дэвида Хокни. А в июне в парижской Studio 55 он выставлял серию автопортретов, на которых предстал в кимоно, выполненных из тканей с цветами, птицами и прочими культовыми персонажами его коллекций. А в коллекциях, которые Маррас придумывает для Kenzo, легко узнать мотивы Льва Бакста — насыщенный синий и зеленый цвета, роскошная парча в сочетании с новомодным бохостилем.

В коллекции осень–зима 2010/2011 многоцветная палитра национальных костюмов восточно-европейских стран сочетается с иконописным стилем а-ля Мария Шнайдер из «Последнего танго в Париже». «Я люблю живопись, театр и кино, они всегда становятся частью моей работы, и идеи коллекций Kenzo обычно возникают из образа, книги, картины или фильма. Обожаю Дэвида Линча. Ну разве не здорово было бы увидеть историю Kenzo в стиле «Твин Пикс»? — Антонио улыбается. — С удовольствием посмотрел бы, как режиссер-мистик вроде Линча взглянул бы на Kenzo со своей собственной, революционной точки зрения».

На ближайшее будущее Маррас ставит себе одну-единственную цель — двигать Дом вперед. «Последние семь лет были самыми сложными в моей жизни, но в награду за бессонные ночи и поседевшую голову я получил целую вселенную, мир чудес, — говорит он. — Каждый раз, когда я прихожу в студию Kenzo, чувствую себя как ребенок в магазине игрушек. Есть только я и километры дорогущей парчи и шелка. А если серьезно, то этим юбилеем мы закрываем очередную главу в истории Kenzo и начинаем новую».

Маррас возвращается к своему рисунку. Капли кофе высохли; небрежно начерченная в блокноте оконная рама стала блекло-коричневой. Антонио откладывает ручку в сторону и умолкает, хотя, кажется, на губах его блуждает улыбка. Наверное, сквозь это воображаемое окно путешественник Маррас уже видит новые диковинные страны, умопомрачительные платья, фантастические образы безграничной вселенной Kenzo.

Шарф и жакет из шерсти и хлопка, почно из хлопка,

очки из пластика, ботинки из замши, все Kenzo.

348_RV_09_10_01.p1.jpg

Жакет, жилет и шляпа из твида; топ и легинсы

из шерсти, все коллекция осень-зима 1986, **Kenzo; туфли

из кожи и меха норки, **Christian Louboutin.

350_RV_09_10_01.p1.jpg

Слева: платье из шелка и атласа, шапка из каракуля,

сумка из соломки, все коллекция осень-зима 1981, Kenzo.

На странице справа: платье и шаль из шелка, все

коллекция осень-зима 1982, Kenzo; ботинки из замши,

Kenzo; серьги, золото, бриллианты, Chopard.

352_RV_09_10_01.p1.jpg

Справа: пальто, шарф и шапка из искусственного меха, кардиган и джемпер из шерсти, шарф из шелка и кашемира, все коллекция осень-зима 1979, Kenzo; бра, шорты, пояс из кружева и чулки из лайкры, все Agent Provocateur; ботинки из замши, Kenzo; серьги, платина, бриллианты, изумруды, Cartier.Слева: блузка, брюки и пояс из хлопка и льна, все коллекция весна-лето 1984, Kenzo; серьги, платина, бриллианты, Cartier.

Текст: Anna Battista. Фото: Matt Irwin.Стиль: Victoria Young. Макияж: Hiromi Ueda/Julian Watson. Прически: James Pecis/D+V for Bumble+Bumble. Маникюр: Sophy Robson/Streeters London. Ассистент стилиста: Carlos Nazario. Модель: Ana Beatriz Barros/Elite NY. Ретушь:www.studioprivate.co.uk

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.