Переходный возраст

У актера Григория Добрыгина в этом году пять премьер в России и Европе. Но он хочет большего: стать режиссером нового русского кино
Переходный возраст

«Мода на мужчин-романтиков возвращается, так же как и мода на женские джинсы с высокой талией. Последнее меня, к слову, радует, это красиво. Как и бородатый мужчина с рюкзаком». Двадцатидевятилетний Григорий Добрыгин со всклокоченной шевелюрой, в щегольском пальто и красных «адидасах» пьет имбирный чай и рассуждает о том, зачем сегодня экранизировать популярный в 1970-е годы роман геолога Олега Куваева.

«Территория» про поиски золота на Крайнем Севере. Одноименный фильм выходит в прокат в апреле, снял его российский режиссер, а по первой профессии гидрометеоролог Александр Мельник. У Добрыгина главная роль — молодого инженера Сергея Баклакова, которого начальство посылает найти золото там, где по всем показателям его нет. Съемки проходили на плато Путорана, а в партнерах у Григория цвет русского кино: Константин Лавроненко, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова, Петр Федоров, Егор Бероев. «Интересно играть своего антипода: быть смелым, сильным, уверенным, — смеется Добрыгин. — На самом деле меня привлекли актерский состав и экспедиционная романтика. Чем круче меняется обстановка, тем мне интереснее и проще работать. Не в Москве сидеть и изображать что-то в павильоне, а действительно дышать другим воздухом, есть другую пищу, видеть людей, про которых снимается кино. Тогда сам организм меняется. Станиславский учит перевоплощаться за счет актерских способностей. Я так не умею. Мне, чтобы что-то получилось, нужно подальше уехать».

Сын подводника и балерины, родившийся на Камчатке и с пяти лет живущий в Москве, Добрыгин прославился в 2010 году главными ролями сразу в двух нашумевших картинах. Приключенческая «Черная молния» была первой и пока последней попыткой снять русское кино про супергероя. А «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — артхаусный триллер про двух метеорологов, матерого и стажера, пытающихся найти общий язык на полярной станции. Фильм принес тогда еще студенту режиссерского факультета ГИТИСа Добрыгину «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

Теперь у него в резюме два диплома — актера и режиссера — и меньше десятка ролей, зато все отборные. Особенно урожайным получился прошлый год: модный нидерландский фотограф и режиссер Антон Корбейн снял Добрыгина в триллере «Самый опасный человек», а крепкий шотландский мастер Кевин Макдональд поставил его в пару к Джуду Ло в драме про подводников и золото Третьего рейха «Черное море». В апреле у Григория еще одна премьера: в мировой прокат выходит фильм дебютантки Сюзанны Уайт «Такой же предатель, как мы» — экранизация нового романа классика шпионского детектива Джона ле Карре. На подходе картина «Зерно» победителя Берлинале турка Семиха Капланоглу. Так что газета The Guardian не преувеличивает, когда называет Добрыгина «главным экспортным товаром русского кино».

В отличие от своих ровесников Козловского, Ходченковой и Снигирь, которые пытаются покорить Голливуд, Добрыгин предпочитает Старый Свет: «В Америке так построена система, что твое участие в создании фильма минимально — все решают студия и режиссер. К тому же она географически от нас далека, поэтому образ русского там более законсервирован, чем в Европе. Я готов играть русских, меня не ущемляет то, что я играю русских в английском или немецком кино. Но это всегда разные персонажи. А вот играть клише, представление американского режиссера о русском человеке мне не хочется».

Раз персонажи русские, значит, языковой барьер — главная проблема отечественного актера в зарубежном кино — не снят с повестки дня? «Он есть, но так даже веселее, — улыбается Добрыгин. — На съемках всегда есть репетитор, с которым ты отрабатываешь диалоги. И у меня в каждом фильме новый акцент: то я русский, который учил в университете британский английский, а то русский, который пожил по обмену в Нью-Йорке. У меня в прошлом году было много переговоров с голливудскими кастинг-директорами, я каждый день ходил на две-три встречи и понял, что там люди просто с другой планеты. Планеты, которая называется «не мое». Мне говорили: «Оставайся — надо пожить в Лос-Анджелесе, чтобы его понять». Я не хочу. Мне Европа ближе».

В Берлине он и правда ориентируется почти как в Москве. Там покупает одежду, туда же, в вечно молодой и провокационный, несмотря на недавний полувековой юбилей, театр Шау­бюне ездит за вдохновением: «Гамлет» их худ­рука Томаса Остермайера произвел на меня такое впечатление, что захотелось отстрелянные патроны со сцены утащить. И так же сильно на меня подействовал «Гамлет» Някрошюса. Только если у Остермайера я хохотал, то тут рыдал. Режиссура у Някрошюса настолько образная, в ней столько метафор, что мозг просто не успевает за чувствами. Удивительное ощущение. К тому же в Европе потрясающе работают художники-постановщики и гримеры. Поэтому, даже если ты чего-то не понял, это всегда приятно смотреть».

