You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Ну вот и Джон

Джон Гальяно — в Москве: теперь он арт-директор сети «Л’Этуаль». VOGUE встре­тил­ся с дизайнером и узнал, что привело его в Россию

6 Июля 2014 Анастасия Соколова

В ожидании встречи с Джоном Гальяно в столичной гостинице «Украина» я вспоминаю слова Линды Евангелисты, ближайшей подруги дизайнера и первой, кто навестил его в реабилитационном центре, куда он попал сразу после скандала 2011 года: «Если в комнату входит Джон и на нем не надето нечто необычное, я знаю — что-то не так. И надеюсь никогда не увидеть его в рубашке поло, джинсах и с короткой стрижкой». Что же на нем будет сегодня? Услышав от кого-то из ассистентов, что между черным костюмом и розовым он выбрал черный, пугаюсь. Я, как и Линда, не хочу вместо великого фантазера и волшебника увидеть человека из толпы. Но вот появляется Гальяно — веселый, энергичный, — и меня отпускает: на нем костюм на голое тело, длинный шарф с бахромой и люрексом в духе 1920-х годов, рокерские ботинки, волосы гривой. «Позитивно? Ты хочешь, чтобы я выглядел позитивно?» — иронизирует он во время съемки над комментарием фотографа — тот хочет, чтобы Гальяно улыбался, и использует именно это слово, чтобы его поддразнить. Смеется, позирует, двигаясь перед объективом во всем известной, множество раз виденной нами на подиуме манере танцора фламенко — это не мы вдохновляем его, чтобы проще было войти в образ, а он нас. 

Гальяно невероятно дружелюбен, на прощание жмет всей съемочной команде руки и, не дожидаясь моего вопроса, с ходу начинает рассказывать. 

— Контракт был только-только подписан, а мне уже звонили мои друзья с криками: «Это правда?! Ты едешь в Россию?!» И вот я в Москве! 

Когда в мае пресс-служба сети «Л’Этуаль», крупнейшего дистрибьютора парфюмерии и косметики в стране, распространила коммюнике под заголовком John is back!, о новости заговорил весь мир. На фоне споров России с Западом в этом назначении в первую очередь увидели еще одно разногласие — этическое. В то время как мировая фэшн-индустрия не спешила раскрывать перед согрешившим и раскаявшимся любимцем двери и сердца, Москва не побоялась сделать первый шаг, самый трудный, — дала ему работу. Не просто работу — первый контракт с момента его стремительного увольнения с поста главного дизайнера Dior в феврале 2011 года, вызванного обвинениями в стычке на национальной почве. 

До появления в «Л’Этуаль» Гальяно, извинившийся публично множество раз, был окружен пустотой. Художник, создававший по три­дцать две коллекции в год — для Dior и cобственной марки John Galliano, — за три последних года сшил свадебное платье для Кейт Мосс, поработал консультантом на коллекции осень–зима 2013/2014 у Оскара де ла Ренты и прочитал серию лекций в лондонском Сент-Мартинсе. И все, дальнейшее, как сказано у Шекспира, — молчание. Еще была попытка провести занятия в нью-йоркской школе искусств Парсонс, но студенты принялись писать петиции, и все отменилось. Американская молодежь выступила с присущим всякой молодежи максимализмом. В России в первую очередь подумали о бизнесе. 

— Все произошло быстро и по-деловому: мне было сделано предложение, мы обсудили круг обязанностей, я согласился, — говорит дизайнер. 

В сети «Л’Этуаль» с ее восемьюстами магазинами, годовой выручкой в полсотни миллиардов рублей в год и портфолио косметических средств в диапазоне от L’Oréal до Chanel давно задумывались о том, что бренд должен представлять человек, напрямую ассоциирующийся с миром  прекрасного. Робкой попыткой выступить на этом поле стало сотрудничество с Патрисией Каас: певица, являющаяся для русских воплощением парижского шика, стала лицом сети, но никак не ее движущей силой. Имя Гальяно прозвучало в кулуарах компании около года назад — на фоне уже заявленной цели быть для клиенток чем-то большим, чем ретейлер, и желания развивать линию демократичной косметики, которую сеть выпускает под своим именем. По словам генерального директора «Л’Этуаль» Татьяны Володиной, прежде чем приступить к активным действиям по хедхантингу Гальяно, она спросила Максима Климова, ныне покойного владельца сети: «Ты поддержишь меня?» Он ответил: «Конечно, да». 

В этом коротком диалоге заключено нечто большее, чем просьба о выражении согласия с замыслом. Пятно на репутации Гальяно было столь неизбывно, что идея связать с ним свое имя и тем самым подвергнуть опасности компанию не пришла в голову никому на Западе, и работающие с западными же поставщиками Володина и Климов не могли об этом не знать. Тем не менее они через представителей связались с Джоном и узнали, что ему их предложение интересно. 

— К вам обратились с вопросом, состоящим из двух ключевых слов: «красота» и «Россия». Какое из них показалось наиболее при­влекательным? — спрашиваю я у Гальяно. 
— Оба. Но в первую очередь — «красота». Я люблю создавать что-то новое и, как вы знаете, на моей предыдущей службе получил огромный опыт в этой сфере: вместе с парфюмерами и визажистами придумывал все — от концепций до упаковок, работал бок о бок с великими мастерами своего дела и очень многому научился. 

Тот факт, что Гальяно откликнулся на предложение о работе в индустрии красоты, людям несведущим кажется компромиссом и отчаянной попыткой перемены участи: мол, дизайнер будет не кроить, а придумывать помады и блески, его талант пропадет. Однако красота — часть моды, ее естественное продолжение. 

К теме красоты обращаются все великие дизайнеры. Мадемуазель Шанель подарила женщине своего времени характер, создав Chanel № 5. В 1979 году Ив Сен-Лоран выпустил помаду № 19 своего фирменного оттенка «фуксия», а позднее запустил и целую парфюмерно-косметическую линию. «Мне нужно было создать лицо для женщины, которую я одеваю», — объяснял он. В 2006 году, прежде чем вернуться к женской моде и сделать первую коллекцию под собственным брендом, Том Форд представил аромат, а впоследствии и коллекцию макияжа. Сегодня диктовать моду в индустрии красоты стремятся все ведущие Дома: только за последние два года на этом поле с огромным успехом выступили Dolce & Gabbana, Michael Kors, в сентябре ожидается дебют Gucci. Как писал русский VOGUE в 1998 году в своем первом номере: «Гальяно просто создан для Dior прежде всего потому, что разделяет его всепоглощающую страсть к женственности». А что может быть женственнее, чем заключенная в изящный футляр пудра? Как еще пропеть оду женщине, если не предложить ей обезоруживающую помаду,  чувственный запах? 
Баловнем моды Гальяно стал почти  сразу, встав со студенческой скамьи. Свою дипломную коллекцию «Невероятные» в 1984 году в Сент-Мартинсе, знаменитом английском колледже моды и дизайна, он посвятил теме французского постреволюционного движения: создал восемь нарядов, которые немедленно были куплены хозяйкой престижного лондонского бутика Browns. Джон стал звездой Лондона. А вскоре и Парижа, встав у руля Dior. 

На пост главного дизайнера Dior Гальяно заступил в 1997 году. «Женщина, которая наслаждается своей женственностью» — так молодой дизайнер описал новый образ, предложенный им для французского Дома. И стопроцентно совпал в этом и с его ДНК, и с ожиданиями клиенток. Вдохнуть второе дыхание в застывший в своей респектабельности Дом сумел именно он — эмигрант из Гибралтара, трудный подросток из южного Лондона, легенда Сент-Мартинса. Молодой дизайнер принес с собой энергию, страсть и безграничную фантазию, опирающиеся на наследие великого кутюрье и историю мировой культуры. Так Diоr вновь стал ультрамоден: его показы было невозможно пропустить, а потом и забыть. В первом ряду сидели самые знаменитые редакторы, актрисы и it girls, а по подиуму шагали его подруги — Наоми, Кейт, Линда. 

Все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Профессионалы моды любят пересказывать историю о том, как свое имя получил один из самых знаменитых ароматов Dior. Гальяно, возможно не очень уверенный в  своем знании языка, поначалу мало говорил в офисе по-французски. На все вопросы отвечал коротко: «J’adore!» «Джон, сколько времени?» — «J’adore!» «Ты хотел бы пойти на ланч?» — «О, J’adore!» На собрании по поводу создания нового аромата: «Джон, что бы ты сказал, если бы мы...» — «J’adore!» 

Историю и культуру России он тоже всегда обожал. В 1994 году в Париже Гальяно представил весенне-летнюю коллекцию «Бегство принцессы Лукреции из большевистской России». В ее основу легла случайно услышанная дизайнером конспирологическая версия, согласно которой Анастасия, одна из великих русских княжон Романовых, чудом избежала гибели и бежала в Европу. В роли русской принцессы на дефиле выступила совсем юная Кейт Мосс, это было одно из ее первых появлений на подиуме. 

В его коллекции для Dior Haute Couture весна–лето 2002 года также были отчетливо видны русские мотивы, ее показ в парижской Гранд-опера сопровождался демонстрацией работ Льва Бакста и Казимира Малевича. Была у Гальяно и коллекция по мотивам костюмов самого Бакста для дягилевских балетов — он даже придумал, будто эти костюмы отлично подошли бы взбалмошной маркизе Луизе Казати, покровительнице художников и поэтов 1920-х годов. Гальяно вообще всегда любил додумывать исторические сюжеты: обладая глубокими познаниями о различных исторических эпохах, он регулярно ездил по миру в поисках новых впечатлений. 

В 1997 году он приехал в Санкт-Петербург и сегодня, семнадцать лет спустя, рассказывает о той поездке с величайшим волнением: 

— Я провел в городе довольно много времени: побывал в Эрмитаже — о, только там можно провести неделю, — где впервые увидел Климта в оригинале, и был заворожен его золотистым искрящимся сиянием. В Российском этнографическом музее я изучил выдающуюся коллекцию ваших национальных костюмов. А в один из дней отправился в Балетную академию имени Вагановой: я знал, что в их музее хранятся фотографии Нижинского из балета «Видение розы». Там действительно были все эти сокровища. Снимать было запрещено, и мы с тремя моими помощниками делали зарисовки. А потом откуда-то сверху спустился человек с тростью — если он прочитает это, пусть знает, как я благодарен ему. Незнакомец немного поговорил с нами и вдруг предложил подняться в класс. Еще в коридоре я услышал звенящее пианино, а потом увидел простой балетный станок и самих юных танцовщиков, выполняющих движения. Учитель отдавал команды, класс отрабатывал па — дисциплинированно и профессионально. Я посмотрел вниз: на голых расцарапанных досках пола поблескивали целые лужи пота. Из окон струился словно позаимствованный с полотен Дега свет и оседал на бледной коже студентов, озаряя зал. Это был один из самых вдохновляющих моментов моей жизни. 
— Вы знаете многое о культуре России. А что вам известно о русских женщинах? 
— Я знаю, насколько для вас важна красота. И что вы понимаете, что макияж — это власть, что косметика и ароматы расширяют ваши возможности, ибо позволяют стать тем, кем вы ­хотите быть. 

Джон Гальяно показывает мне рекламные имиджи для «Л’Этуаль», созданные им уже в качестве арт-директора компании. Вот один с рабочим названием «Волосы»: шикарная Малгоша Бела раскинулась в кадре, ее кудри каскадом восходят к верхней границе фотографии и переливаются перламутром. 

— Такой оттенок волос можно увидеть только на  полотнах XVIII века, ну и еще у светских львиц из Лос-Анджелеса. Я провел уже несколько съемок, всего их будет двенадцать, и все они появятся в каталоге сети. Мы снимали в Нью-Йорке, и я вновь получил возможность сотрудничать с лучшими в мире фотографами, моделями, визажистами. Но теперь я наконец вышел из тени и приехал в Москву, чтобы познакомиться с командой, провести мастер-классы, устроить мозговой штурм, — вот тогда и начнется настоящее творчество. Точнее, только так оно и может начаться. 

Мы рассматриваем эскизы коллекции макияжа, которую он сейчас создает для русских клиенток. 

— Это дневная палитра, видите, как сияет кожа? Супер! Такого эффекта мы хотим добиться с помощью мультифункциональных средств. К примеру, у нас будет продукт, который сияет розовым на щеках, выделяет графику скул, высвечивает линию под бровью, — невидимые чернила; поймав блик света, они будут скульптурировать лицо, придавая ему здоровый блеск и подчеркивая лепку лица. Точно так работают фотографы — они рисуют облик с помощью игры света и тени. Палитра для вечера, конечно, более драматична: винные губы, акцент на глаза, характерные брови. 

Джон зачарован темой красоты, его глаза горят, он яв­но счастлив снова работать, и я верю, что он «вернулся». Не вполсилы — по-настоящему. 

