You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Журнал

Наследник престола

Сергея Полунина называют новым Нуреевым, анфан террибль русского балета. Согласен ли он с таким амплуа в жизни и на сцене, танцовщик рассказал VOGUE

28 Июня 2014 Анна Федина

Смокинг из хлопка с люрексоми атласа, Saint Laurent by Hedi Slimane; брюки, Grishko; шелковый платок, Dries Van Noten

На июльскую премьеру балета британского классика Кеннета Макмиллана «Манон» в Музыкальном театре им. Станиславского билетов уже не достать. Еще бы — главную мужскую партию танцует Сергей Полунин. Бывший премьер Ковент-Гарден, обладатель скандальной биографии, яркой харизмы и высочайшей техники, чей переезд в Москву два года назад стал не меньшей сенсацией, чем контракт Дэвида Холберга с Большим театром, станцует юного кавалера де Грие, влюбленного в девицу Манон, которую алчный брат хочет сбагрить пожилому завсегдатаю игорных заведений.


Этим летом куртизанки и девушки сомнительной морали вообще правят бал на главных сценах страны: в Большом идет «Дама с камелиями» Джона Ноймайера, в Мариинке — «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона, и сам приезжающий на гастроли Ковент-Гарден везет в Москву оригинальную версию «Манон», в которой три года назад танцевал Сергей. «Мой герой — слабый, бесхарактерный. У него девочку отнимают, а он не сопротивляется! Но, может быть, я открою в нем что-то новое. Мне был двадцать один год, когда я танцевал де Грие в Лондоне, в таком возрасте хочется на сцене рвать и метать. А теперь я попробую по-другому все это обыграть», — говорит Полунин, полулежа в футболке с черепом и черных трениках на ступеньках запасного выхода Музыкального театра им. Станиславского.


Для Игоря Зеленского, который руководит здесь балетом, важно даже не состязание с Большим. Партия кавалера де Грие — равно сложная технически и актерски: по ходу дела главный герой превращается из мальчика в мужа. В классическом балете не так много постановок, где мужчина работал бы на равных с женщиной, так что Зеленский, который формирует репертуар труппы под ее главную звезду — Сергея Полунина, — не случайно второй раз подряд делает ставку на балеты Кеннета Макмиллана.


Хлопковая майка, Haider Ackermann; брюки из кожи и замши, Versace; серебряная подвеска, надетая как браслет, Dior Homme; кольцо из позолоченного серебра с желтыми сапфирами и браслеты из тигрового глаза и из кожи, все Stephen Webster

Прошлой весной поставленный в Театре им. Станиславского «Майерлинг» все того же Макмиллана номинировался на две «Золотые маски», а критика захлебывалась восторгом от актерской работы Полунина, чей кронпринц Рудольф из капризного ребенка в финале оборачивается безумцем, для которого самоубийство, похоже, единственный выход из мрака. «Документальная кинематографичность», «достоверность психологических деталей», «жесткая хроника саморазрушения личности» — о Полунине писали, будто он Джон Малкович, не меньше. Безупречность танца, естественного и безусильного, констатировалась как нечто само собой разумеющееся. «После Королевского балета культура танца у него выше, чем у любого из наших», — не скупится на по­хвалы балетный критик «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова.


Полунин родился в 1989 году в украинском Херсоне. Вместе с мамой в десять лет уехал в Киев в хореографическое училище — деньги на аренду однокомнатной квартиры присылали папа и бабушка, отправившиеся на заработки в Европу. Талантливые мальчики в балете всегда нарасхват, поэтому в тринадцать лет Сергей уже учился в балетной школе Уайт-Лодж в Лондоне, самостоятельно осваивал английский и все свободное время проводил на репетициях. По натуре он всегда был замкнутый, к тому же в Англии его определили в класс с мальчиками на два года его старше. «Мне и персонажи одинокие нравятся... «Маленький принц» или «Робинзон Крузо», — задумчиво говорит Полунин. — Я вообще-то читал не много, но когда читал, мне настолько нравились книги и я в них так глубоко погружался, что страшно становилось».


В девятнадцать он стал самым молодым премьером Ковент-Гарден за всю историю королевской труппы. Балет как армия: жесткая дисциплина. Тем громче был скандал, когда спустя три года молодой премьер прямо посреди репетиции ушел со сцены и не вернулся. О своем побеге он и сегодня вспоминает с явным удовольствием: «Как говорил Стив Джобс, если ты четыре дня подряд просыпаешься с мыслью, что тебе не хочется идти на работу, не ходи. Пока молодой, надо пробовать новое. Став премьером в Лондоне, понимаешь, что это вообще не то, чего ты хотел». А чего хотел? «Полной свободы, много денег, по морю ходить на яхте, в рекламе сниматься, в кино — в общем, быть большим селебрити, — на полном серьезе отвечает Полунин. — Ничего такого не случилось, и я понял, что надо отсюда двигаться».


Шелковая рубашка, Versace; брюки, Haider Ackermann; серебряная подвеска, Dior Homme; кольцо из позолоченного серебра с желтыми сапфирами, браслеты из тигрового глаза и из кожи, все Stephen Webster

Он не первый редкостно одаренный танцовщик, который, не захотев встраиваться в сложную театральную иерархию, со­вершил прыжок к свободе. Забавно, что в отличие от Барышникова и Нуреева, в XXI веке прыгать пришлось с Запада на Восток. «В России больше свободы, чем где-либо, даже если не все в это верят, — говорит Сергей. — Знаете, как говорят: русский может уехать из России, но Россия из русского — никогда. Что-то здесь есть такое, что необходимо русскому человеку».


Бросив Ковент-Гарден, Полунин приехал в Москву, победил в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура» и принял приглашение от Музыкального театра им. Станиславского, где нашел мудрого и терпеливого ментора в лице Игоря Зеленского. Худрук дал ему и право не ходить на общие репетиции, и свободу выступать в разных театрах, а не сидеть на месте. Среди профессионалов к взбалмошному премьеру отношение неоднозначное: его называют «исключительным», но «ненадежным» и «ведущим беспорядочный образ жизни». Сергей ночные похождения не отрицает, но уточняет: «Обычно мы идем в клуб после спектакля — на сцене происходит такой выброс адреналина, что все равно сразу не заснешь. А на следующий день всегда выходной».


Он не скрывает, что в Лондоне его лучшим другом был гангстер Энтони Ламмин, темнокожий американец, три раза сидевший — и не за ограб­ление старушек, а за серьезные войны группировок, вместе с которым они держали тату-салон на окраине города. «Мне интересно находить хорошее в людях, про которых все говорят, что они плохие, — говорит Полунин. — Когда пару лет назад в Лондоне крушили витрины, я знал человек двадцать из тех, кого тогда полиция разыскивала. Это нормальные ребята, с семьей, детьми, но просто не могли пропустить такое событие. Меня волнует грань между легальным и нелегальным. Сам я никогда не пойду воровать, но находиться рядом с такими людьми интересно».


Хлопковая майка, Ann Demeulemeester

В Лондоне у Полунина осталась и бывшая возлюбленная. Роман с балериной Хелен Кроуфорд из Royal Opera House закончился незадолго до его ухода из лондонского театра. «Когда обжигаешься, расставшись с человеком, не хочется сразу влюбляться, нужно быть аккуратнее, — говорит Сергей. — Когда переезжаешь в другую страну, физически не хватает времени на серьезную любовь. Прежде всего нужно сконцентрироваться на балете». Шансы заполучить Полунина у девушек, не умеющих стоять на пуантах, невелики: «Привыкаешь к балетному стандарту. И все остальные кажутся странными — мышц тут и там не хватает».


Свои планы на будущее Сергей не раскрывает, ограничиваясь намеками, что с сентября начнутся проекты и в Большом, и в Мариинке, и, возможно, в Лондоне. Через два года Игорь Зеленский станет худруком Баварского балета, так что работа в Германии Сергею тоже найдется: «Уезжать насовсем я не собираюсь, но было бы неплохо, например, танцевать там десять спектаклей в год».


Ходили, правда, слухи, что он и в Москве был на грани того, чтобы уйти и не вернуться. «Да, весной хотелось все бросить. Видимо, я просто зациклился на себе: там мне что-то пообещали и не сделали, тут не позвонили, в общем, я, я, я... Но однажды утром вышел на балкон, свет был какой-то странный, простоял там два часа, и меня как стукнуло: не будь дураком, ты вообще пони­маешь, что такое дружба, что в жизни важно и что приносит счастье? И когда я об этом задумался, все сразу встало на свои места. Я в театр стал ходить с удовольствием, и предложения со всех сторон посыпались. Будто все ждало, в какую я сторону уйду: в эгоистичную или нет».


Брюки, Dries Van Noten; шарф, Michele Binda; ремень, Ann Demeulemeester; подвеска, надетая как браслет, Dior Homme; браслет из кожи и серебра, Bottega Veneta; браслет из тигрового глаза и серебра с сапфирами, браслеты из кожи, все Stephen Webster


Не такой уж он безответственный и взбалмошный. Но точно единственный, кто может заявить: «Балет не вершина. Танец — это хорошая база, которую нельзя терять, но от которой можно отталкиваться. Утром и вечером стой у станка, а днем делай что хочешь. Я же занимался до балета гимнастикой, а после, думаю, у меня получится сыграть в кино. В лентах типа «Рэмбо», «Рокки». Мои кумиры — Сталлоне, Микки Рурк, им даже меняться не надо, встал в кадр — уже хорошо. У нас в России все кино грустное, а по-моему, хороший фильм — это шанс сбежать от повседневности».


Осенью Сергей будет сниматься со своим кумиром Микки Рурком в фильме про звезду регби — голливудский хулиган сам написал сценарий и пригласил Сергея. Впрочем, одна заветная мечта у Полунина все-таки есть и в балете — это партия Спартака. «Вот где можно оторваться и телом, и душой. Я все детство пересматривал спектакль с Владимиром Васильевым. Зеленский предлагал мне станцевать Спартака в Новосибирске, но я считаю, что какие-то роли надо оставлять на ­потом. А то будет совсем неинтересно».




СТИЛЬ: СВЕТЛАНА ТАНАКИНА. ПРИЧЕСКА: КОНСТАНТИН КОЧЕГОВ. ГРУМИНГ: АЛЕКСЕЙ МОЛЧАНОВ/LANCÔME. АССИСТЕНТЫ ФОТОГРАФА: МИХАИЛ КОВЫНЕВ, ДЕНИС АВРАМЕНКО. АССИСТЕНТЫ СТИЛИСТА: КАТЕРИНА ЗОЛОТОТРУБОВА, МАРИЯ КОЛОСОВСКАЯ. ПРОДЮСЕР: ЕЛЕНА СЕРОВА. АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: ВАЛЕРИЯ ШКОЛЯР. РЕДАКЦИЯ VOGUE БЛАГОДАРИТ САЛОН PARK AVENUE ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ДЛЯ СЪЕМКИ МЕБЕЛЬ, «ГАЛЕРЕЮ ИНТЕРЬЕРА CHARLES.CAMERON» ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ СЪЕМКИ ПОДУШКИ И THE RUG COMPANY ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ СЪЕМКИ КОВРЫ.

комментарии

подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad