Не такая, как все

Пятый фильм Софии Копполы — о том, почему у нее нет ни инстаграма, ни твиттера
София Коппола интервью с режиссером о ее фильме «Элитное общество» и отношению к Интернету | VOGUE

Пятеро подростков заходят в дом Пэрис Хилтон, фотографируются с подушками, которые украшены портретами хозяйки, и с криками Oh my God! начинают выбирать платья и туфли из ее гардероба: «Зеленый тебе не идет, отдай мне», «Ну как? Нравится?», «И как это она ходит на таких каблуках?». Эта сцена имела место минимум дважды — в 2008 году, когда нахальная банда тинейджеров, которые сами называли себя Bling Ring («Охотники за бриллиантами»), обчистила дома полудюжины голливудских знаменитостей, и прошлым летом, на съемках фильма Софии Копполы «Элитное общество», где одну из юных гангстерш сыграла Эмма Уотсон. Сейчас его можно посмотреть в российских кинотеатрах.

«Помню, летела в Европу и в журнале Vanity Fair на­ткнулась на статью про этих подростков, — говорит Коппола. — Подумала, что кто-то уже наверняка взялся ее экранизировать. Не так часто в нашей жизни встречаются подобные преступления».

История впечатляет. Четыре девушки и примкнувший к ним парень, узнав через интернет, что вечером Пэрис Хилтон, Линдси Лохан или Орландо Блум собираются посетить вечеринку в Майами или премьеру в Нью-Йорке, отправляются к звезде домой (адрес жертвы подскажет всезнающий Google) и берут все, что понравится.

Проблемы взросления девочек и жизнь светской персоны — любимые темы сорокадвухлетней Копполы, которая начала с «Девственниц-самоубийц», снискала успех «Трудностями перевода» и была почти освистана после «Марии Антуанетты». В ее новом фильме оба сюжета тесно переплетаются, но режиссер впервые не разговаривает со своими героями на равных, а смотрит на них со стороны, если не сказать — свысока. Изменился мир, изменилась и София. У Копполы по-прежнему фигура двадцатилетней модели, но все же она — взрослая женщина, у которой есть муж, солист французской рок-группы Phoenix (свадьба состоялась два года назад в одном из винных отелей-бутиков, принадлежащих отцу Софии в Италии), две дочери, шести и трех лет, дома в Нью-Йорке и Париже, любимая работа и четкие ответы на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо? Хорошо — это семья и творчество, причем не только кино: София уже не первый год сотрудничает с Louis Vuitton, и дубленка с красным мехом внутри из нынешней коллекции pre-fall сделана ее другом Марком Джейкобсом именно по ее заказу и эскизу. Плохому она посвятила «Элитное общество».

Я много думала, насколько другими были мы в их возрасте, — говорит София. — Мы не знали, что такое реалити-шоу и интернет, зато много гуляли на улице. Тогда никому не приходило в голову, что достаточно сфотографировать себя на телефон и выложить фото на всеобщее обозрение, чтобы стать знаменитым».

Изучать мир звезд Софии не понадобилось. Коппола знает его как свои пять пальцев, а Пэрис Хилтон, ставшая жертвой Bling Ring, пустила съемочную группу в свои спальню и гардеробную, так что стеллажи с туфлями Louboutin, шкафы с сумками Birkin и Louis Vuitton, полки с солнечными очками, рейлы с платьями и шкатулки с драгоценностями в фильме настоящие.

Нужную интонацию Коппола старалась уловить в старом американском кино, в криминальных драмах шестидесятых «Бонни и Клайд», «11 друзей Оушена» и «Афера Томаса Крауна», герои которых грабят и убивают не по воле рока, а с удовольствием и шиком, вызывающими желание подражать. «Мои герои должны быть привлекательны и веселы, когда совершают кражу на миллионы долларов, — объясняет София. — И я подумала, что образ Фрэнка Синатры из «11 друзей Оушена» тут очень к месту».

На своих героев режиссер взирает с удивлением: «Они входят в дома, берут вещи и считают, что это нормально. Твиттер и социальные сети делают границы между людьми почти невидимыми. Звезд мы знаем лучше, чем соседей. Может, конечно, я и постарела, но для меня это все какая-то дикость».

Умница и дочь лучшего режиссера семидесятых, на экране Коппола выносить своим героям об­винительный приговор не спешит — хотя и сознательно цитирует ранний фильм Питера Джексона «Небесные создания», где девушка ловко манипулирует влюбленным в нее юнцом, направляя его прямиком за решетку, а также триллер из восьмидесятых «Ниже нуля» — о жестокости взрослеющих детей. Тем не менее ее претензии взрослой женщины и матери двоих детей обращены не к трудным подросткам, а к тому, что делает с ними интернет. Показывать «Элитное общество» шестилетней дочке Роми София не собирается («Я закрывала ей глаза, если она во время монтажа входила ко мне в комнату»), а сама старается держаться подальше от интернета.

«Я никогда не читаю, что обо мне пишут, — говорит режиссер. — Пусть я чувствую себя отчасти отрезанной от современности, но мне так проще. Возможно, я уже ворчу, как старая бабка, но «Элитное общество» — это уже не мой мир. Если все время держать в голове, что кто-то следит за каждым твоим шагом и словом, велика опасность начать жить напоказ». А чем заканчивается такая жизнь, ей хорошо известно: на привычке хвастаться в фейсбуке погорела не только Пэрис Хилтон, но и сами Bling Ring. Полиция легко вычислила дерзких грабителей по их фотографиям в интернете.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: АРХИВ VOGUE (3)