Гостья из будущего

Новая звезда Haute Couture Ирис ван Херпен делает платья в духе «Звездных войн»
Iris van Herpen платья в духе Звездных войн от дизайнера Ирис ван Херпен

Пару лет назад тихая голландская девушка Ирис ван Херпен проснулась едва ли не национальной героиней. Голландия, уже давно признанная страной дизайна, имеет явно выраженные амбиции стать страной и fashion-дизайна тоже. Для этого со свойственными голландцам трудолюбием и основательностью друг за другом открываются модные школы и университеты, где так же последовательно и основательно обучают всему, что необходимо дизайнеру моды. Благодаря чему в этой ра­зумной стране расцветают такие неформатные дизайнерские таланты, как Viktor & Rolf и вот теперь — Ирис ван Херпен.

И если первые живут в своем выдуманном кукольном мире, то наша героиня, наоборот, словно создает одежду для научно-фантастического блокбастера. Ее платья с рукавами-крыльями из золоченых металлических спиц напоминают космических животных — она вводит металлические нити в тончайший шелковый газ и получает одежду, словно сшитую из клубов серого дыма. Глядя на египетские мумии, воссоздает их форму в плетенных из кожи платьях. Имитирует воздействие электромагнитных лучей на человеческий организм с помощью сложнейших кутюрных техник. Покрывает кожаные нити металлической фольгой, и вещи из них превращаются в мерцающие объекты, лишь слегка соприкасающиеся с телом. Из геля, застывающего под воздействием тепла, лепит силуэты, в которых модель словно выходит из морской пены. Использует 3D-принты для создания нарядов, похожих на доисторических животных. Украшает платья объемными иголками из плексигласа, которые «прорастают, словно коралловые рифы, или имитируют электрическое свечение вокруг тела.

Все это Ирис придумывает с помощью формул, которые заимствует из арсенала серьезных ученых — физиков, химиков, биологов и конструкторов. В результате получается одежда, которую чаще всего сравнивают с живой скульптурой. Именно поэтому Гронингенский музей, один из главных в Голландии, в прошлом году устроил персональную выставку ее работ: уникальный случай для дизайнера моды.

С июля 2011 года она стала приглашенным членом Синдиката Высокой моды и показывает свою футурологию каждый сезон в Париже. Но мы встречаемся с Ирис в ее парижском шоу-руме по поводу запуска ее первой коллекции prêt-à-porter. И мой первый вопрос, разумеется, о том, почему она решила начать свою карьеру с Haute Couture? Ведь обычно дизайнеры предпочитают набить руку на готовой одежде, а потом уже вписывать свое имя в историю моды. «Кутюр — это мое естественное состояние, а прет-а-порте — уже развитие. И вот теперь я ищу возможность растиражировать все свои изобретения. А сотрудничество с учеными останется для кутюра: они ведь не мыслят такими категориями, как сезон, их нельзя поторопить».

Ирис выглядит скорее романтичной барышней, чем Барбареллой нового миллениума, бороздящей в космическом корабле удаленные от Солнечной системы галактики. Длинные золотистые волосы, фарфорово-бледная кожа, говорит негромко и скорее задумчиво, чем энергично. Может быть, это детская мечта заниматься наукой приобрела такие формы в ее сегодняшней жизни?

«Нет, я выросла в маленьком городке в провинции, там было всего триста тысяч жителей. Отец учил меня играть на скрипке, он музыкант, мама — учитель танцев. Я занималась классическим танцем с раннего детства и была уверена, что стану балериной, но в старших классах меня заинтересовала мода, хотя вокруг не было ничего, что хоть как-то было бы с модой связано. У нас телевизора даже не было, мы никогда не ходили в кино, потому что мои родители были хиппи. Это, кстати, было хорошо, потому что я научилась развлекать себя сама. Мы играли с друзьями на улице, организовывали всякие праздники, вечеринки, представления. Повзрослев, я стала ездить к бабушке, у которой был целый склад старых вещей, вплоть до перчаток и париков. Мы приезжали с целой к­омпанией друзей, наряжались и фотографировались. И вот тогда я поняла впервые, что одежда может сделать с человеком, как она меняет его и все вокруг него».

Как, собственно, и наука, которая влияет на человека и меняет мир вокруг. Именно поэтому Ирис она так занимает. «Мне всегда был интересен процесс создания вещей, возможность увидеть все изнутри. И ученые тоже смотрят на все явления изнутри». А в институте ее учили процессу создания вещей? Ирис окончила самую престижную голландскую дизайнерскую школу Артез в Арнеме, и педагоги до сих пор гордятся ею как своим главным достижением. Но она вспоминает процесс обучения скорее как школу противостояния: «Учителя не давали мне свободы: либо ты сделал работу в срок, либо убирайся вон! Это не так плохо, конечно, но преподавание в школе было больше сосредоточено на рисовании и фантазировании, а не на кройке и шитье. Много времени отводилось на подготовку эскизов, а на то, чтобы, собственно, сделать одежду, совсем чуть-чуть. Мне не нужно три месяца на то, чтобы продумать и выстроить коллекцию, я лучше потрачу это время на создание вещей. Нашим профессорам это казалось блажью, они обучали нас более отвлеченным вещам, а я вот до сих пор уверена, что компьютер в нашей работе не нужен, я лучше все сделаю своими руками».

Странно слышать эти крамольные слова от дизайнера, который пытается использовать новейшие технологии и научные достижения для создания одежды. Но в том-то и дело, что они нужны ей не как инструмент или способ упростить процесс: она видит в них красоту и изящество, совершенство линий и форм. А потом просто переводит на хорошо знакомый ей язык моды своим любимым способом, то есть практически вручную.

Конечно, отныне ручной работы станет меньше — хотя и вещи из коллекции prêt-à-porter тоже выглядят вполне рукотворными. Этому она, скорее всего, научилась на стажировке у Александра Маккуина. Он тоже почти не имел дело с Haute Couture (исключение — несколько коллекций для Дома Givenchy), но его вещи всегда выглядели уникальными произведениями высокого искусства. «Именно с ним я поняла, что такое тяжелая работа и терпение, — соглашается Ирис. — Для того чтобы создать красивую вещь, нужно потратить много времени. Не важно, кутюр это или готовая одежда».

Многие считают, что ее вещи напоминают Alexander McQueen — не случайно среди ее поклонниц Леди Гага, чья привязанность к одежде Александра Маккуина хорошо известна. В этом есть доля истины. Правда, Маккуин шел прямо противоположным путем: от практики, от портновского мастерства к абстракции. Ирис же отталкивается от абстрактных идей и воплощает их в реальные платья. Которым, как и всему, что создано кропотливым трудом, уготована долгая счастливая жизнь.

Cтиль: Hanna Kelifa. Прическа: Tomohiro Ohashi /Management Artists. Макияж: Christine Corbel/Management Artists. Модели: Suzanne Diaz, Maria Loks/Next. Ассистенты фотографа: Guillaume Blondiau, Christian Bragg. Ассистенты стилиста: Iman Alem, Guy Rugeroni. Ассистент парикмахера: Kiki. Ассистент визажиста: Celine Martin. Продюсер: Elena Serova. Ассистент продюсера: Kateryna Kudinova.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Daniel Sannwald