— Я абсолютно вдохновлен возможностями, которые открываются перед нами благодаря новым технологиям, — инновации в сфере красоты поразительны, и они позволят нам зайти в творчестве так далеко, как мы того захотим, — говорит он. 
История Джона Гальяно — это история невероятного восхож­дения и стремительного падения реального человека, который  совершил реальные ошибки в реальном мире. Это история о неприемлемых высказываниях. Но еще — история о надежде на прощение и надежде на второй шанс. И похоже, эти надежды сбываются. Свет, по древней пословице, пришел с Востока. Так ответила Татьяна Володина на вопрос о возможных репутационных рисках: «Каждый человек может совершить ошибку. Гальяно изменился. И в этой связи мы думаем не о прошлом — мы думаем о будущем. И хотим дать великому таланту возможность снова творить». 

Пока ничто еще не решено до конца. Последуют ли за коллекциями макияжа Galliano for L’Étoile еще и ароматы? Планирует ли сеть расширять зону влияния и выходить на западный рынок? Будет ли «Л’Этуаль» выпускать еще и коллекции одежды? И даже простое — как часто Джон будет бывать в Москве, будет жить в гостинице или обзаведется домом? Кого он пригласит в команду? Все это работодателю и новому сотруднику только предстоить обсудить — пока есть только обоюдное желание заниматься творчеством и писать новую главу в истории красоты. 

— Я счастлив жить одним днем. Я вышел из мира, где принято думать о будущем, но за последние годы я научился жить моментом. Знание о том, что случится со мной через месяц или через год, не является для меня самоцелью. Я не одержим идеей планирования. Конечно, я хочу вернуться в мир моды. И сейчас вплотную приблизился к этому. 

Мы снова говорим о русских женщинах, и я спрашиваю, почему, по его мнению, у многих гениев XX века были русские жены, а вот русских женщин-творцов в XX веке было не много. Значит ли это, что мы можем лишь вдохновлять на творчество, но не стремимся создавать? 

— Не стоит противопоставлять музу и художника. Неправильно думать, что муза ничего не создает. Посмотрите на Кейт Мосс. Когда Кейт входит в  кадр, ее тело, ее видение мира вступают в диалог с фотографом. Я всегда был вдохновлен музами, я создавал своих собственных муз сам... Знаете, что такое красота женщины? Это уязвимость, которую ты замечаешь во взгляде. Это и есть истинная красота, которая привлекает как мужчин, так и женщин. Давайте, когда я в следующий раз приеду, сходим пообедать: я хочу знать о вашей стране все! 

СТИЛЬ: ОЛЬГА ДУНИНА. АССИСТЕНТЫ ФОТОГРАФА: ДЕНИС АВРАМЕНКО, МИХАИЛ КОВЫНЕВ. ПРОДЮСЕР: ЕЛЕНА СЕРОВА. АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА: ВАЛЕРИЯ ШКОЛЯР.

еще в разделе Журнал

Времена года

Времена года

Твидовый жилет — на голое тело. Объемный пиджак — с бюстье. Носите мужские вещи по-женски — это и есть настроение будущего осеннего сезона

Спорт-ревю

Спорт-ревю

Олимпийки на молниях, топы из неопрена, широкие нейлоновые брюки — в осеннем сезоне спортивная тема звучит еще ярче

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Еще!
Новости

Еще!

В ноябре в Москве откроется второй бутик Stella McCartney

Гости открытия бутика Versace
Выход в свет

Гости открытия бутика Versace

Вечером 10 сентября состоялась вечеринка по случаю появления еще одной точки на модной карте Москвы

Ciao Versace!
Новости

Ciao Versace!

Новый московский бутик итальянского модного Дома


самое популярное

Вера Брежнева  стала музой BlondMe  Schwarzkopf Professional
Новости Вера Брежнева стала музой BlondMe Schwarzkopf Professional

Бондинг – самый громкий тренд на рынке современной салонной индустрии

Ralph Lauren и русский Vogue — 10 лет взаимной любви
Новости Ralph Lauren и русский Vogue — 10 лет взаимной любви

Ретроспектива сотрудничества дизайнера и журнала — в честь юбилея открытия первого бутика в Москве

Наталья Якимчик примеряет платье из специальной коллекции Ralph Lauren
Новости Наталья Якимчик примеряет платье из специальной коллекции Ralph Lauren

Роскошный наряд, созданный только для Москвы, и русская красавица


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru