Нарс на звездном небе

В России наконец продается косметика NARS — детище Франсуа Нарса, легендарного визажиста и фотографа
Франсуа Нарс начал продавать косметику NARS в России

Нарс редко дает интервью, а если его уговаривают — становится находкой журналиста: рассказывает с увлеченностью и страстью, никогда не повторяясь и не боясь сказать лишнего. Он встречает меня в люксе парижского отеля Le Meurice, как голливудская звезда — в своих фирменных затемненных очках, строгом костюме с галстуком и с двухдневной щетиной, элегантный, как рояль, и добродушно расцеловывает в обе щеки. «Вы не представляете, как долго я ждал встречи с русским VOGUE и мечтал, как скажу вам, что вот-вот начну продавать свою косметику в Москве. Но все двадцать лет с момента основания бренда что-то постоянно мешало мне сделать это. Я рад, что наконец-то все преграды позади».

Мы рады не меньше: ведь все эти годы нам приходилось возить пудры, помады, карандаши NARS из Европы и Америки, следуя советам знаменитостей и супермоделей — они расхваливали на все лады ее японское качество (текстуры всех средств разрабатываются в Японии на заводе Shiseido) и гений Нарса-визажиста.

Сейчас Нарсу пятьдесят четыре. И первым делом он поднимает бокал шампанского за Россию. Франсуа любит нашу литературу, а русскую коллекцию Ива Сен-Лорана 1974 года считает самой красивой в истории моды. «Я же был в вашей стране в конце 1980‑х, — Нарс смотрит мне прямо в глаза и говорит слегка шепотом. — Мы приехали со съемочной командой одного из итальянских журналов снимать меха. За две недели успели объехать Москву, Ленинград, Самарканд, Иркутск. Это были времена дефицита, запретов, но женщины при этом выглядели потрясающе. В аэропорту на обратном пути меня чуть не арестовали, найдя в кармане двадцать долларов, но на фоне общих впечатлений это бы­ло сущим пустяком».

Нарс начинал, когда в моде была боевая раскраска, как у ранней Мадонны, героев сериала «Династия» и моделей на фото Ги Бурдена — зеленые тени, розовые румяна и оранжевая помада. Зная это, я подготовилась и пришла на интервью с ярко-коралловыми губами. «Я до сих пор обожаю съемки Бурдена и макияж на них. И всегда мечтал с ним поработать. Но в то же время я понимал: чтобы обо мне, маленьком двадцатилетнем парне из городка Тарб на юге Франции, услышали в модном мире, я должен предложить что-то уникальное. И я начал везде — и на съемках для журналов, и частным клиентам — предлагать очень чистый образ, «макияж без макияжа».

И это сработало. В 1984 году Нарсом заинтересовалась Полли Меллен, тогдашний директор моды американского VOGUE, который в те годы продвигал идею «высокая мода доступна каждому». Она предложила Франсуа поработать с Ричардом Аведоном, стиль которого был очень реалистичным. Они сделали первую совместную обложку — на ней датская модель Рене Симонсен излучает здоровье и красоту: кожа сияет, глаза слегка подчеркнуты темным карандашом, на губах розовый блеск. А чуть позже, уже в начале 1990-х, Нарс начал работать с Кристи, Линдой, Синди и Наоми и сам стал звездой ­модной сцены.

Сегодня Франсуа редкий гость на Неделях моды. Единственное шоу, на котором он по-прежнему работает каждый сезон, — ­показ его давнего друга Марка Джейкобса. Не скучает ли он по показам? Он прыскает, будто я спросила о чем-то очень смешном: «Скучаю ли я? ­Конечно же нет! С годами я устал от всей этой суеты за кулисами. Там должны работать молодые ребята, там нужно много энергии. Не могу сказать, что у меня ее мало — но на все эти ожидания, капризы моделей, которых на показе сейчас не двадцать, как в 1990-е, а шестьдесят, у меня просто не хватает сил. Я по-прежнему люблю красить, например, если попросит мама. Но гораздо больше люблю что-то придумывать и реализовывать это при помощи команды профессионалов».

Он говорит, что не может вспомнить имени ни одной современной модели — все они, по его мнению, неприметны и их звезды сгорают так же быстро, как загораются. Нарс, конечно, лукавит — он знает и Кару Делевинь, и новую русскую звезду Сашу Лусс, просто считает, что называть их супермоделями еще слишком рано. «Разумеется, я не сижу в вакууме. Но мне больше интересно то, что вызывает появление тех или иных трендов, которые мы видим на подиуме, чем сам подиум. У меня расписан каждый день: хожу в кино и музеи, на концерты. Главное впечатление последнего времени — драма Стивена Содерберга «За канделябрами» о великом пианисте и фрике Либераче, которого играет Майкл Дуглас. Уверен, на предстоящей Неделе моды мы увидим его отблески».

Еще одна причина, по которой Франсуа отказывается участвовать в показах, — их излишняя театральность. «На подиуме нужно в режиме нон-стоп продавать мечту, мне же больше нравится думать о реальных женщинах. В моих бутиках вы найдете и тени кислотных оттенков, и накладные ресницы, но основную ставку я делаю на косметику на каждый день. Мой бестселлер, бежево-бронзовый стик Multiple, можно использовать и как тени, и как румяна, и как помаду». В Нью-Йорке девушки в шутку называют его «фастфуд» — имея средство в косметичке, можно быстро привести себя в порядок.

Собственную марку Нарс открыл в 1994 году в США. Первые двенадцать помад сразу же стали пользоваться огромным спросом. Не было ли ему обидно, что успех поджидал его не на родине, а за океаном? «Во Франции эти помады никто бы не купил. Там все консерваторы, выберут скорее Dior или Guerlain. Америка же — потрясающая страна, где у абсолютно любой идеи есть шанс стать достоянием миллионов. У женщин здесь удивительная потребность всего нового».

Те двенадцать помад, а чуть позже и остальную косметику Нарс выпускал при финансовой поддержке своих родителей. Денег на дорогостоящую рекламу не было, и тогда он сам взялся за фотоаппарат, вспомнив, чему его на съемках для VOGUE учили Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Стивен Майзел. В 1999 году Нарс опубликовал свой первый альбом со снимками Кейт Мосс, Александра Маккуина, Синди Кроуфорд, Донателлы Версаче и многих других — так на свет появился Нарс-фотограф.

Даже в том, что касается макияжа, видно, каким поклонником фотографии является Нарс — у него есть множество средств, которые делают кожу идеальной для объектива. Да и новая коллекция макияжа, которую он мне сейчас показывает, посвящена Ги Бурдену. Создавая ее, он провел много времени с сыном фотографа Самуэлем и его музой — моделью Николь Мейер. В коллекции — тени цвета электрик, малиновые румяна, красная помада. Неужели Франсуа изменил себе? «Эти тюбики появятся на прилавках в декабре, а перед праздниками всегда хочется чего-то сумасшедшего. Я всю жизнь мечтал поработать со своим кумиром — и исполнил мечту, пусть и в такой необычной манере».

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: FRANÇOIS NARS (1); LUCA CANNONIERI (1); ВАЛЕНТИН ЗОЛОТУХИН (1); JASON LLOYD-EVANS (1); CN RUSSIA PHOTOSTUDIO (1); АРХИВ VOGUE (4)