Миссия к Ларсу

Стейси Мартин начинает карьеру актрисы с главной роли у Ларса фон Триера. За что ей дан такой аванс?
Стейси Мартин фото и интервью с начинающей киноактрисой

Сейчас ехала к вам на интервью на метро и думала: интересно, смогу ли я так кататься, после того как выйдет фильм фон Триера? Я же в нем не просто снимаюсь голая и занимаюсь сексом — я еще и играю нимфоманку!» Мы сидим в кафе в Ковент-Гардене, и Стейси Мартин, забравшись на подоконник, рассуждает о перипетиях будущей славы: «Но, с другой стороны, Кейт Уинслет по-прежнему запросто ездит в общественном транспорте. Так что и я, наверное, смогу».

А пока про двадцатитрехлетнюю Мартин никто ничего не знает — даже в интернет-энциклопедии кино IMDb.com про нее не сказано ни слова, и больше всего она похожа на обычную лондонскую студентку. На ней топ в сине-белую полоску, кардиган, джинсы, вместо сумки — черный нейлоновый рюкзак какого-то скандинавского бренда, изрядно поношенные лоферы. «Совсем убитые, — говорит Стейси. — По-моему, они вышли у Russell & Bromley сезонов шесть назад. Ничего особенного, демократичные марки COS, Uniqlo, — перечисляет она, когда я спрашиваю, где она покупала все остальное. — Важнее всего для меня — чувствовать себя комфортно».

Стейси — единственный ребенок в семье, папа — англичанин, работает парикмахером, мама — француженка. Девочка окончила школу в Париже, а потом уехала в Лондон, поступила в университет и пошла учиться в актерскую школу. Почему в Лондоне? «Во Франции у тебя всегда должен быть какой-то заранее утвержденный план. Не иметь плана, тем более отступить от него — значит провалиться. У меня был друг, которого выгнали из университета, и для него это стало таким ударом, как будто — боже мой! — весь мир рухнул. А в Англии люди относятся ко всему гораздо проще». Еще в Париже она стала подрабатывать моделью, продолжила это и в Лондоне, но, как говорится, без особого фанатизма — хотя некоторые поклонники и сравнивают ее с молодой Джейн Биркин. Мартин по-прежнему числится в модельном агентстве, но сама объясняет, что для подиума не вышла ростом — всего метр семьдесят, поэтому на ее счету всего лишь съемки для малозначительных каталогов. «Сейчас я хочу сконцентрироваться именно на актерстве. Но если предложат сняться в какой-нибудь рекламной кампании — да, я соглашусь».

Роль в «Нимфоманке» у Ларса фон Триера Стейси получила после трех кастингов: двух в Лондоне и одного в Копенгагене. «Все это было сюрреалистично, как в самих его фильмах. Я сидела, смотрела на Ларса и ничего не говорила. А он смотрел на меня». Она всегда была его фанаткой, особенно после культового британского телесериала «Королевство» про нейрохирургическое отделение главной больницы Копенгагена и компанию мойщиков посуды с синдромом Дауна, обсуждающих подробности странных происшествий с пациентами.

«Нимфоманка» — фильм из двух частей, первая из которых выйдет в декабре этого года. Картина рассказывает историю девушки Джо: Стейси играет ее в юности, Шарлотта Генсбур — взрослую. «Мы с Шарлоттой почти не работали вместе, хотя играли одного и того же персонажа. Ларс не хотел, чтобы мы даже находились в одной комнате и тем более — делились мыслями о своей героине. Но, видимо, мы действительно были на одной волне: получилось так, что оба наших представления об одном персонаже слились воедино. Это был мой первый фильм, так что сначала я сильно нервничала. Старалась улетать домой на время, когда снимали Шарлотту, а мне нечего было делать на площадке. Но потом попросила разрешения остаться: хотелось быть погруженной в сюжет от начала до конца».

Не была ли юная актриса шокирована поворотами сюжетной линии? «Я знала, что фильм называется «Нимфоманка», знала, что это работа фон Триера, поэтому ожидала чего-то смелого. Но этот фильм совсем не о людях, постоянно занимающихся сексом. Это прекрасное кино, я бы даже сказала — забавное. Фон Триер потратил два года, чтобы написать сценарий, потому что история на самом деле запутанная и совершенно сума­сшедшая. Мне кажется, вы должны увидеть все своими глазами!»

Хотелось бы, потому что выбрать на главную роль девушку без актерского опыта — дебют и эксперимент и для самого режиссера. В своих ранних фильмах Ларс фон Триер ставил психологические эксперименты на мужчинах, хотя и тогда у него снимались крупные европейские актрисы, такие как Барбара Зукова (фильм «Европа», 1991), акцент был совершенно не на них. Перелом произошел в фильме «Рассекая волны» (1996), где режиссер взял малоизвестную, но с мощной театральной школой Эмили Уотсон и заставил обнажиться до таких степеней (и физических, и душевных), что она при полном отсутствии женской привлекательности в обычном ее понимании стала на какое-то время секс-символом для интеллектуалов. Ее сняли в «Госфорд-парке» и «Эквилибриуме». Потом, правда, когда фон-триеровский морок рассеялся, Уотсон заняла свое место в обойме — ей стали давать характерные второстепенные роли. Идеальный пример — графиня Лидия Ивановна в недавней «Анне Карениной» Джо Райта.

