Призрак Китая бродит по Европе и Америке. Даже в прошлогоднем назначении Эди Слимана на пост креативного директора Saint Laurent Paris критики разглядели геополитический подтекст: фирменный узкий силуэт дизайнера как нельзя точно соответствует пропорциям жителей стран Азии. Мишель Обама вновь выбрала для инаугурации своего супруга платье Джейсона Ву, молодого американского дизайнера, родившегося на Тайване. А потом пришла в другом, тоже работы Ву, на оглашение обращения президента к нации. А когда в конце ноября Дом Balenciaga возглавил американец тайваньского происхождения Александр Вэнг, гранд-дама мировой фэшн-критики Сьюзи Менкес без обиняков объяснила это назначение: «Он говорит по-китайски, а у Balenciaga в Китае десять магазинов».
Первое, что впечатляет европейца в Пекине или Шанхае, — количество и масштабы модных бутиков. Так говорят все, кто возвращается оттуда. Chanel, Lоuis Vuitton, Burberry — все последние коллекции представлены в таком изобилии, какое в Европе не везде найдешь. Одна марка Miu Miu только за последние полгода открыла в разных частях Китая четыре бутика, включая флагманский в Пекине. Роберто Кавалли пришел в Поднебесную лишь год назад, а у него уже два магазина.
Прямые и косвенные цитаты из китайского костюма — главный этнический акцент нынешнего сезона. В гранжевой коллекции Dries Van Noten и барочной Dolce & Gabbana, у Альбера Эльбаза и Хайдера Акерманна — повсюду присутствует дальневосточный колорит, который выражается и в крое на манер кимоно, и в принтах с диковинными цветами, и в коротких брюках свободного кроя, как будто взятых у мастеров тай-цзи. Желтый — цвет одеяний монахов Шаолиня — царит на подиумах.
Но самое интересное даже не это. Главными триумфаторами прошедших только что Недель моды сезона осень–зима 2013/14 единодушно называют американских дизайнеров китайского происхождения, главные среди которых — Александр Вэнг (родители родом с Тайваня, он до восемнадцати жил в Сан-Франциско), Филлип Лим — китаец, родившийся в Таиланде и выросший в Калифорнии, и Дерек Лэм, китаец из Сан-Франциско, чей прадед — эмигрант в первом поколении шил подвенечные платья, а отец импортировал ширпотреб из Гонконга.