You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Красавчик Джони

Новый куратор биеннале Массимилиано Джони несет в Венецию мистику и секс

30 Мая 2013 Кристофер Майкл

Джони позирует в новом музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке HARD Джудит Бернстайн. Пиджак, рубашка, брюки и ботинки, все Trussardi.
Джони позирует в новом музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке HARD Джудит Бернстайн. Пиджак, рубашка, брюки и ботинки, все Trussardi.
Cамому молодому куратору за всю историю Венецианской биеннале Массимилиано Джони в этом году исполняется сорок, но он уже самый занятой человек в арт-мире. Получить аудиенцию у Джони не проще, чем у голливудской звезды. Но когда мы наконец встречаемся в кафе при Итальянском культурном центре в Нью-Йорке, где только что закончилось его очередное выступление, ни усталым, ни отстраненным он не выглядит. Высокий, с чуть тронутыми сединой висками и открытой улыбкой Джони похож на итальянского Кэри Гранта.

К вниманию Джони привык давно. Сначала все удивлялись, когда его, двадцатисемилетнего приезжего в Нью-Йорк из Италии, назначили в 2000 году на пост редактора самого влиятельного журнала о современном искусстве Flash Art. Потом с интересом наблюдали за его работой в Wrong Gallery в Челси: за аренду Джони расплачивался, приглашая знакомых на выставки пейзажиков, которые рисовала дочка хозяина помещения.

Но в 2010 году, получив в свое распоряжение нью-йоркский Новый музей, Джони развернулся по полной программе. Он собрал большую выставку художников из бывших соцстран, перемешав их работы с произведениями современных художников, осмысляющих крах советского блока. Выставку он назвал «Остальгия»: этот термин был придуман после объединения Германии, когда восточные немцы стали тосковать по бескризисной экономике и всеобщему братству ГДР. Критики провозгласили выставку подведением художественных итогов коммунизма, а The New York Times объявила ее главным арт-событием 2011 года. Сразу после этого Джони стал куратором художественного фонда Nicola Trussardi Foundation.

Венецианская биеннале, куратором которой Массимилиано назначили в январе этого года, — президент ярмарки Паоло Баратта заявил тогда, что «Джони привлечет в Джардини еще больше молодых и продвинутых зрителей, чем в рекордном 2011-м», — выглядит высокой, но логичной ступенькой в его стремительной карьере. «Ну это как посмотреть, — говорит Джони. — Я, например, не уверен, что после биеннале у меня все еще будет работа. Если экспозиция окажется неудачной, то я выйду в тираж быстрее, чем вы успеете произнести «Массимилиано».
из
Портрет Алистера Кроули, 1954.

Портрет Алистера Кроули, 1954.

Без названия, Евгений Козлов, холст, смешанная техника, 2004.

Без названия, Евгений Козлов, холст, смешанная техника, 2004.

Без названия, Хильма аф Клинт, холст, масло, золото, 1915.

Без названия, Хильма аф Клинт, холст, масло, золото, 1915.

«Энциклопедический дворец», Марино Аурити, 1950-е.

«Энциклопедический дворец», Марино Аурити, 1950-е.

Видео «Ода», Виктор Алимпиев, 2001.

Видео «Ода», Виктор Алимпиев, 2001.

Его многие не любят, этого итальянского выскочку. За отсутствие специального образования («Когда я учился, в итальянских вузах о профессии «куратор» и не слышали — у меня диплом Болонского уни­верситета по специальности «искусствоведение»), за близкую дружбу с гением-хулиганом Маурицио Каттеланом, который мало кого к себе подпускает. Но самое главное — за готовность назвать искусством все что угодно. «Я взял за правило в каждую экспозицию включать работы художников-маргиналов, самоучек, незаслуженно забытых или никому не известных с самого начала. Я сделал на них ставку на биеннале в корейском Кванджу в 2010 году и собираюсь повторить этот трюк в Венеции».

Утопическая идея одного такого аутсайдера задает тему нынешней биеннале. Основной проект называется «Энциклопедический дворец» и отсылает зрителя к проектам Марино Аурити — этот американец, как и Джони, итальянского происхождения в 1955 году разработал и запатентовал концепцию здания, которое должно было вместить все знания, накопленные человечеством. «Я совсем недавно увидел макет этого сооружения и подумал: «Это же настоящий Ноев ковчег! Идеальная точка отсчета для биеннале». Переосмыслив идею Аурити, Джони решил собрать под одной крышей целую кунсткамеру образов — от ритуальных флагов вуду до абсурдистских скульптур Ричарда Серры и Павла Альтхамера.

Но стремлением угодить любому вкусу, которое владело куратором прошлой биеннале Биче Куригер (она, напомним, нашла место в экспозиции даже Тинторетто), здесь и не пахнет. Джони четко формулирует свои задачи: «Я хочу поговорить со зрителем о месте художника в современном мире. О том, является ли способность создавать образы уделом профессионалов, или любой может преуспеть на этом поприще». Он настаивает, что занимается прежде всего визуальной культурой, а искусство — лишь ее часть. «Ни одну картину сейчас нельзя воспринимать вырванной из контекста. Слишком перенасыщен наш визуальный фон — любое изображение вызывает бесконечно длинную цепочку ассоциаций. И большинство из них не имеют отношения к искусству как таковому. В своем «Энциклопедическом дворце» я попытаюсь структурировать этот информационный поток. Иными словами, выбрать главное и отбросить второстепенное».

Способ, которым Джони собирается отделять зерна от плевел, весьма эксцентричен. Он включил в экспозицию рисунки из «Красной книги» психоаналитика Юнга и карты Таро мистика Алистера Кроули, который в свое время провозгласил себя Зверем 666 и сильно повлиял на поп-культуру XX века. Неужели столоверчение — это наш метод? «Ну почти, — говорит Джони. — Юнг во время создания «Красной книги» был не совсем здоров умственно, так что видел мир иначе, чем все мы, а Кроули вообще все воспринимал через призму своего общения с демоном Айвазом, который продиктовал ему в Каире «Книгу закона». С помощью их «особого мнения» Джони пытается объяснить, как человеческий разум реагирует на изображение и как можно разрушать одни ассоциации и создавать другие. Задача крайне рискованная, так как затрагивает область мистического, которую очень не любят и боятся современные критики.

А еще на биеннале будет много секса. «Для меня этот проект в первую очередь о желании: видеть больше, знать больше, чувствовать больше. И вожделению как идее отведено особое место. В экспозиции будет и Шэрон Хейз с видеоинтервью подростков об их потаенных желаниях, и «Ленинградский альбом» Евгения Козлова — сборник эротических картинок четырнадцатилетнего мальчика, который сидел в запертой комнате и создавал мир, полный разнузданных пубертатных фантазий».

А за какие области познания отвечают остальные русские участники проекта — видеоартист Виктор Алимпиев и фотограф Николай Бахарев? «В Бахереве мне нравится то, что непонятно до конца — делает ли он коммерческие съемки или социально ориентированные произведения искусства. Эта неоднозначность бодрит. Алимпиев, напротив, хорош как пример чистого художника. Он снимает такие совершенные, замкнутые в себе видео, которые не требуют зрителя или интерпретации».

Принцип Ноева ковчега — каждой твари по паре — может казаться слишком поверхностным, но Джони собирает свой бестиарий с невероятной тщательностью и не теряет из виду общей картины. Первый раз за многие годы у зрителей есть шанс получить на Венецианской биеннале проект, сделанный от первого лица, отвечающий на вопросы, которые интересуют лично куратора. Кому, как не итальянскому вундеркинду Массимилиано Джони, с внешностью киноактера и умом инквизитора, ее решать?
Стелла Кесаева
Стелла Кесаева
Выбор комиссара
Стелла Кесаева
Комиссар русского павильона – о том, что она приготовила для посетителей Венецианской биеннале 2013.

В этом году у русского павильона два хозяина – художник Вадим Захаров и Удо Киттельман, директор шести национальных музеев Берлина и один из самых прославленных кураторов. Живущий между Москвой и Кельном Захаров – ученик Андрея Монастырского, чью выставку Россия показала Венеции в прошлый раз, представитель второго поколения русских концептуалистов. Раскрывать тему проекта Захаров и Киттельман до открытия павильона не хотят, но говорят, что он будет посвящен вечным брендам в искусстве.
из
«Фонтан Aqua Sacra», Вадим Захаров, 1992.

«Фонтан Aqua Sacra», Вадим Захаров, 1992.

«Приключение 3: сражение с мельницей», Вадим Захаров, 1996.

«Приключение 3: сражение с мельницей», Вадим Захаров, 1996.

«История русского искусства от русского авангарда до московской концептуальной школы», Вадим Захаров, 2003.

«История русского искусства от русского авангарда до московской концептуальной школы», Вадим Захаров, 2003.

«Автор – монумент утопии», Вадим Захаров, 2006.

«Автор – монумент утопии», Вадим Захаров, 2006.

СТИЛЬ: MELANEY OLDENHOF. ГРУМИНГ: CAROLINA DALI/SEE MANAGEMENT. АССИСТЕНТЫ ФОТОГРАФА: MAURICIO LOPEZ, KIT LEUZARDER. ПРОДЮСЕР: ELENA SEROVA. РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ НОВЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В НЬЮ-ЙОРКЕ ЗА ПОМОЩЬ В ПРОВЕДЕНИИ СЪЕМКИ.

еще в разделе Журнал

Письмо редактора: Даша Жукова

Письмо редактора: Даша Жукова

Приглашенный редактор арт-номера VOGUE рассказала о том, что ее вдохновляет

Водный стадион

Водный стадион

Cпортивные купальники в ретростиле – с широким топом, белыми кантами или слитные с разрезами – для физкультурниц нового миллениума

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Мода для искусства
Афиша

Мода для искусства

Открытие нового здания Музея американского искусства Уитни состоится при финансовой поддержке Max Mara


самое популярное

Произведения искусства итальянских ювелиров Damiani
Украшения Произведения искусства итальянских ювелиров Damiani

Достойные выставляться в Историческом музее в сердце Москвы

Свадебное платье Амаль Клуни и другие творения Оскара де ла Ренты в Хьюстоне
Афиша Свадебное платье Амаль Клуни и другие творения Оскара де ла Ренты в Хьюстоне

За подготовку выставки лично отвечал большой друг дизайнера Андре Леон Телли


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru