Кладовая солнца

Будущее в Сингапуре, древности в Камбодже и красота необитаемых островов Комодо — вся Азия за двадцать дней
Путешествие по ЮгоВосточной Азии за 20 дней Сингапур Камбоджа острова Комодо | VOGUE

Большое путешествие по Юго-Восточной Азии мы с друзьями задумали давно, но никак не могли договориться по поводу маршрута. Кто-то хотел взглянуть на футуризм азиатских мегаполисов, кого-то влекли тайны древних храмов и гробниц, а вот меня тянуло расслабиться на море. Изрядно поломав голову, мы составили маршрут — хай-тек Сингапура, храмы Камбоджи и пляжи Индонезии.

Первая остановка — чудо-остров на экваторе, за какие-то сорок лет превратившийся из нищего порта в мощное государство высоких технологий. Когда мы были тут пять лет назад, Сингапур опережал свое время лет на два­дцать, а теперь уж точно на все пятьдесят. Останавливаемся мы не в историческом отеле Raffles, а в открывшемся всего три года назад «Марина-Бей Сэндс» (его еще называют «отель-корабль»). Это ода высоким технологиям от израильского архитектора Моше Сафди (он сделал проект Национальной галереи в Оттаве), самый дорогой и сложный строительный объект в мире: две тысячи пятьсот с лишним номеров, театр, магазины, казино и огромная стальная паутина — инсталляция знаменитого английского скульптора Энтони Гормли.

Шесть утра — лобби пустынно, но на стойке регистрации просят прощения: заселить раньше нас не могут, свободных номеров нет. Зато нам дали ключи от главной достопримечательности — бассейна инфинити под открытым небом на крыше-гондоле среди зелени. Через час здесь будет не протолкнуться: гости отеля оккупируют все лежаки, каждый сантиметр бассейна и постоянно щелкают фотокамерами телефонов и планшетов — делают селфи и тут же хвастают перед друзьями в соцсетях. «Палуба» крыши-корабля похожа на тропический сад — двести пятьдесят видов одних деревьев и больше шестисот растений, среди которых притаились джакузи. Раньше в бассейн пускали всех желающих, но сейчас вход только для постояльцев гостиницы.

Днем мы пытаемся обойти отель-гигант — помимо казино и огромного торгового центра из бутиков всемирно известных марок здесь есть выставочный зал и фантастический музей искусства и науки The ArtScience Museum. С апреля по октябрь здесь выставляют фотографии Энни Лейбовиц — двести самых известных портретов звезд и членов семьи самой Энни. Вечером мы надеваем лучшие наряды и идем испытать фортуну — в казино, где нас ждут тысяча игровых столов и почти полторы тысячи «одноруких бандитов». Пускают туда только по паспортам, так как иностранцам вход бесплатный, а местные, по сингапурским законам, должны заплатить пошлину. Перед сном любуемся ночным городом — из окон нашего номера на двадцать седьмом этаже открывается волшебный вид на светящийся футуристический лес, напоминающий мистические грибы из фильма «Аватар». Это парк Gardens by the Bay. Восемнадцать гигантских «деревьев» из стали и бетона густо оплетены лианами, орхидеями и папоротниками. Днем они служат опорами для двухсот различных видов растений, а одиннадцать из них еще и мини-генераторы — на них установлены солнечные батареи, которые накапливают энергию в течение дня. Между собой два пятидесятиметровых колосса соединены подвесным мостом. Полюбоваться видом на весь комплекс можно также из окон кафе, которое находится на вершине одного из фантастических деревьев.

Дальше наша сингапурская Одиссея была вполне традиционной — аквариум на Сентосе, шопинг на Orchard road, чили-краб и, наконец, The Long Bar отеля Raffles, тот самый, в котором когда-то был создан легендарный коктейль Singapore Sling из джина, вишневого бренди, ананасового сока и ликера.

Из Сингапура летим в Камбоджу. Сегодня тут уже многие побывали, но знаменитый Ангкор-Ват мы не могли обойти вниманием и провели там день, по традиции встретив рассвет с тысячами туристов, жаждущих запечатлеть, как храмовый комплекс отражается в озере, побродили по храму Та-Пром, где среди узловатых кореньев древнего тропического леса снимали «Лару Крофт».

На следующий день выбираем место немноголюдное — Пирамиду смерти, или храм Прасат-Тхом комплекса Кох-Кер. Этот район намного древнее Ангкор-Вата, ведь именно Кох-Кер — первая столица кхмерского государства. Сам Прасат-Тхом — это тридцатипятиметровая семиярусная пирамида. Внешне она похожа на пирамиды ацтеков, инков или майя в Мексике и Перу, но уникальна — подобных сооружений в этой местности больше нет. Кстати, для туристов храмы Кох-Кер открыли лишь в начале нового миллениума — до этого все подъезды и дороги были заминированы и ехать туда было просто опасно.

Пирамида окутана легендами, местные обходят ее стороной как проклятое место, где один из королей, поклонявшийся богине смерти Маре, приносил в жертву людей, сбрасывая их в шахту, которая служила чем-то вроде портала между мирами. Но я страха не почувствовала, только любопытство: может, на иностранцев заклятие не действует? А еще, по легенде, на вершине пирамиды раньше стояла золотая статуя, но когда в 1930 году пирамиду открыли, наверху уже ничего не было. Говорят, что статуя упала в шахту, ведь спустить ее без специальных механизмов просто невозможно. Проверить версию не удалось — ни один из смельчаков не вернулся из шахты живым. Там, на глубине пятнадцати метров, внезапно перестает работать любая аппаратура, а страховочные веревки просто-напросто рвутся. Мы рисковать не стали, просто кинули в бездну комья земли, но глухого звука падения так и не услышали.

И вот уже нас приветствует остров Ява — самый густонаселенный в мире. Именно здесь сохранились главные памятники индонезийской древности — многочисленные индуистские и буддийские храмы. Самым грандиозным из них считается храм Боробудур, который называют восьмым чудом света, симфонией из камня и гимном Будде. Начинать знакомство с храмом следует непременно на рассвете, встать для этого придется в половине пятого и в полной темноте с фонариками начать восхождение на него. Зато поднявшись, так здорово начинать новый день с медитации на вершине храма в тишине и умиротворении (туристов на Яве в сотни раз меньше, чем в Камбодже), наблюдая, как солнце медленно встает из-за вулкана, озаряя долину и храм своими лучами. Признаться, более красивого восхода я не видела никогда в жизни.

А нам предстоял еще отдых на яхте! В порту города Лабуан-Баджо на индонезийском острове Флорес нас ждала Samata («покой» на санскрите) — как раз то, что нужно после насыщенной культурной программы. Привычных белоснежных красавиц с Лазурного Берега здесь не найдешь — в порту сплошь традиционные двухмачтовые лодки пиниси с парусами.

На борту нас приветствовала команда из четырнадцати человек — больше, чем вся наша компания. Пока мы осматривались, привезли багаж, и пятидневный круиз по национальному парку Комодо, полный приятных неожиданностей, начался. Например, в один из дней, пока мы завтракали, команда изучила ближайшие пляжи и присмотрела для нас необитаемый остров. К нашему появлению там уже стояли зонтики, в тени — холодильник с напитками, а на песке не было и следа острых кораллов.

Следующий день начался с заплыва в теплой воде на рассвете, свежевыжатого сока и только что испеченных круассанов. Потом любители дайвинга ушли на дно, а остальным выдали маски и ласты — полюбоваться коралловыми рифами. Так проходили дни: вечерами мы собирались на палубе и на фоне заката делились впечатлениями — кто-то познакомился с морской черепахой, а кто-то наслаждался массажем на палубе. Менялись пейзажи и занятия — восхождения на вулканы на островах, катание на вейкборде, дайвинг с огромными скатами мантами. Будет о чем вспомнить осенними московскими вечерами!

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: EMMA TEMPEST; LLOYD R. IAN; corbis/all over press; getty images/fotobank.ru; Полина Григорян; дмитрий перунов; JACQUES GRAF/Madame Figaro/east news; ERIC MARTIN/Le Figaro Magazine/east news; Григорий Пикин; Архив vogue