С Эмили Уотсон и пошли мощные женские роли у фон Триера и, соответственно, актрисы, которые их исполняют. «Бьорк, Николь Кидман или Кирстен Данст — психологический портрет всегда один: личная драма в анамнезе, сильные драматические способности и готовность быть доведенной до последней грани безумия ради силы эмоции в кадре. Причем внешность значения не имеет, скорее масштаб личности, — говорит киновед Андрей Плахов. — Для каждой из них роль у Ларса фон Триера стала последней проверкой на профессиональную пригодность, но никак не повлияла на дальнейшую карьеру. Его видение такое особенное, что опыт работы с ним никак не может пригодиться для кого-то другого. Особняком стоит Шарлотта Генсбур, которая снималась много и до Триера — в том числе у Франко Дзеффирелли в «Джейн Эйр», но известна была не ролями, а происхождением. Только после «Антихриста» на нее стали смотреть как на актрису». Теперь фон Триер так впился в Генсбур, что у нее просто нет возможности сниматься у кого-то еще, — она обязательная участница его каждого нового проекта. Так что Стейси Мартин в некотором роде эксперимент для Триера: он берет совершенно не оформившееся актерское, да и человеческое тесто и лепит его под себя.

Я спрашиваю, чем Стейси планирует заниматься дальше, и, конечно, она говорит, что будет сниматься в кино и иг­рать в театре. «Каждый, кто учился в драматической школе, точно знает, что нужно делать и к чему стремиться. Но я пока такая маленькая, мой голос такой слабый (прямо по Баратынскому: «Мой дар убог, и голос мой негромок»), что мне нужно еще очень много работать. Пока что, думаю, никто даже услышать меня не сможет на последних рядах».

И в то же время очевидно: к своей работе она относится чрезвычайно серьезно, настолько, что даже не собирается отправиться куда-нибудь на каникулы перед съемками второй части «Нимфоманки». «Мне нужно быть здесь для прослушиваний. Сейчас я в самом начале своей карьеры. Я не могу просто взять и сказать всем, что полетела на Гавайи».

Ее ситуацию сложно назвать простой: в свое время она бросила модельный бизнес, чтобы посвятить себя актерству, а теперь сразу попала в высшую лигу актрис, причем по очень специальному, фон-триеровскому разряду. Как говорится, вход — рубль, выход — два: одним словом, девушке не позавидуешь. Но Мартин уверяет, что и не ищет завидной и легкой, похожей на увеселительную прогулку судьбы.

Стейси живет со своим парнем, музыкантом Дэниелом Блумбергом (он играет в инди-группе Yuck, которую некоторые сравнивают с Sonic Youth и My Bloody Valentine) в уютной квартирке на тихой окраине Лондона. Я спрашиваю, сложно ли играть на площадке нимфоманку, которая не в силах совладать с порочной страстью, а потом возвращаться к простой человеческой жизни? «Нисколько: родители и мой парень так поддерживали меня во время съемок, что и сами стали их частью. Не думаю, что у меня все получалось бы так же хорошо без их помощи».

Последний вопрос: что она планирует делать с немалым гонораром от съемок у фон Триера? «Возможно, куплю дом, — отвечает Стейси. — Тогда мы с Дэниелом могли бы переехать в деревню, завести овец, коз, кур». И детей? «Я пока что не думаю о детях, но мне хотелось бы иметь двух или трех. Интересно, как можно совмещать воспитание детей и карьеру?»

Мы прощаемся: надеюсь, мне удастся взять у нее интервью лет через пять или десять и увидеть, как выросла эта симпатичная девушка и изменила ли ее слава. Хотя я не думаю, что эти изменения будут существенными. Возможно, одежда станет дороже. Появится пара морщинок вокруг глаз от усталости — она явно будет много работать. Интеллигентная, умная, трудолюбивая и амбициозная и без каких-либо претензий — мне нравится Стейси Мартин. Девушка, у которой, как у всех французских школьников, есть план.

Стиль: Svetlana Tanakina. Прически: Halley Brisker/jed Root. Макияж: Mathias van Hooff/Julian Watson. Маникюр: Mike Pocock/Streeters London. Ассистент фотографа: Jake Lewis. Ассистент стилиста: Andrew Glover. Ассистент парикмахера: Cathy Ennis. Ассистент визажиста: Paula Valencia/Julian Watson. Продюсер: Elena Serova. Ассистент продюсера: Valeria Shkolyar.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Emma Tempest