Кирилла Серебренникова за то, что первым стал переносить на русскую почву находки европейцев, Григорий уважительно называет «миссионером от Шаубюне». А вот своих ровесников, которые ставят спектакли по берлинским лекалам, презрительно зовет «челноками» и как режиссер хочет искать что-то свое. Год назад Добрыгин в качестве дипломной работы выпустил на Малой сцене Театра имени Маяковского спектакль «Лакейская», где соединил недописанную пьесу Гоголя с разговорами современных официантов и таксистов, а героев посадил в шкаф-купе. Для студенческого спектакля успех был огромным.

Но сейчас театр отодвинут в сторону. Добрыгин готовится к съемкам своего полнометражного режиссерского дебюта. Речь в нем пойдет о молодом провинциальном актере, на которого свалилась слава. Главные роли сыграют звезда комедии «Горько!» Александр Паль и Евгений Сытый, известный по трагикомедии Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь». Среди участников проекта значится и другой хлебниковский актер Сергей Дрейден. Но идти по пути старшего поколения Добрыгин не хочет.

«Хлебников, Попогребский, Сигарев, Хомерики истощили почву. И надо уходить от этой серости и хмури, искать свежесть, искать воздух — он в нашей стране и так сдавлен и на­электризован. Раз уж мы поколение хипстеров, хочется, чтобы картинка была вкусная. Чтобы актеры не в тельняшках и майках ходили. С другой стороны, Уэс Андерсон, Аки Каурисмяки, Кира Муратова, Рой Андерсон, которые привлекают своей любовью к абсурду, жизни, людям, уже существуют и повторять их не надо. Нигина Сайфуллаева, Ваня Твердовский — это уже новое поколение, можно сказать, «новая новая волна». Потому что даже у Вани в «Классе коррекции» при всей его жесткости есть тот воздух, о котором я говорю».

Дотошный, склонный к обобщениям и контролю, он будто создан для режиссуры. «Она возникла случайно, — не соглашается Григорий. — Все-таки по-настоящему крутых актерских проектов у меня за пять лет было всего три: Попогребский, Корбейн и Капланоглу. Не так много. И если бы не режиссура, я бы основательно подтух. Слава — штука скользкая; вчера тебя все встречали с распростертыми объятиями: «Гри-и-иша!», а сегодня пробегают мимо, не заметив. Сейчас в связи с «Черным морем» и «Территорией» вокруг меня снова ажиотаж, но иммунитет к этому уже выработан. Хотя все равно с трудом представляю себе, как западные звезды постоянно живут в этой зоне повышенного внимания. Рейчел Макадамс и Уиллем Дефо, с которыми мы у Корбейна снимались, всегда дружелюбны, и это не вежливость — они такие сами по себе».

Так как защититься от звездной болезни? «Дома убраться, — улыбается Добрыгин. — Кстати, дома у меня довольно часто бардак, но в репетиционном зале не должно быть ни одного лишнего предмета. Фантазия может работать там, где порядок, поэтому мне хорошо с немцами — у них все по часам. А еще там никто не орет на площадке, хорошая еда, водители, которые по дороге на съемку поднимают тебе настроение, гримеры, которые придумывают лицо вместе с тобой, а не говорят: «Я двадцать лет работаю, так что убери руки от головы». А ведь это моя голова, мне идти в кадр и потом смотреть этот фильм с друзьями на долгожданной премьере. В русском кино есть что сказать и как, но не хватает вот этих простых вещей».

До ГИТИСа Добрыгин почти окончил Хорео­графическое училище при Большом театре и два года учился в духовной семинарии, так что дисциплина у него должна быть в крови? «Увы, нет, — протестует актер. — Лишь работа меня дисциплинирует. Сейчас у меня есть кино, с недавних пор преподаю первокурсникам в ­ГИТИСе, и мне нравится жить в таком режиме».

Весной ищите на телеэкранах и в сети клип, который Григорий снял для студентки Школы-студии МХАТ, певицы и обладательницы огненной шевелюры Муси Тотибадзе. Они уже год появляются вместе на всех премьерах, но на вопросы о семейной жизни Добрыгин отвечает уклончиво: «Мысли есть, конечно. Но мне кажется, все должно быть тихо, расписались и все. А потом дом, куча детей». Он загадочно улыбается, но тут же вновь становится серьезным: «Настает какой-то осознанный возраст, когда ты понимаешь, что за все отвечаешь ты и только ты». В фильме Попогребского герой Добрыгина, малахольный стажер, стал виновником трагедии из-за своей трусости и нерешительности. Прошло пять лет — хипстер превращается в мужчину.

ФОТО: DANIL GOLOVKIN. СТИЛЬ: KATERINA ZOLOTOTRUBOVA.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Данил Головкин