На всех парусах

Яхта – это ваш собственный островок свободы в житейском океане. С чего начать?
Яхтинг как научиться управлять яхтой и лучшие яхтенные школы в Москве и области | VOGUE

Средиземное море, берегов не видно. Я стою за штурвалом двенадцатиметровой яхты Bavaria 38 в новом купальнике Michael Kors и шляпе — принимаю солнечные ванны. Мой муж Дима — внизу в каюте. Мы вдвоем только что окончили яхтенную школу, и это наше первое плавание без инструктора — с Корсики на Сардинию. Все кажется безоблачным, как вдруг за секунду погода меняется — резко холодает, начинает дуть порывистый ветер, яхта сильно кренится, в воздухе появляются крупинки града. С левого борта меня окатывает волна, шляпа улетает в открытое море. Муж выскакивает на палубу с охапкой спасательных жилетов и страховочных линей (так называются ремни, которыми члены экипажа пристегиваются к яхте, чтобы не упасть в море), хватает штурвал. А я беру рифы на парусах, чтобы вернуть контроль над лодкой.

За те три года, что прошли после этого, многое поменялось. В такую ситуацию я больше не попаду, а вместе с неумением справиться с внезапно набежавшей волной прочь ушли стресс, поиски смысла жизни, лишние килограммы и бессонница. Кто бы мог подумать?

На яхте я оказалась благодаря мужу. Он с детства мечтал о парусах, но считал, что это занятие миллионеров. И часто цитировал слова знаменитого американского толстосума Джи Пи Моргана: «Если вы спрашиваете, сколько стоит яхта, значит, у вас нет на нее денег!» Но в один прекрасный день, придя в турагентство за путевкой на юг, мы неожиданно выяснили: неделя на парусной лодке на Канарах с капитаном, который заодно учит вас азам мастерства, стоит столько же, сколько отдых в отеле на Мальдивах. Итак, становимся яхтсменами!

Учеба проходила прямо на палубе. Сначала мы освоили техническую часть — узнали все о средствах спасения и безопасности в море. Например, как надувать плот и подавать сигналы. Затем освоили обращение с такелажем — канатами, с помощью которых нужно управлять парусами, научились вязать морские узлы, узнали, как стоять за штурвалом. Глаза мои сияли от счастья, но были и нюансы.

Во-первых, я не могла прикоснуться к рукам: мышцы болели так, будто я дожила до своих два­дцати пяти, ни разу не подняв ничего тяжелее фужера, а ведь я регулярно ходила в спортзал! Во-вторых, стоять за штурвалом четыре часа подряд, как выяснилось, физически сложно. Особенно если море неспокойное. Вы замечали, что все яхтсмены стройные и подтянутые? На парусной яхте тело постоянно балансирует и пребывает в тонусе — как во время фитнес-тренировки на мяче или нестабильной платформе босу. Пытаясь удержать равновесие, вы тренируете мелкие мышцы-стабилизаторы, которые во время обычных силовых упражнений не задействованы. Благодаря их натренированности тело перестает напоминать желе, подсушивается. Улучшается общая выносливость организма. К тому же все нестабильные платформы — и босу, и палуба лодки — это нестандартные условия для организма, и калории сжигаются быстрее: например, двадцать приседаний на суше равны десяти на качающейся поверхности.

Наконец, я столкнулась с морской болезнью. Но эту проблему решить просто. На лодке я всегда надеваю браслет Travel Dream — он воздействует на акупунктурные точки и создает нервные импульсы, которые подавляют синдром укачивания и тошноты. А также регулярно принимаю таблетки драмина — правда, с каждым заплывом делаю это все реже и реже — парусный спорт развивает вестибулярный аппарат.

Итак, после первой недели мы получили лицензию Crew Member, то есть стали матросами. Но арендовать яхту или, как говорят в этой индустрии, взять ее в чартер и самостоятельно ею управлять мы по этой лицензии не могли, поэтому остались на вторую неделю и освоили курс Day Skipper — капитанов дневного плавания. Обычно курс вдвое дольше, ведь капитан должен знать и уметь гораздо больше, чем матрос. Нужно разбираться в основах метеорологии, навигации, особенностях приливов и отливов, правилах составления маршрута и морского движения. Уметь швартоваться, маневрировать, пользоваться рацией. Но мы еще до поездки накупили множество обучающих книг и выучили теорию дома в Москве, поэтому, по сути, на Канарах нас ждала практика с проверкой теоретических знаний.

Уже через пару месяцев после обучения мы отправились покорять волны — сначала в Хорватию, затем в Турцию, Грецию и Францию. Средиземноморье считается идеальным местом для новичков: нет приливов и отливов и управлять яхтой гораздо безопаснее, чем в других популярных среди яхтсменов точках на карте — например, на Карибских островах и в Таиланде. Совсем недавно мы переплыли Ла-Манш — правда, с инструктором. Это случилось в январе, в самый опасный период для подобного перехода! На гоночной яхте в спартанских условиях мы боролись с сильным шквалом и гигантскими танкерами, все время намеревавшимися нас раздавить.

Не странно ли для двадцатипятилетней девушки восхищаться такими приключениями, спросите вы? Нет! Я стала рассчитывать на себя, хотя до этого была абсолютно несамостоятельной: анализируя экстремальные ситуации на лодке, я поняла, что даже если муж выпадет за борт, я не потеряю контроль над ситуацией. Наоборот, соберусь и сделаю все возможное, чтобы спасти его, не перестав управлять лодкой. Парусный спорт, как никакой другой, развивает мозги: составить маршрут, понять связь между ветром, парусами и движением лодки, пройти между препятствиями. И вот еще: яхта дает возможность почувствовать настоящую свободу и близость к природе. Какой еще вид отдыха позволит тебе сегодня быть на шумной Ибице, а завтра на необитаемом острове?

Теперь мы плаваем по две недели два раза в год — весной и в конце лета. Днем выходим в море, а вечером причаливаем: наша лицензия потому и называется Day Skipper, потому что до захода солнца мы должны вернуться на берег. Лодку бронируем за несколько месяцев — сначала определяемся с регионом, затем с типом яхты, а после этого ищем по интернету предложения агентств. Приехать в порт и на месте арендовать яхту вряд ли получится — особенно если это высокий сезон.

А что у нас? Если десять лет назад в Москве и области была всего пара яхтенных школ, то сейчас их уже больше пятнадцати — на Клязьминском, Пестовском и Химкинском водохранилищах. В обучение, как правило, входят двадцать часов в классе и пять занятий на воде. Преподают профессиональные спортсмены. Некоторые школы устраивают любительские регаты — мы по средам участвуем в регате Wednesday Night Cup на Химкинском водохранилище. Это, конечно, не Кубок Америки, но не зря у яхтсменов есть поговорка, что парусный спорт делает из мужчины джентльмена, а из женщины — леди. Научившись управлять яхтой, ты будто поднимаешься над собой, начинаешь смотреть на все другими глазами. Вот и я уволилась из крупной консалтинговой компании и хочу открыть свою яхтенную школу. Чтобы стать акулами бизнеса, для начала надо стать настоящими морскими волками.

Поднять паруса

Pro Yachting

Школа двукратной чемпионки Европы по парусному спорту и полуфиналистки Олимпиады в Лондоне Екатерины Скудиной на Химкинском водохранилище с собственным флотом из десяти современных лодок.

Теория – от 36 000 руб. за 12 занятий, практика – 5 000 руб. в час; pro-yachting.ru

Русский яхтенный центр

В одной из первых школ Москвы (существует с 2006 года) преподают только теорию, а практические занятия для слушателей организуют на Средиземном море.

Теория – от 40 000 руб. за 15 занятий; ryc.ru

«Семь яхт»

Двенадцать занятий по три часа – это самый быстрый курс начинающего яхтсмена. Если приходите вместе с напарником, предоставляется существенная скидка.

Теория – от 20 000 руб. за 12 занятий, практика – от 17 000 руб. за 10 занятий по два часа; nationalclass.ru

Стиль: Svetlana Tanakina. Прическа: Teiji Utsumi. Макияж: Marie Duhart/Atomo. Модель: Caroline Schurch/Silent Paris. Ассистенты фотографа: Charlie Ryan, David Adams. Ассистент стилиста: Julia Brenard. Продюсер: Elena Serova. Ассистент продюсера: Valeria Shkolyar. Редакция VOGUE благодарит отель Daios Cove Luxury Resort & Villas за помощь в проведении съемки.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: paolo zerbini