You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Марина у Цветаева

Новый директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак — о моде как искусстве, будущих выставках и о том, как любовь помогает карьере

9 Декабря 2013 Сурия Садекова

Платье из ацетата с полиэстером, колье из пластика и металла со стразами, все Marni; колготки, Wolford; кожаные ботинки, Celine.
Платье из ацетата с полиэстером, колье из пластика и металла со стразами, все Marni; колготки, Wolford; кожаные ботинки, Celine.
«Cейчас я чувствую себя водолазом на большой глубине, не рыбой в своей стихии, а именно водолазом в скафандре, сковывающем движения. Я еще не все понимаю и пока не всегда позволяю себе делать то, что считаю правильным», — признается директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак. Всегда улыбчивая («Только не делайте из меня старую балерину», — смеялась она, когда на съемке мы стянули ей волосы в тугой пучок), перед камерой она тоже будто в скафандре — позировать непривычно и, хотя дело происходит в понедельник, когда залы Пушкинского пусты, неловко. Через полчаса Марина начинает вежливо откланиваться, но, видя наши умоляющие взгляды, возвращается в кадр. «Есть у меня такая черта — нетерпеливость. Приходите к нам на Ман Рэя, — приглашает она фотографа и, заговорив об искусстве, тут же забывает, что стоит перед камерой. — Мы будем развивать наш отдел фотографии, но станем делать упор на фотографию XIX века, которая прекрасно будет работать с коллекцией импрессионистов». 

Когда Марина сменила на посту «вечную» Ирину Александровну Антонову, у назначения нашлись и критики, и приверженцы. Первые сетовали, что у Лошак, окончившей Одесский университет по специальности «классическая филология», нет специального образования и опыта работы. Аргументы оптимистов: она прогрессивная, открыта как разным видам искусства, так и новейшим музейным технологиям. Вспоминая о галерейном прошлом Лошак, критики несправедливо забывают, что несколько лет Марина трудилась в Литературном музее Одессы, затем в музее Маяковского, стояла у истоков создания первых российских корпоративных коллекций искусства, курировала собрание банка «Столичный». Позже были Московский центр искусств и Галереи Гари Татинцяна, создание в паре с Марией Салиной галереи «Проун» и руководство Манежем, откуда стараниями Лошак ушли выставки шуб и меда, а вместо них начала работать Московская биеннале современного искусства. 

Напарница по галерее «Проун» Мария Салина считает, что секрет блестящей карьеры Лошак в гибкости: «Она знает, как к каждому найти подход, где-то мягкая, где-то требовательная, но всегда настойчивая. Она и дома такая. Ее мнение на семейном совете очень весомо, при этом она нежная мама для дочки (тележурналиста Анны Монгайт) и бабушка для своего пятилетнего внука Матвея и часто проводит с ним выходные. Может быть, дело в йоге или просто в счастливом характере». «Моя история простая, — не спорит Лошак. — И заключается в том, что с двадцати лет я живу в браке с единственным мужчиной (журналист Виктор Лошак. — Прим. VOGUE) всю свою жизнь. Все секреты моих успехов, профессиональных и личных, заключаются в том, что все строится на любви и взаимопонимании. Все всем прощается». 

Марина — человек позитива, она живет в любви к семье, детям, искусству и, не примите это за пафос, к России. Масштаб задач, с которым придется столкнуться новому директору музея, наверняка позволит проверить и закалить этот позитив. Во-первых, реконструкция старых и постройка новых зданий музея. Проект Нормана Фостера отменен, наняты французы. «Они поселили во мне зерно сомнения, — рассказывает Марина. — Говорят: «Почему самое ценное, что есть в музее, — коллекция импрессионистов, — не может быть выставлено в основном здании?» (Последние годы, по задумке Ирины Антоновой, она убрана туда, где некогда был Музей личных коллекций.) Я им отвечаю, что это совершенно невозможно. А сама думаю: почему я так в этом уверена? С другой стороны, в главном здании за сто лет ничего не изменилось. Здесь родные окна, родные двери, и я хотела бы его просто отреставрировать без всяких изменений. И было бы прекрасно само здание со всем его содержимым сделать инсталляцией, создать такой образ музея в музее». 
Шерстяное пальто, Celine; колготки, Wolford; туфли из лакированной кожи, Dries Van Noten; колье из пластика и металла, Marni
Шерстяное пальто, Celine; колготки, Wolford; туфли из лакированной кожи, Dries Van Noten; колье из пластика и металла, Marni
Первоначально у ГМИИ не было никаких предпосылок занять достойное место в музейной табели о рангах. Профессором Цветаевым (старые москвичи так и называют музей — не «Пушкинский», а «Цветаевский») он создавался лишь как учреждение, призванное помочь студентам познать азы искусства. Фонды музея складывались спонтанно, путем объединения и расчленения других коллекций и собраний. За полвека руководства Антоновой удалось вывести его в первые ряды, поставив на одну ступень с крупнейшими мировыми музеями. Ее проекты семидесятых и восьмидесятых годов — «Москва–Париж», коллекции Дрезденского музея, Пикассо, Гоген — были прорывом: советским людям, лишенным свободы передвижения, показывали лучшие образцы мировой культуры. И сейчас главная задача Марины Лошак — вернуть музею центральную роль во всей культурной жизни страны. «СМИ представляют наш музей как музей импрессионистов, в котором есть еще и старые мастера, — говорит Лошак. — А ведь здесь фантастическая коллекция искусства Востока, археология, широкая палитра искусства XIX века. Да, есть некие лакуны, а есть очень сильные брендовые стороны. И надо найти баланс, сделать универсальный музей, где человек должен получить представление о мировой культуре». 

Планы на ближайшие годы почти составлены. Будет выставка, посвященная английскому пейзажу из галереи Tate: «Oна логически продолжит такие блокбастеры музея, как «Прерафаэлиты» или ретроспективу Уильяма Блейка». Английскую тему разовьют ретроспективы Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона. Уже есть договоренности о выставках французских живописцев Жюля Паскина и Цугухару Фудзиты. Кроме экспозиций в классическом смысле слова Марина придумала абсолютно новую для музея историю. «У нас красивое пространство, и мы будем стараться обыгрывать его, включать в него произведения современного искусства. Француз Даниель Бюрен представит свои произведения вместе с экспонатами эпохи Средневековья. Следующий на очереди — британский скульптор Рон Мьюек с его гипертрофированно большими фигурами». 

В последние годы Пушкинский славился выставками моды — эта традиция будет продолжена. После Dior и Chanel приедет выставка Аззедина Алайи («последнего из ныне живущих великих кутюрье»). Лошак не скрывает своей любви к моде: «Я отношусь к ней как к важному инструменту, с помощью которого проявляется индивидуальность. Тот, кто связан с искусством, не имеет права игнорировать моду. Мода — это абсолютный объект искусства». Что до ее личного образа, то он давно сложился. «Я не чувствую себя строгой элегантной женщиной, мне нужно быть артистичной, а артистизм требует самоиронии. И дизайнеров я люблю с чувством юмора: Вивьен Вествуд, Консуэло Кастильони для Marni, Дриса ван Нотена». 

Пока на работу Марина ходит в строгом костюме и белой рубашке, но на открытии юбилейной выставки Валентина Юдашкина была в кедах и пиджаке Maison Martin Margiela. Продолжая ее собственную метафору: еще не рыба, но уже и не водолаз.

Декабрьские вечера: лучшие выставки месяца
«Отечество мое в душе моей»
Триумф и трагедия русского авангарда по обе стороны железного занавеса. 
ГМИИ им. А. С. Пушкина, с 3 декабря
Мауриц Эшер
Сотня знаменитых картин-обманок и неизвестных работ голландского авангардиста.
ММСИ на Петровке, с 9 декабря
Russia in VOGUE
Лучшие снимки России и русских за сто двадцать лет истории VOGUE. 
Мультимедиа Арт Музей, с 2 декабря
Реконструкция
Новейшая история современного русского искусства – с 1996 по 2000 год – в лицах и инсталляциях.
Фонд «Екатерина», с 17 декабря
Британское серебро
Идеальный файф-о-клок – столовое серебро и украшения времен королевы Виктории.
Эрмитаж, с 6 декабря

СТИЛЬ: ПОЛИНА ЛАДОНЩИКОВА. ПРИЧЕСКА И МАКИЯЖ: МАРИНА РОЙ. АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: ФАРИДА МАМИШЕВА. АССИСТЕНТ ПАРИКМАХЕРА И ВИЗАЖИСТА: ЮЛИЯ ИСАЕВА. ПРОДЮСЕР: ЕЛЕНА СЕРОВА. АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: ВАЛЕРИЯ ШКОЛЯР.

еще в разделе Журнал

Корона империи

Корона империи

Золотой и красный — два главных цвета нового года. Аксессуары и украшения вторят рубиновым звездам над Кремлем

Новая коллекция

Новая коллекция

Хозяйка шоу-рума «Ли-Лу» Оксана Бондаренко считает, что интерьер, как и мода, живет движением вперед. Ее собственный дом — тому доказательство

комментарии / 0

оставить комментарий

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Мода для искусства
Афиша

Мода для искусства

Открытие нового здания Музея американского искусства Уитни состоится при финансовой поддержке Max Mara


самое популярное

Все, что нужно знать об оливковом масле
Новости Все, что нужно знать об оливковом масле

Нестандартные способы использования привычного продукта


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru