You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Хотите получать уведомления о самых важных новостях из мира моды? Да, подписаться
Журнал

Светит незнакомая звезда

Завтра при поддержке VOGUE в Третьяковской галерее открывается выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Ольга Михайловская – о месте художницы в истории моды

15 Октября 2013 Ольга Михайловская

«Женщина с папиросой», холст, масло, 1910
«Женщина с папиросой», холст, масло, 1910
Мешковатые мужские брюки, белая, скорее всего, тоже мужская, сорочка, поверх которой надет объемный жакет, на голове кепка. На фотографии 1913 года, где Гончарова в мастерской работает над декорациями к «Золотому петушку», она больше всего напоминает Коко Шанель того же времени. Надо учитывать, что Шанель совершала свою революцию в моде в передовой Франции, а Гончарова позволяла себе подобный стиль в консервативной России. Пару лет назад после очередных рекордных аукционных торгов Гончарову официально объявили самой дорогой художницей в мире, но из экспозиции московской выставки видно: ее наследие — это не только живопись, но и театр, и работа с модной одеждой. И ни один из этих сюжетов нельзя назвать второстепенным.
«Тульская крестьянка», холст, масло, 1910
«Тульская крестьянка», холст, масло, 1910
Гончарова, со всеми подробностями и перипетиями ее женской, человеческой и профессиональной судьбы, выглядит идеальным персонажем, чтобы описать столетие катастроф и крайностей. Она была из семьи «тех самых Гончаровых», ее отец — внучатый племянник младшего брата Натальи Гончаровой, жены Пушкина. До десяти лет жила в Тульской губернии, в деревне — жизнью обедневшего дворянства, которую она очень любила. Очарование крестьянским бытом и ремеслами заметно во всем, что делала Гончарова на протяжении всей своей карьеры. Яркий открытый цвет, нарочитая грубоватость формы, энергичные линии и крепко сбитая композиция: ничего типично женского, ничего манерного, жеманного, выдуманного. Во всем почти крестьянская прямота мысли и ясность высказывания. 

Учиться она пошла на совсем не женскую профессию скульптора, что дало ей точное чувство и знание человеческого тела, формы предметов и ремесленные навыки, привычку к ручному труду, который она и так с детства любила. Но скульптура не могла передать цвет и свет, хрупкость и нежность, в ней не было красок, которые воздействуют на психику и состояние духа. Так она раз и навсегда отказалась от скульптуры в пользу живописи. 
Эскиз платья «Королева Мария», бумага, гуашь, карандаш, конец 1920-х; эскиз женского пальто «Водоросли», бумага, гуашь, карандаш, 1927–1928
Эскиз платья «Королева Мария», бумага, гуашь, карандаш, конец 1920-х; эскиз женского пальто «Водоросли», бумага, гуашь, карандаш, 1927–1928
Поразительно, что эта невзрачная на вид, скромная женщина, верная жена (Гончарова рано вышла замуж за своего ровесника и однокашника по Московскому училищу живописи Михаила Ларионова), об аскетизме и трудолюбии которой ходили легенды, начала свою карьеру с дерзких, скандальных работ, которые даже снимали с выставок. Например, удивительные по эмоциональности и живости «Спальню» и «Женщину с папиросой» публика сочла едва ли не порнографическими. На самом деле в них была неприкрытая чувственность, новая для русского взгляда и очень знакомая по модному тогда французскому искусству импрессионистов, которое принялись собирать Щукин и Морозов. 

Первая персональная выставка Наталии Гончаровой состоялась ровно сто лет назад, в 1913 году, в салоне Михайловой в Москве. Художнице было всего тридцать два года, но экспозиция по нашим современным меркам была гигантской — восемь сотен работ. Век спустя Третьяковка выставляет около четырехсот работ Гончаровой — живопись, графика, эскизы платьев из собственной ­коллекции, а также музеев Санкт-Петербурга, Парижа, Амстердама, Кельна. Юбилейной выставка получилась скорее случайно: она задумывалась и готовилась давно, но наследие Гончаровой оказалось настолько разбросанным по миру, что материалы удалось собрать ровно к столетней годовщине. 
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов на фоне декорации к опере-балету «Золотой петушок» в мастерских Большого театра, Москва, 1913
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов на фоне декорации к опере-балету «Золотой петушок» в мастерских Большого театра, Москва, 1913
Впрочем, и та, первая, выставка тоже вышла в своем роде итоговой. В 1913 году никто не мог предположить, что через год Наталия Гончарова покинет Россию навсегда. По приглашению Дягилева художница уедет в Париж работать над сценографией к опере-балету «Золотой петушок», да так и останется в столице Франции до самой смерти в 1962 году. 

О том, что Гончарова создавала эскизы модной одежды, хорошо известно — неизвестны обстоятельства и заказчики. Есть предположение, что в России ее эскизы покупала Надежда Ламанова, на тот момент самая официальная фигура российской моды, одевавшая, как мы бы сейчас сказали, тогдашних звезд, it girls — жен и дочерей богатейших московских купцов, театральную богему и отчасти двор. Салон Михайловой, в котором в 1913 году проходила первая выставка художницы, находился на Большой Дмитровке, по соседству с ателье Ламановой. Эта версия выглядит правдоподобной: живопись Гончаровой столь откровенно декоративна, столь выразительна по цвету, а ее собственный стиль в одежде, который многими воспринимался как полное небрежение собственной внешностью, был на самом деле таким авангардным, что цепкий профессиональный глаз Ламановой не мог не отреагировать. 
Эскизы декораций к опере-балету «Золотой петушок», бумага, гуашь, акварель, 1913–1914
Эскизы декораций к опере-балету «Золотой петушок», бумага, гуашь, акварель, 1913–1914
Сохранилось устное свидетельство двоюродной сестры Гончаровой, Нины Станиславовны Булло: однажды художница обратилась к ней с просьбой помочь сшить платье из красивой серо-голубой ткани, на что та ответила отказом — не могла представить себе, как можно управиться с платьем за такой короткий срок. Тем не менее Гончарова пришла на выставку в обновке: просто сложила ткань пополам, вырезала горловину и сметала два шва по бокам. Не успела сестра подойти к Гончаровой и «возмутиться позором», как ее опередила сама Ламанова с просьбой снять фасон платья. 

Впоследствии, уже во Франции, Гончарова также сотрудничала с модными Домами и журналами (одно из платьев на выставку в Третьяковской галерее привезут из парижского музея моды Gaillera), но и парижский период ее модной деятельности окутан тайной. По чьим заказам она работала, для кого рисовала эскизы вышивок? Звучат самые разные имена, вплоть до Шанель, но никаких документальных подтверждений этому нет. 
Эскизы декораций к опере-балету «Золотой петушок», бумага, гуашь, акварель, 1913–1914
Эскизы декораций к опере-балету «Золотой петушок», бумага, гуашь, акварель, 1913–1914
Впрочем, это не так уж важно. Интересно другое: удивительная современность художественного дарования Наталии Гончаровой. Она была убеждена, что абсолютно любая живопись декоративна, потому что она «украшает, красит». Поразительно ее внимание к деталям, к узорам на ее театральных костюмах, к цвету и форме предметов в ее цветочных натюрмортах, которые смотрятся идеальным рисунком для ткани. Потому-то сегодня юбки гончаровских крестьянок — черные в белую клетку и с разноцветными полосами по подолу — выглядят частью коллекции Dries Van Noten; рубахи в вышитых цветах легко вписываются в коллекции Kenzo и Antonio Marras; пылающий золотом «Павлин под ярким солнцем» 1911 года стал бы идеальным мотивом для блузок Givenchy; натюрморты с пионами и мальвами — отличный материал для любителей принтов из числа британских дизайнеров. А орнамент, украшающий религиозный триптих, и вовсе напоминает последнюю коллекцию Valentino. И пусть высоколобые искусствоведы сочтут эти сравнения кощунственными, но не кто иной, как Александр Бенуа, писал в своих дневниках в том самом 1913 го­ду: «Очаровательна серия мод Гончаровой. Краски этих платьев художественные, а не приторные. Почему же только теперь узнаю о том, что художница посвятила свои силы обновлению женской одежды, почему знаменитые модницы Москвы не идут к ней и не учатся у нее?» 
«Испанка с веером», холст, масло, начало 1920-х
«Испанка с веером», холст, масло, начало 1920-х
Действительно, почему? Неужели она настолько опережала свое время? А еще не боялась идти наперекор толпе. Когда все стали увлекаться кубизмом, Гончарова сказала: «Наши родные скифские каменные бабы и русские деревянные куклы — чем это не кубизм?» В том умении увидеть современное в вечном и вечное в сиюминутном и есть талант Гончаровой, раскрывшийся во всех гранях ее творчества — от знаменитой «Сирени» до парижских эскизов костюмов.

еще в разделе Журнал

Математика хаоса

Математика хаоса

Надевать вместе шубу и пальто, путать местами майку и пуловер – не комическая причуда, а самый актуальный тренд сезона

Рок-опера

Рок-опера

Леопардовый мех и черная кожа: два главных слагаемых вечернего наряда родом с подмостков, где пела Дебби Харри

комментарии /

смотрите ТАКЖЕ

Остров свободы
Новости

Остров свободы

Louis Vuitton окажет спонсорскую поддержку художникам, которые примут участие в 12-й биеннале в Гаване

Игра форм
Новости

Игра форм

Мебель из нереализованного проекта 1972 года, созданного гениальным дизайнером Пьером Поленом, Louis Vuitton представит в рамках Miami Art Basel 2014

Мода для искусства
Афиша

Мода для искусства

Открытие нового здания Музея американского искусства Уитни состоится при финансовой поддержке Max Mara


самое популярное

Украшения Boghossian, вдохновленные старинными шедеврами
Украшения Украшения Boghossian, вдохновленные старинными шедеврами

Потомственные мастера коллекционируют старинные драгоценности и возрождают сложнейшие техники прошлого. Результат — предметы высокого ювелирного искусства вне категорий, которые сейчас ждут новых владельцев на парижской Биеннале антикваров

Все, что вам нужно знать о марке High
Новости Все, что вам нужно знать о марке High

Итальянское качество и маскулинность


подписка на журнал

Для Вас все самое интересное
и свежее в мире моды

VOGUE на планшете

Свежий номер журнала
по специальной цене

VOGUE на iphone

Скачайте
по специальной цене!

VOGUE коллекции

Для iPhone
и iPad

Vogue Россия
в Facebook

Vogue Россия
в Vkontakte

Vogue Россия
в Twitter

Видео-канал
VOGUE Россия

vogue россия
в instagram

Instagram

Самые яркие
фото VOGUE.ru