Друзья в полосочку

Александр Родченко и Варвара Степанова как нежные супруги и изобретатели современной моды – на выставке в Пушкинском музее
Выставка «В гостях у Родченко и Степановой» в Пушкинском музее | Vogue

«Комбинезончик твой — осиная модель», — писал Андрей Вознесенский. Поэт-шестидесятник имел в виду вовсе не Ива Сен-Лорана, хотя кутюрье тогда же выпустил на подиум комбинезон цвета хаки. А русского авангардиста Александра Родченко — художника, знаменитого тем, что создавал картины с помощью линейки и циркуля, и фотографа, который первым стал снимать с неожиданных, очень резких ракурсов, превращая репортажную фотографию в авангардную. Родченко как художника-конструктивиста знают многие, а вот о том, что он и его жена, Варвара Степанова, хотели стать создателями советской моды и щедро разбросали по своим эскизам идеи, которыми с тех пор вовсю пользуются современные дизайнеры, известно далеко не каждому. Этот пробел и призвана восполнить выставка в Пушкинском.

В 1920 году левые художники постановили, что пора перейти от абстрактных чертежей к реальным делам и поставить искусство на службу производству. Родченко пошел преподавать на металлообрабатывающий факультет ВХУТЕМАСа, Степанова — на текстильный. Пришедшему к власти пролетариату требовалась одежда для работы, занятий спортом и отдыха — практичная, комфортная, осмысленная. И не только пролетариату, и не только в России: век новых технологий и эмансипации в принципе требовал новой моды. И они взялись за дело.

Друзья в полосочку
Галерея4 Photos
Смотреть галерею

«Как одевались первые летчики? Как ямщики: тулуп, кожаная кепка, примотанная шарфом, мотоциклетные очки и краги, — рассказывает внук Родченко и Степановой, профессор Строгановского училища Александр Лаврентьев. — А конструктивисты считали: раз есть техника, нужна подобающая экипировка. И сами они, кстати, одевались в духе эпохи — то ли как шоферы, то ли как пилоты: кожаная куртка, шлем, галифе».

Это Родченко и Степанова без малого сто лет назад стали выделять молнии, швы и карманы, придав им еще и декоративную функцию. Они же разработали комбинезон инженера-конструктора с огромными карманами, кожаными вставками и узким поясом. Вставки, защипы, складки, манжеты — все, что требовало излишка ткани, — Степанова убрала, взамен предложив скроенные по прямой платья-рубашки с яркими оптическими рисунками. Такие принты появились на подиумах в 1960-е, а Дрис ван Нотен и Миучча Прада и сейчас их большие поклонники.

В 1925 году Родченко делегировали на Всемирную парижскую выставку оформлять павильон СССР. Пролетарский художник отчаянно скучал и строчил письма своей возлюбленной Степановой, описывая местные моды, нравы и новую шляпу, которую пришлось купить, чтобы не выделяться из толпы: «Женщины совсем сзади ходят обтянутые... Одеваются одинаково, так, что своей жены не найдешь... Они здесь действительно хуже вещи, форменным образом сделаны, все: руки, походка, тело. Сегодня мода, чтобы не было грудей, и ни у одной их нет...» Париж он критиковал, но тенденции подмечал зорко: «Здесь выпускают текстиль не только с тем, чему у нас так любят подражать, — фантазии, — а и геометрические рисунки я видел. Такими же рисунками обклеены все комнаты. Ты скажи на фабрике — от трусости они опять плетутся сзади».

Родченко бранит начальников Первой ситценабивной фабрики, куда художницы Варвара Степанова и Любовь Попова тележками возили эскизы с геометрическими принтами в духе конструктивизма, который вывел советский дизайн в мировые лидеры. На выставке в Париже построенный Родченко Рабочий клуб пользовался не меньшим успехом, чем проекты Корбюзье. А ткани, аналогичные степановским, делала родившаяся в Полтавской губернии и переехавшая во Францию художница Соня Делоне.

Друзья в полосочку
Галерея6 Photos
Смотреть галерею

Продуманность и практичность были важны не только в одежде, но и в мебели. В уплотненных квартирах и общежитиях не развернешься, и Родченко придумывал складные стулья, кресла-кровати и обеденный стол, который мог превращаться в чертежный, а внутри был встроен рулон со скатертью. Сегодня, будто по чертежам Родченко, работают шведы из «ИКЕА».

Увы, платья с ромбами, кругами, зигзагами не были поставлены на поток — далекие от авангарда покупательницы требовали романтичных цветочков. Тему конструктивизма в театре, одежде и дизайне окончательно в 1929 году закрыл спектакль Всеволода Мейерхольда «Клоп», в котором Родченко оформлял сцены будущего. У мужчин — клеенчатые комбинезоны, у женщин — короткие прямые платья с отстегивающимися фартуками и карманами. Через полгода после премьеры застрелился Маяковский, над театром Мейерхольда начали сгущаться тучи, эксперименты прекратились. Родченко с головой ушел в фотографию, Степанова делала книжные обложки и афиши. Незадолго до смерти, в 1956 году, «формалиста» Родченко исключили из Московского союза художников. «Мама спрашивала бабушку: «Почему дедушка всегда такой сердитый?» — вспоминает Александр Лаврентьев. — А Степанова ей объясняла: «Представь себе машину, которая все может, а работы для нее нет». От депрессии спасали только дом и семья — выставка в Пушкинском не зря называется «В гостях у Родченко и Степановой». Основанная на коллекции, которую Лаврентьев передал в дар ГМИИ в 1992 году, экспозиция воссоздаст обстановку квартиры художников, где они жили, работали, играли в маджонг с Маяковским, Крученых, Бриками. Где Степанова шила на машинке «Зингер», а Родченко проявлял снимки. Будут на выставке и личные письма, которые правнуки для нашего удобства переписали более разборчивым почерком.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА; АРХИВ А. М. РОДЧЕНКО И В. Ф. СТЕПАНОВОЙ