You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Марина у Цветаева

Новый директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак — о моде как искусстве, будущих выставках и о том, как любовь помогает карьере

9 Декабря 2013 Сурия Садекова

Платье из ацетата с полиэстером, колье из пластика и металла со стразами, все Marni; колготки, Wolford; кожаные ботинки, Celine.
Платье из ацетата с полиэстером, колье из пластика и металла со стразами, все Marni; колготки, Wolford; кожаные ботинки, Celine.
«Cейчас я чувствую себя водолазом на большой глубине, не рыбой в своей стихии, а именно водолазом в скафандре, сковывающем движения. Я еще не все понимаю и пока не всегда позволяю себе делать то, что считаю правильным», — признается директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. Всегда улыбчивая («Только не делайте из меня старую балерину», — смеялась она, когда на съемке мы стянули ей волосы в тугой пучок), перед камерой она тоже будто в скафандре — позировать непривычно и, хотя дело происходит в понедельник, когда залы Пушкинского пусты, неловко. Через полчаса Марина начинает вежливо откланиваться, но, видя наши умоляющие взгляды, возвращается в кадр. «Есть у меня такая черта — нетерпеливость. Приходите к нам на Ман Рэя, — приглашает она фотографа и, заговорив об искусстве, тут же забывает, что стоит перед камерой. — Мы будем развивать наш отдел фотографии, но станем делать упор на фотографию XIX века, которая прекрасно будет работать с коллекцией импрессионистов». 

Когда Марина сменила на посту «вечную» Ирину Александровну Антонову, у назначения нашлись и критики, и приверженцы. Первые сетовали, что у Лошак, окончившей Одесский университет по специальности «классическая филология», нет специального образования и опыта работы. Аргументы оптимистов: она прогрессивная, открыта как разным видам искусства, так и новейшим музейным технологиям. Вспоминая о галерейном прошлом Лошак, критики несправедливо забывают, что несколько лет Марина трудилась в Литературном музее Одессы, затем в музее Маяковского, стояла у истоков создания первых российских корпоративных коллекций искусства, курировала собрание банка «Столичный». Позже были Московский центр искусств и Галереи Гари Татинцяна, создание в паре с Марией Салиной галереи «Проун» и руководство Манежем, откуда стараниями Лошак ушли выставки шуб и меда, а вместо них начала работать Московская биеннале современного искусства. 

Напарница по галерее «Проун» Мария Салина считает, что секрет блестящей карьеры Лошак в гибкости: «Она знает, как к каждому найти подход, где-то мягкая, где-то требовательная, но всегда настойчивая. Она и дома такая. Ее мнение на семейном совете очень весомо, при этом она нежная мама для дочки (тележурналиста Анны Монгайт) и бабушка для своего пятилетнего внука Матвея и часто проводит с ним выходные. Может быть, дело в йоге или просто в счастливом характере». «Моя история простая, — не спорит Лошак. — И заключается в том, что с двадцати лет я живу в браке с единственным мужчиной (журналист Виктор Лошак. — Прим. VOGUE) всю свою жизнь. Все секреты моих успехов, профессиональных и личных, заключаются в том, что все строится на любви и взаимопонимании. Все всем прощается». 

Марина — человек позитива, она живет в любви к семье, детям, искусству и, не примите это за пафос, к России. Масштаб задач, с которым придется столкнуться новому директору музея, наверняка позволит проверить и закалить этот позитив. Во-первых, реконструкция старых и постройка новых зданий музея. Проект Нормана Фостера отменен, наняты французы. «Они поселили во мне зерно сомнения, — рассказывает Марина. — Говорят: «Почему самое ценное, что есть в музее, — коллекция импрессионистов, — не может быть выставлено в основном здании?» (Последние годы, по задумке Ирины Антоновой, она убрана туда, где некогда был Музей личных коллекций.) Я им отвечаю, что это совершенно невозможно. А сама думаю: почему я так в этом уверена? С другой стороны, в главном здании за сто лет ничего не изменилось. Здесь родные окна, родные двери, и я хотела бы его просто отреставрировать без всяких изменений. И было бы прекрасно само здание со всем его содержимым сделать инсталляцией, создать такой образ музея в музее». 
Шерстяное пальто, Celine; колготки, Wolford; туфли из лакированной кожи, Dries Van Noten; колье из пластика и металла, Marni
Шерстяное пальто, Celine; колготки, Wolford; туфли из лакированной кожи, Dries Van Noten; колье из пластика и металла, Marni
Первоначально у ГМИИ не было никаких предпосылок занять достойное место в музейной табели о рангах. Профессором Цветаевым (старые москвичи так и называют музей — не «Пушкинский», а «Цветаевский») он создавался лишь как учреждение, призванное помочь студентам познать азы искусства. Фонды музея складывались спонтанно, путем объединения и расчленения других коллекций и собраний. За полвека руководства Антоновой удалось вывести его в первые ряды, поставив на одну ступень с крупнейшими мировыми музеями. Ее проекты семидесятых и восьмидесятых годов — «Москва–Париж», коллекции Дрезденского музея, Пикассо, Гоген — были прорывом: советским людям, лишенным свободы передвижения, показывали лучшие образцы мировой культуры. И сейчас главная задача Марины Лошак — вернуть музею центральную роль во всей культурной жизни страны. «СМИ представляют наш музей как музей импрессионистов, в котором есть еще и старые мастера, — говорит Лошак. — А ведь здесь фантастическая коллекция искусства Востока, археология, широкая палитра искусства XIX века. Да, есть некие лакуны, а есть очень сильные брендовые стороны. И надо найти баланс, сделать универсальный музей, где человек должен получить представление о мировой культуре». 

Планы на ближайшие годы почти составлены. Будет выставка, посвященная английскому пейзажу из галереи Tate: «Oна логически продолжит такие блокбастеры музея, как «Прерафаэлиты» или ретроспективу Уильяма Блейка». Английскую тему разовьют ретроспективы Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона. Уже есть договоренности о выставках французских живописцев Жюля Паскина и Цугухару Фудзиты. Кроме экспозиций в классическом смысле слова Марина придумала абсолютно новую для музея историю. «У нас красивое пространство, и мы будем стараться обыгрывать его, включать в него произведения современного искусства. Француз Даниель Бюрен представит свои произведения вместе с экспонатами эпохи Средневековья. Следующий на очереди — британский скульптор Рон Мьюек с его гипертрофированно большими фигурами». 

В последние годы Пушкинский славился выставками моды — эта традиция будет продолжена. После Dior и Chanel приедет выставка Аззедина Алайи («последнего из ныне живущих великих кутюрье»). Лошак не скрывает своей любви к моде: «Я отношусь к ней как к важному инструменту, с помощью которого проявляется индивидуальность. Тот, кто связан с искусством, не имеет права игнорировать моду. Мода — это абсолютный объект искусства». Что до ее личного образа, то он давно сложился. «Я не чувствую себя строгой элегантной женщиной, мне нужно быть артистичной, а артистизм требует самоиронии. И дизайнеров я люблю с чувством юмора: Вивьен Вествуд, Консуэло Кастильони для Marni, Дриса ван Нотена». 

Пока на работу Марина ходит в строгом костюме и белой рубашке, но на открытии юбилейной выставки Валентина Юдашкина была в кедах и пиджаке Maison Martin Margiela. Продолжая ее собственную метафору: еще не рыба, но уже и не водолаз.

Декабрьские вечера: лучшие выставки месяца
«Отечество мое в душе моей»
Триумф и трагедия русского авангарда по обе стороны железного занавеса. 
ГМИИ им. А. С. Пушкина, с 3 декабря
Мауриц Эшер
Сотня знаменитых картин-обманок и неизвестных работ голландского авангардиста.
ММСИ на Петровке, с 9 декабря
Russia in VOGUE
Лучшие снимки России и русских за сто двадцать лет истории VOGUE. 
Мультимедиа Арт Музей, с 2 декабря
Реконструкция
Новейшая история современного русского искусства – с 1996 по 2000 год – в лицах и инсталляциях.
Фонд «Екатерина», с 17 декабря
Британское серебро
Идеальный файф-о-клок – столовое серебро и украшения времен королевы Виктории.
Эрмитаж, с 6 декабря

СТИЛЬ: ПОЛИНА ЛАДОНЩИКОВА. ПРИЧЕСКА И МАКИЯЖ: МАРИНА РОЙ. АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: ФАРИДА МАМИШЕВА. АССИСТЕНТ ПАРИКМАХЕРА И ВИЗАЖИСТА: ЮЛИЯ ИСАЕВА. ПРОДЮСЕР: ЕЛЕНА СЕРОВА. АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: ВАЛЕРИЯ ШКОЛЯР.

еще в разделе Журнал

Корона империи

Корона империи

Золотой и красный — два главных цвета нового года. Аксессуары и украшения вторят рубиновым звездам над Кремлем

Новая коллекция

Новая коллекция

Хозяйка шоу-рума «Ли-Лу» Оксана Бондаренко считает, что интерьер, как и мода, живет движением вперед. Ее собственный дом — тому доказательство

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Мода для искусства
Афиша

Мода для искусства

Открытие нового здания Музея американского искусства Уитни состоится при финансовой поддержке Max Mara


самое популярное

Мир после антиутопии в нарядах Gyunel Couture
Новости Мир после антиутопии в нарядах Gyunel Couture

Коллекция, вдохновленная романом Джорджа Оруэлла «1984»

Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд
Новости Победитель конкурса L’Oréal Professionnel создает образцовый клубничный блонд

Парикмахер-стилист Алексей Нагорский создает клубничную красоту с помощью красителя #Colorfulhair


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru