Дама из высшего общества: платья леди Фербэнк

Какие выбирали платья, куда носили бриллианты и как можно было попасть к парижским кутюрье? Vogue изучает гардероб самой модной женщины Лондона начала двадцатого века
«Мода высшего лондонского света 19051925. Гардероб Хизер Фербэнк» отрывки из книги | Vogue

В 1926 году одна из самых элегантных женщин Лондона леди Хизер Фербэнк запаковала свой парадный гардероб, в котором одних только платьев было больше четырех сотен, отправила на склад и больше никогда о нем не вспоминала. Ее семья разорилась, скандальный роман помешал ей выйти замуж, любимый брат, знаменитый авангардный драматург и денди Рональд Фербэнк, умер, и одна из главных it girls эдвардианской эпохи ушла в тень.

В 1954 году ее племянник продал несколько вечерних платьев с аукциона, а остальные наряды передал в дар лондонскому Музею Виктории и Альберта. Так гардероб леди Фербэнк стал основой знаменитой на весь мир модной коллекции музея и источником вдохновения для дизайнеров и художников по костюмам: от создателей фильма «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн до самого популярного костюмного сериала наших дней «Аббатство Даунтон». Платья Хизер Фербэнк неоднократно выставлялись в Музее Виктории и Альберта, а этим летом выходит книга «Мода высшего лондонского света: 1905–1925. Гардероб Хизер Фербэнк». Vogue публикует избранные отрывки.

ЛЕДИ ФЕРБЭНК В ОБЪЕКТИВЕ БАРОНА АДОЛЬФА ДЕ МЕЙЕРА, 1909

Светский дебют

По законам придворного этикета, упраздненным лишь в 1958 году, чтобы выходить в свет, девушка должна была быть представлена при дворе. Этот ритуал символизировал вступление во взрослую жизнь и открывал возможность посещать приемы, где она могла познакомиться с будущим мужем.

Представить королю или королеве дебютантку мог только член привилегированного сословия, который сам появлялся при дворе. Для Хизер это сделала ее мать, представительница старинного аристократического рода. По не установленным до конца причинам леди Фербэнк дебютировала в свете на два года позже положенного, в возрасте двадцати лет.

К дебюту готовились несколько месяцев. «Мы в панике репетировали реверанс, — вспоминала потом современница Хизер, дочь одиннадцатого графа Уэмисса, дебютантка Синтия Асквит. — А ведь нужно было еще успеть объехать все магазины!» Несколько недель перед церемонией Хизер с матерью с утра до вечера пропадали на примерках в лучших лондонских ателье. Дед леди Фербэнк был сыном шахтера, но сколотил состояние на строительстве железных дорог, а ее отец стал членом парламента, был произведен в рыцари Британской империи и женился на аристократке. Капитал и статус при дворе делали Хизер завидной невестой, и Фербэнкам было крайне важно, чтобы их единственная дочь произвела правильное впечатление на церемонии, и в том, что касалось наряда, они не готовы были идти даже на малейшие уступки. Платье для дебюта шилось на заказ в соответствии с требованиями лорда-камергера. Каждый год он регламентировал длину, материал и цвет (всегда белый или кремовый), а также головной убор и длину крепившегося к плечам шелкового шлейфа, часто украшенного вышивкой или набивным рисунком. В эдвардианскую эпоху шлейфы поражали своей пышностью: так, в 1908 году нормой был шлейф два метра семьдесят сантиметров в ширину и три метра шестьдесят сантиметров в длину.

В назначенный день Хизер отстояла длинную очередь из таких же, как и она, юных девушек, но сама церемония длилась всего несколько минут. Хизер подошла к сидящему королю и сделала реверанс. Через несколько дней в популярном журнале «Наблюдатель» в разделе светской хроники была напечатана фотография молодой девушки в светлом платье и головном уборе с жемчугом. В подписи говорилось: «Юная мисс Фербэнк в приталенном крепдешиновом платье, украшенном жемчугом и горным хрусталем, с шелковым шлейфом с легкими оборками из тюля и россыпью белого вереска — ее любимого цветка — выглядела просто великолепно».

ОБЛОЖКИ VOGUE US

Создание образа

Еще в юности Хизер полюбила моду, поняла, чего хочет от жизни, и стала работать над своим удивительным гардеробом. Большинство лондонских богачек решали эту задачу с помощью знаменитых парижских кутюрье. Им приходилось по несколько недель каждый год проводить в Париже, выбирая фасоны платьев, ткани и отделку, посещая примерки.

Хизер не заказывала наряды в Париже. Обычно знатные англичанки попадали в высшее парижское общество и к его модельерам благодаря мужьям, которых они сопровождали в поездках. Но Хизер не была замужем и, соответственно, не могла с такой же легкостью проникнуть в этот мир. Можно было бы, конечно, отправиться в Париж в сопровождении брата или матери, но девушка предпочитала вместе с еще несколькими светскими дамами одеваться в лучших лондонских ателье.

Что касается украшений, то, будучи дебютанткой, Хизер не могла носить роскошные драгоценности, это считалось неприличным, — только что-то легкое и не слишком дорогое. Своим украшением-талисманом Хизер выбрала брошку из двух переплетающихся сердец — эту изящную вещицу из платины, желтого золота и полудрагоценных камней она прикалывала по центру кружевного воротника платья или блузки. Глядя на многочисленные фотографии девушки, становится ясно, что она с ней не расставалась.

Фотографии вообще играли в формировании общественного мнения о светской даме важнейшую роль. Снимки использовались для привлечения внимания, в качестве визитных карточек или же их по первому требованию отправляли в газеты и журналы. Хизер неоднократно позировала лучшим фотографам Лондона. В Музее Виктории и Альберта хранятся три отличных снимка Хизер 1909 года, которые сделал модный фотограф барон де Мейер, впоследствии работавший с Vogue и Vanity Fair. Другой знаменитый фотограф, светский лев Сесил Битон, поклонник таланта де Мейера, называл его «большим снобом... если уж он фотографировал женщину, то только если она занимала высокое положение в обществе».

ШЕЛКОВЫЕ КОРСЕТ И ПОДВЯЗКИ, 1908

Светская жизнь

После первого выхода в свет Хизер закружилась в вихре событий: ее первый сезон длился с апреля по август. В романе «Эдвардианцы» английская писательница-аристократка Вита Сэквилл-Уэст описывает его следующим образом: «Полная событий лондонская жизнь, пышные шествия, толпы народу, яркие цвета, разгоряченные улицы днем, прохладные балконы по ночам, цветочницы на углу улиц, бесконечные приемы и гости, спускающиеся и поднимающиеся по ступенькам, — роскошь, богатство, элегантность, все напоказ...»

Светская жизнь аристократии и верхушки среднего класса в те годы целиком зависела от традиций королевского двора. Помимо ежегодных художественных и спортивных событий — открытия летней выставки Королевской академии искусств, соревнований по гребле в рамках Хенлейской регаты, скачек «Королевский Аскот» — во время сезона приходилось посещать по три бала за ночь, присутствие было строго обязательным. Светская дама постоянно находилась под пристальным вниманием — все должно было быть безупречным. Вначале ее изучала горничная, затем члены семьи, другие слуги, гости и знакомые, с которыми она встречалась в магазинах, за чаем и тем более на балу.

Как писал в 1897 году автор пособий по этикету, можно с первого взгляда определить, хорошо ли воспитана девушка. Достаточно посмотреть на то, как она ходит, как делает покупки, как пользуется экипажем или прогуливается по парку. Настоящая леди должна быть сдержанна и хладнокровна. Этим она отличается от женщин низшего круга, ведущих себя вызывающе. Крайне важно было не только безукоризненно себя вести, но и правильно одеваться. Это был долг перед семьей и обществом.

УКРАШЕНИЕ НА ГОЛОВУ С ПОЗОЛОТОЙ И ШЕЛКОМ, 1908–1910

Идеальный гардероб

В течение дня дамам из высшего общества приходилось по несколько раз переодеваться, поэтому нужно было иметь обширный гардероб. Легкий пеньюар с утра, затем сшитый на заказ утренний костюм для похода в магазин или для занятий спортом, официальный наряд для визитов днем, свободное платье к чаю, строгое вечернее к ужину и, наконец, платье для балов и приемов при дворе. Обязательно требовались летние и зимние, а также городские и сельские варианты. Каждый сезон модницы полностью меняли и одежду, и шляпы, и аксессуары.

Как написал в 1913 году в своей статье «Секрет элегантной одежды» для ежемесячника «Стрэнд» Гордон Мегги (автор явно советовался с леди Дафф Гордон, владелицей престижного Дома мод «Люсиль», которая была лично заинтересована в выходе этой статьи): «Нужно не просто сшить много разных платьев и менять их, показывая тем самым, сколько денег вы за них заплатили, а идеально угадывать, что и когда вам нужно надеть. На прогулку — простое, сшитое на заказ платье, так как женщине не пристало привлекать к себе на улице ненужное внимание. Маленькая, без изысков шляпка. И никаких плюмажей или пышных перьев — если, конечно, вы хотите выглядеть элегантно».

У леди Фербэнк с этим проблем не было — в отличие от многих других дам. Обратимся к воспоминаниям любимого модельера Хизер — леди Дафф Гордон: «Ко мне часто тайком приезжали женщины из семей нуворишей, чтобы я научила их правильно одеваться. Я понимала: единственное, что от меня требовалось, это подобрать им какой-то один стиль, которого они могли бы всегда и во всем придерживаться. Обычно они мне доверяли целиком и полностью, и я редко ошибалась».

В обществе ходило немало пикантных историй о женщинах, совершивших непростительную для их положения ошибку с нарядом. Марго Теннант (позднее Асквит, графиня Оксфордская), дочь предпринимателя и политика Чарльза Клоу Теннанта, дебютировала в середине 1880-х годов. Однажды вечером она уже выехала на ужин, как вдруг получила приглашение от отца приехать на королевский прием в доме лорда Рэндольфа Черчилля, где должен был присутствовать принц Уэльский. Марго решила не переодеваться и поехала как есть — в простом белом платье из шелкового муслина с прозрачными шифоновыми рукавами и длинной юбкой, фишю и с голубым поясом из тафты. Как только девушка вошла в зал, она увидела, что все женщины были одеты, как и положено при дворе — в бальные платья с открытыми плечами, их волосы украшали диадемы. Вокруг зашептались: «Посмотрите на мисс Теннант! Она же в ночнушке!» А одна дама заметила: «Наверное, никто не предупредил ее о приезде принца Уэльского... Бедное дитя! Какой позор!» Позднее дебютантка написала в своем дневнике: «Как же я пожалела, что не переоделась в более нарядное платье!»

ШЕЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ С ВЫШИВКОЙ ЗНАМЕНИТОЙ МИССИС ПИКЕТТ С СЭВИЛ-РОУ, 1909

Правила ювелиров

Было несколько вещей, которые незамужние девушки из высшего общества не должны были покупать себе сами: свадебное платье и украшения. Бриллианты — главный модный аксессуар того времени (их ни в коем случае нельзя было надевать днем, только вечером), считались фамильным наследством и играли важную роль в истории семьи. Чем старше драгоценности, тем выше положение женщины в обществе, к тому же они показывали, что женщина замужем.

Семейные драгоценности часто представляли собой гарнитур, состоявший из диадемы, еще одного украшения-заколки для головы, массивного ожерелья, изысканных сережек и браслетов. Полный комплект с бриллиантами, рубинами, изумрудами или сапфирами надевался на самые торжественные приемы.

Гарнитур передавался по наследству жене старшего в роду сына. В своем романе «Эдвардианцы» Сэквилл-Уэст описывает сцену, происходившую в 1906 году в загородном доме главной героини — герцогини Шевронской: «Недавно она отнесла семейные драгоценности в Cartier, предпочтя современную оправу тяжелой золотой огранке Викторианской эпохи. Поверхность туалетного столика была зеркальной, поэтому казалось, что камней в два раза больше. «Надену я сегодня, пожалуй, рубины», — лениво подумала она, беря в руки брошь и откладывая ее обратно. Вчера она надевала изумруды. Герцогиня вспомнила, что когда-нибудь ей придется отдать драгоценности жене Себастьяна, и ей стало немного грустно».

СЛЕВА — ШЕРСТЯНОЙ ЖАКЕТ С ОТДЕЛКОЙ ИЗ ШЕЛКА, АТЕЛЬЕ FREDERICK BOSWORTH, ЛОНДОН, 1908; СПРАВА — ШЕЛКОВОЕ ПЛАТЬЕ, РАСШИТОЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ НИТЬЮ И БЛЕСТКАМИ. АТЕЛЬЕ LUCILE, ЛОНДОН, 1912.

Фасоны и отделка

Важным нововведением того времени стало появление более прямого, естественного силуэта в стиле эпохи Директории. Эта мода пришла из Парижа. Знаменитый французский модельер Поль Пуаре «освободил грудь», предложив в 1905 году античный покрой женского платья. Оно не так стягивало тело, но все же прямая линия по-прежнему создавалась с помощью корсета.

Корсет Хизер был сделан из кремового шелка и отделан атласной розовой тесьмой и лентами, он надевался поверх простой батистовой сорочки и трико и начинался от груди, а заканчивался практически на уровне верхней части бедер. Таким образом с помощью лент утягивались талия и бедра, за счет чего создавался почти прямой силуэт. Где-то с 1905 года к корсетам стали крепить резинки для чулок, заменившие пояс и подвязки. Иногда поверх пары корсетов надевали шелковый корсаж с рюшами, закрывавший грудь. В архивах музея хранятся два бледно-лиловых шелковых корсажа Хизер — предшественники современных бюстгальтеров.

У платья для званых ужинов должен быть глубокий вырез, но закрытые плечи и часто рукава средней длины.

Черное бархатное платье Хизер с глубоким квадратным вырезом и рукавами по локоть прекрасно подходило для ужина — она заказала его в лондонском ателье «Редферн». Учитывая материал (тяжелый и плотный шелковистый бархат), пышную, многослойную юбку и длинный шлейф, можно предположить, что оно предназначалось для официального зимнего вечернего приема. У него были пышные воротник и манжеты из машинного кружева, вместе с вышитой блестящей нитью тесьмой вдоль выреза и по линии талии они придавали наряду оттенок театральности.

Вечерние бальные платья были длиной до пола с небольшим шлейфом и выглядели наиболее откровенно: с открытыми плечами, покрытыми лишь легким шифоном или тюлем, и без рукавов. Одно из самых роскошных бальных платьев в коллекции — светлое, оттенка слоновой кости, покрытое тонкой шелковой сеткой с янтарной россыпью и серебристой отделкой на груди и рукавах. На платье нет имени производителя, хотя оно, несомненно, сшито на заказ одним из придворных Домов мод, скорее всего «Ревиль энд Росситер» или ее любимым «Люсиль». В соответствии с последней модой линия талии слегка завышена и силуэт прямой, а не в форме песочных часов. Золотистое бальное платье обычно сочеталось с белыми лайковыми перчатками выше локтей, золотистыми лодочками и, возможно, головным убором в виде венка из позолоченных шелковых листьев.

Эти платья из гардероба леди Фербэнк сохранились идеально, и сегодня мы изучаем по ним историю.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.